double arrow

По имеющимся у вас данным опишите демографическую ситуацию в Якутии. Вычислите показатели естественного прироста

Демографическия ситуация в Якутии

Год Численность населения, тыс. чел Рождаемость, на 1000 чел Смертность, на 1000 Естественный прирост Ожидаемая ср. продолжительность жизни
  1 111,0 19,6 6,8   66,2
  1 037,1 15,3 9,8   62,2
  962,5 13,5 9,6   63,7
  950,7 14,3 10,2   64,7
  958,5 16,8 9,8   66,8
  955,6 17,5 8,7   67,9

Задание домашней работы соответствует условиям развития познавательного интереса к географии. Выполняя задание, ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний через прочтение статьи журнала и нахождения ответов на поставленные вопросы.

Задание домашней работы напрямую связано с изученной на уроке темой «численность населения и естественный прирост» и служит в качестве закрепляющего материала.

Учебный труд ребенка более разнообразен за счет использования новых источников знания – статьи из журнала. Как показали результаты анкетирования констатирующего этапа, научно-популярные источники как вид дополнительной литературы почти не используется ученикам.

Задания домашней работы изменяются по уровню сложности. Первые два задания подразумевают воспроизводство информации (выписать проблемы из текста, ответить на вопросы по тексту). Четверное задание требует репродуктивной работы – описание демографической ситуации в своей республике. Третье задание содержит проблемный вопрос. Выполнение последних двух заданий учитывалось в качестве дополнительных баллов к итоговой оценке по теме «Население».

Урок «Исторические особенности освоения и
заселения территории России»

В ходе урока ученикам предлагается самостоятельно, анализируя имеющиеся у них литературные источники, выполнить предлагаемое задание: нанести на контурную карту маршрут путешествий С.И.Дежнёва. Подготовленная к уроку научно-популярная литература отвечает учебным целям и задачам и содержит в себе достаточно теоретического материала для успешного выполнения задания. Так же учитывается такое методическое условие как краеведческий компонент. В ходе изучения темы ученики обращают внимание (сами, либо с подсказкой учителя) что маршрут путешествий Дежнёва пересекал Томпонский район. У учеников возникает некая личная заинтересованность в изучаемой теме, так как они теперь от части тоже привязаны к столь знаменитому процессу.

По прочитанному и выполненному учениками заданию происходит совместное обсуждение. Таким образом, акцентируется внимание на невольно упущенном или недоработанном детьми материале.

В конце урока ученикам предлагается на самостоятельное прочтение определенный список научно-популярной литературы по изучаемой теме. Предполагается, что использование энциклопедии истории освоения Севера подтолкнёт учеников к более детальному изучению темы первооткрывателей и исследователей.

Урок «Миграции населения»

Контроль уровня усвоения знаний по теме “Численность и национальный состав населения России” осуществляется через проверку домашнего задания. Ученики актуализируют полученные из статьи знания о демографических проблемах России.

Закрепление знаний по теме «миграции населения» осуществляется путем использования научно-популярной литературы. Ученики делятся на 3 группы и, используя предложенные им источники статей, заполняют таблицу «Миграции в России». В таблице учитываются следующие данные: время, вид миграции, причины и направления миграций. После происходит обсуждение выполненной работы.

На уроке во время изучения насильственной миграции ученикам демонстрируется книга «эти тяжелые 30-е годы», рассказывающая о лагерях ГУЛАГ в России.

Во время обобщения материала обращается внимание учеников на то, что использование научно-популярной литературы: • «Сегодня на уроке вы использовали дополнительные научно-популярные источники информации. На ваш взгляд, являются ли такие источники знаний хорошим дополнением к материалу учебника?» В ответах ученики сами приходят к выводу, что использование научно-популярных статей хорошо дополняет основной учебник. Таким образом, обращается внимание школьников на возможность применения дополнительных источников при подготовке к урокам.

Использование научно-популярной литературы по темам численность населения, естественный прирост и миграции обеспечивает доступ к более полной информации. Формируется самостоятельное отношение учеников к изучаемой проблеме. Проверка этого выполняется во время обобщения, когда ученики отвечают на вопрос учителя: «На основе изученного в течение последних двух уроков, какие перспективы развития демографической ситуации вы можете выделить?».

Урок «Национальный состав населения России»

Ученикам был предложен список тем докладов для урока, посвященного национальному составу населения России. Ученикам нужно было подготовить доклад об определенном народе Севера. Акцент внимания именно на Северных районах объясняется тем, что ребята, являясь жителями северного региона, должны знать и различать основных представителей народностей Севера России. Так же учитывается краеведческий подход: ученики больше узнают о северных народах своей родной республики. Ребята знакомятся с культурой, традициями и бытом каждого представленного народа. Некоторые узнают особенности культуры своей нации. Личная вовлеченность учеников способствует развитию интереса о предмете. Реализация таких методических условий как региональность и современность данных способствовала более качественному выполнению задания учениками.

Продолжительность доклада – около 3-х минут. Для доклада необходимо подготовить изображения представителя народа в костюме, предметов утвари. Учитывая что в классе 10 учеников, остается время на обсуждение и подведение итогов по уроку.

Список тем докладов: Необходимо рассказать о:

1) Саамы 2) Ненцы 3) Ханты 4) Ненцы 5) Эвенки 6) Эвены 7) Чукчи 8) Якуты 9) Долганы 10) Юкагиры 1) Название народа (самоназвание) 2) Принадлежность к этнической семье и группе 3) Территория проживания (нанести на карту) 4) Быт и традиции.

Для подготовки доклада использовать материал энциклопедии Арктика — мой дом. Народы Севера Земли. Культура народов Севера: полярная энциклопедия школьника: книга для детей сред. и старш. шк. возраста

Во время зачитывания докладов остальные ученики должны были составлять плана сообщения, содержащего информации об определенном народе Севера.

Предварительно в конце урока «национальный состав России» ученики были ознакомлены с научно-популярной литературой касающейся изучаемой тематики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: