double arrow

Констатирующий этап

На первом этапе было необходимо проверить существующий уровень интереса учеников к географии. В первую очередь на специально отведенном классном часу со школьниками были проведены беседы и анкетирования. Проводилось наблюдение за учениками в ходе таких уроков как история, информатика, биология. Так же проводились беседы с учителями, работавшими с девятыми классами.

Чтобы оценить уровень сформированности познавательных интересов школьников выделяют следующие показатели [Кужулин 2004]:

Низкий уровень - не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Средний уровень - большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к учителю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Высокий уровень - проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

В результате проведенного исследования было выяснено, что на уроках, в том числе на уроке географии, у школьников уровень познавательного интереса – средний.

Далее, был использован метод анкетирования, который позволяет уточнить полученные данные. Для решения задач исследования, была разработана анкета, с помощью которой удалось получить данные о мотивах изучения географии школьниками, а также об уровне проявления познавательного интереса школьников. Анкета представлена в Приложении 1.

В анкетировании приняли участие 24 школьника обоих классов. Из анализа данных следует, треть учеников обоих классов изучают географию в силу интереса к предмету. 42% учеников ответили что изучение географии им не интересно, но нужно. В силу того что 88% учеников имеют качественные оценки по географии («5» и «4») можно говорить интерес большинства объясняется социальными мотивами (осознание значимости получаемых знаний для будущей жизнедеятельности; ответственность перед учителями, родителями). 17% учеников ответили что изучают географию по принуждению (эти же 16% имеют годовые оценки «3» по географии). Результаты анкетирования представлены в Приложении 2

В целом анализ данных классного журнала показал, что класс в целом обладает высоким уровнем познавательной активности. Ребятам обоих классов интересны предметы как гуманитарной, так и естественно – математической направленности.

Большинство учеников отметили что часто занимаются умственной работой, причем в ситуации если задан вопрос на сообразительность ученики в большинстве не смогли определиться – как именно они поведут себя: сами найдут ответ или получат его от других (это подтвердили и итоги наблюдений).

Научно - популярная литература не является популярным источником знаний у учеников, дети читают её мало, либо вовсе не читают (67%). Из наиболее предпочитаемых источников информации был назван Интернет (46%). Книги и пособия используют лишь 25% учеников.

Результаты анкетирования №1 в плане различий между классами обнаруживает слабую степень разбросанности ответов. Т.е. ученики обоих классов давали примерно одинаковые ответы.

Из результатов второго анкетирования, проведенного с целью выявления уровня отношения учеников к научно-популярной литературы следуют следующие результаты. 54% учеников утверждают, что иногда используют информацию из научно-популярных источников. В то же время, примерно половина учеников полагает, что использование материалов дополнительной литературы могли бы помочь при подготовке к уроку.

Диапазон известных ученикам журналов и телепередач научно-популярной направленности достаточно невелик. Так же среди учеников только один ответил положительно на вопрос «выписывают ли ваши родители научно-популярную литературу. Таким образом, можно сделать вывод что ученики в целом плохо знакомы с журналами и, тем более, книгами научно-популярной направленности. Однако ученики положительно относятся к их использованию на уроках географии.

Самыми интересными для себя ученики отметили такие темы как «страны и народы», «путешествия и открытия» а так же статьи о природе и природных явлениях. Так же ученикам интересно читать о различных научных фактах. Наименее интересными ученика 9-х классов кажутся статьи о космосе и статьи по родной край.

Наиболее распространенными трудностями при работе с научно-популярной литературы ученики назвали то, что не понимают, порой, о чем статья по той или иной теме.

В целом по результатам обследования учеников 9-х классов можно сказать что интерес у детей к географии на среднем уровне. Так же, ученики в целом готовы использовать научно-популярную литературу на уроках и во время подготовки к занятиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: