Педагогический эксперимент проводится на базе Муниципального общеобразовательного учреждения Томпонская многопрофильная гимназия (ТМГ), п. Хандыга, Томпонский район в период с 19.сентябля по 7. октября 2013 года (3 недели).
В качестве э кспериментального класса был выбран 9 «Б» (10 учеников:6 мальчиков, 4 девочки). В качестве контрольного класса выступал 9 «А» (14 учеников: 7 мальчиков и 7 девочек).
Эксперимент проводился на базе изучения темы «Население России» в течение 6 уроков.
Первый этап исследования включал в себя изучение психолого-педагогической и методической литературы, определение проблемы и теоретических основ исследования. В ходе работы были определены критерии для проведения констатирующего эксперимента, получены и обработаны данные.
На втором этапе проведены первые измерения для констатации уровня начальной подготовки учеников 9-х классов ТМГ и выделены основные недостатки: отсутствие интереса к предмету география и навыков работы с дополнительными литературными источниками.
На третьем этапе был проведен обучающий эксперимент. Так же осуществлялось наблюдение за учениками 9-х классов в течение других уроков – литература, история, биология. Эти наблюдения проводились для дополнительной фиксации качественных изменений в обучаемости школьников.
Цель эксперимента – проверить присутствие у учащихся интереса к географической науке. Провести пробное обучение умению применять дополнительные источники знаний на уроках географии. Сформировать интерес к географической науке на основе чтения научно-популярной литературы.
Для осуществления опытно-экспериментальной работы были поставлены следующие задачи:
· выявить у учеников наличие познавательных интересов, их содержание и направленность;
· определить уровень заинтересованности учащихся в изучении географии, их интересы и склонности;
· апробировать разработанный комплекс уроков с применением научно-популярной литературы, направленных на развитие познавательного интереса учащихся и оценить психолого-педагогические условия его эффективного функционирования;
· провести повторную диагностику, сравнить результаты и сделать выводы.
План эксперимента:
Этап | Задачи | Проводимые мероприятия |
1) Констатирующий | Выявить уровень развития познавательных потребностей, мотивов; Определить показатели заинтересованности учащихся в изучении географии, | Анкетирования Наблюдение на уроках Анализ активности на уроке географии (тема «Численность и естественный прирост населения России»). Контрольная работа №1 |
2) Экспериментальный (обучающий) | Разработать уроки по географии, способствующие развитию познавательной активности при использовании научно-популярной литературы. Организовать и провести занятия, направленные на развитие интереса учащихся к географии при использовании научно-популярной литературы (детские энциклопедии и журналы) | Проведение уроков по темам: 1) Миграции населения 2) Исторические особенности заселения и освоения территории России 3) Национальный состав населения России 4) Городское и сельское население. |
3) Контролирующий | ·выявить уровень развития интереса к изучению географии; ·определить показатели заинтересованности испытуемых, ·определить преобладающие мотивы личности учащихся (таким образом, провести повторную диагностику мотивационной сферы учащихся), сравнить полученные данные по всем характеристикам с результатами диагностики констатирующего этапа и сделать выводы. | Контрольная работа №2 Анкетирования Наблюдение за учениками. |