double arrow

Глава 1. Отражение проблемы формирования интереса к географии на основе чтения научно-популярной литературы

1.1. Состояние проблемы формирования интереса учащихся
к учению в психолого-педагогической и методической литературе

Активная позиция учащихся на уроке, их интенсивная интеллектуальная деятельность являются как условием, так и следствием формирования интереса к учению. Желание узнавать новое, умение высказывать свое мнение, уверенность и твердость в отстаивании своей точки зрения, самостоятельность и критичность — эти качества очень важны в воспитании личности школьника, его интереса к учению, к знаниям.

«Интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с положительным эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или овладению той или иной деятельностью» [Совр. словарь по методике, 2001 с.284].

Интерес к учению у школьников имеет огромное значение, как для успешной работы педагога, так и для учеников, овладевающих новыми знаниями. При наличии интереса знания усваиваются основательно, прочно; при его отсутствии ‑ с трудом, часто формально, учебный материал в последствии не находит применения в жизни, легко и скоро забывается.

На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. Интерес симулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию.

Познавательный интерес - важнейшее интегральное образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях, то есть наличие не присуще человеку от рождения.

Г.И.Щукина выделила стадии развития познавательного интереса [Щукина, 2005]:

1. Любопытство - это начальная стадия проявления интереса, избирательное отношение, которое обусловлено чисто внешним раздражением, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека.Любопытство связано с новизной ситуации, с занимательностью того или иного предмета.

2. Любознательность проявляется в стремлении человека проникать за пределы увиденного. Любознательный школьник не ищет легких задач.

Любознательность связана со стремлением знать больше того, что обычно дается на уроке. Ученик выясняет вопросы, возникающие при изучении объекта.

3. Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, яркой избирательной направленностью ученика на конкретные учебные предметы, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.

4. Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием ее как инструмента познания.

Условия развития познавательной деятельности. Прежде всего это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера.

1. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.

2. Для проявления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности и целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

4. Слишком легкий и слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим, обучающими устройствами и т.д.), тем интереснее ему работать.

6. Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету [Михайлова, 2014].

Соблюдение вышеперечисленных условий напрямую влияет на развитие интереса у учеников.

Пути формирования познавательного интереса учащихся в учебном процессе. Что же конкретно способствует формированию познавательного интереса в учебном процессе и как мотива отдельных учебных действий ученика, и как прочного мотива его познавательной деятельности?

а) Стимуляция познавательных интересов школьников поступает из различных источников. Она поступает из содержания учебного материала, которое несет учащимся новую, неизвестную еще ранее информацию, вызывающую чувство удивления перед тем, как богат мир и как мало он еще открыт ему, ученику, и как заманчиво и увлекательно познавать это новое на каждом уроке.

б) Содержание знаний не единственный источник стимуляции познавательного интереса в учебном процессе. Масса разнообразных стимулов укрепления и формирования интереса к учению поступает из самой деятельности ученика, рождающей интеллектуальные и эмоциональные удовлетворения [Данилов, 1982].

При формировании познавательного интереса необходимо учесть возрастные особенности учащихся:

У младших школьников - сильное эмоциональное отношение к окружающей действительности, широта интересов.

Подростки импульсивны по отношению к интересующей их действительности.

Познавательный интерес старшеклассников - это направленность их интересов к человеку, его месту в мире, его отношению к другому полу.

Методы формирования познавательного интереса. Специальные исследования, посвящённые проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется тремя обязательными моментами:

1) положительными эмоциями по отношению к деятельности;

2) наличием познавательной стороны этих эмоций;

3) наличием непосредственно мотива, идущего от самой деятельности [Хорченко, 2011].

Важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к её содержанию, формам и методам осуществления. Учителя умело применяют этот фактор в повседневном обучении, используют методы эмоционально-нравственного стимулирования. (На уроках чтения учителя уделяют внимание анализу литературных деталей в качестве средства возбуждения глубокого интереса к нравственным проблемам литературных произведений.)

В роли методов, стимулирующих интерес к учению, выступают метод занимательных аналогий и метод сопоставления научных и житейских толкований отдельных природных явлений.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Перечисленные методы служат первым шагом на пути к формированию познавательного интереса.

Однако имеются и некоторые специальные методы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания обучения. К ним в первую очередь можно отнести методы создания ситуаций новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы и т.д. С этой целью учителя подбирают специальные примеры, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес в стране, публикуются в печати, сообщаются по телевидению, радио. В этом случае ученики значительно глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.

К методам стимулирования и мотивации учения относится также метод создания ситуации познавательного спора, метод организации учебных дискуссий. Включение учеников в ситуации научных споров не только углубляет их знания по соответствующим вопросам, но и невольно приковывает их внимание к теме, вызывая на этой основе новый прилив интереса к учению.

Одним из действенных методов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у учащихся, испытывающих определённые трудности в учебе. Ситуации успеха создаются путём дифференцированной помощи ученикам, путём поощрения промежуточных действий ребёнка, путём обеспечения благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных заданий [Хорченко, 2011].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: