Текущий контроль и задания для самостоятельной работы

1. Составьте классификацию социальных проблем, являющихся наиболее острыми для России, и которые требуют своего первоочередного решения государственными органами и общественными организациями (из трех позиций с соответствующей аргументацией).

2. Составьте перечень наиболее социально уязвимых категорий населения и социальных групп, на решение проблем которых должны быть направлены первоочередные мероприятия и программы социальной политики (из трех позиций с соответствующей аргументацией).

3. Перечислите наиболее острые социальные проблемы и категории населения, на которые обращается наибольшее внимание со стороны законодателей и политиков индустриально развитых государств с социально ориентированной рыночной экономикой (общества “всеобщего благосостояния” и социальные государства).

4. Приведите примеры, которые позволяют раскрыть такие понятия как “объекты” и “субъекты” социальной политики. Ознакомьтесь с квалификационной характеристикой “Специалиста по социальной работе” и составьте перечень ведомств и учреждений социальной сферы, где необходимы социальные работники.

5. На основе сравнительного анализа квалификационной характеристики специалиста по социальной работе и требований государственного образовательного стандарта по подготовке специалиста по социальной работе составьте перечень умений, навыков и знаний, которыми должен обладать социальный работник.

6. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как “состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. В этой связи как Вы можете прокомментировать социальный аспект здоровья, и какой вклад в его укрепление может внести социальная работа?

7. Прокомментируйте следующие суждения:

7.1. Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в системе социальных норм и учреждений, стереотипов поведения, ценностей и представлений о жизни для людей, связанных общностью определенного образа жизни.

Какова может быть стратегия действий социального работника с вынужденными переселенцами и беженцами из другой культурной среды?

Каковы, по Вашему мнению, причины усиления социальной напряженности в ФРГ по отношению к иностранным рабочим и переселенцам, их семьям?

7.2. “Есть люди, которых прельщает горе и падение: в нем они ищут счастье свое” (Иванов В.В. Медная лампа: Фантастические рассказы и роман. - М.: Молодая гвардия, 1984. - С. 147). Каковы реальные возможности осуществления функции социального контроля в подобных ситуациях со стороны социального работника?

8. Условно, во всей совокупности общественных отношений, можно выделить три основные сферы: экономическая, политическая, социальная. Охарактеризуйте каждую из них и докажите взаимосвязи и взаимовлияние этих сфер.

9. Составьте классификацию социальных проблем и объясните причины их возникновения, а также возможные варианты их решения.

10. Охарактеризуйте основные направления деятельности Правительства Российской Федерации по обеспечению социальной безопасности как отдельного индивида, различных социально-демографических групп, так и всего общества в целом на основе Федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», постановлений Правительства РФ др. материалов.

11. Подготовьте реферат по высказыванию Сократа: «Богат не тот, кто много имеет, а тот, кто не многим довольствуется!»

12. На основе анализа классификационных характеристик специалистов социальной сферы опишите общее и особенное в их деятельности.

13. Составьте сравнительную характеристику требований к социальному работнику на основе отечественных и международных документов.

14. Какие существуют источники финансирования государственных социальных программ (бюджет и внебюджетные средства, социальное и медицинское страхование и др.)?

15. Социальное государство: достоинства и недостатки. Особенности формирования социального государства в России.

16. Причины бедности в богатых странах. «Новые бедные». Проблемы бедности в России.

17. Наиболее эффективные формы организации благотворительности. Как можно помочь нищим в России?

18. Желательно ли для правительства:

8требовать от людей делать сбережения на старость или

8осуществлять эту программу сбережений силами самого правительства?

19. «Получателям социальных пособий не следует позволять, чтобы они использовали детей в качестве заложников для того, чтобы вымогать деньги у общества. Любой ребенок из тех детей, которые находятся в неблагоприятных условиях, заслуживает внимания. Однако мы должны найти такие пути помощи детям, которые не будут использоваться эгоистичными и безответственными взрослыми в своих интересах».

Определите, какие это могут быть пути?

20. Какие учреждения занимаются:

· выплатой государственных пособий гражданам, имеющим детей;

· вопросами опеки и попечительства, усыновления;

· установлением инвалидности и назначением пенсии;

· безработными, молодой семьей, беженцами и вынужденными переселенцами, бомжами, несовершеннолетними правонарушителями;

· регистрацией и расторжением брака;

· выдачей свидетельства о смерти и ритуального пособия;

· выдачей пенсий пенсионерам и инвалидам?

· Потерялся ребенок - куда его необходимо направить для временного пребывания, и к какому ведомству относится данный тип учреждений?

· Может ли гражданин, не проработавший ни одного дня в своей жизни рассчитывать на получении пенсии?

· Перечислите функциональные обязанности министерств и ведомств социальной сферы.

21.Какие принципы социальной работы направлены на развитие гражданского общества?

22. Каким образом частные инициативы могут способствовать развитию социальной работы (начни с самого себя)?

23. Какая форма социальных услуг представляется более эффективной - государственная или частная?

24. Часто утверждается, что следует принять устанавливаемое рынком распределение доходов. Оцените аргументацию за и против этой точки зрения.

25. Объясните, почему программы для не пожилых и не потерявших трудоспособности людей являются наименее популярными программами общественного благосостояния.

26. Практически все политические деятели России заверяют о приверженности реформам, не объясняя при этом, что они имеют в виду, раскройте самостоятельно сущность социально-экономических реформ ведущих политиков.

27. Что традиционно понимаете под термином “политика”?

28. Каким образом традиционно понимается термин “социальная политика”? Какое можно дать определение социальной политике? Что общего и особенного в данном ряде понятий: внутренняя политика, экономическая политика и социальная политика?

29. Составьте обзор литературы, материалов периодической печати, посвященных проблемам социальной политики и социальной работы (7 источников - оценка “отлично”, 5 источников - “хорошо”, 3 источника - “удовлетворительно”).

30. Представьте, что Вас привлекли к участию в избирательной кампании - составьте социальный раздел предвыборной программы к предстоящим выборам (на федеральном, региональном или местном уровне).

31. Прокомментируйте ключевые понятия в области теории социальной работы:

· социальное обеспечение, социальная помощь и поддержка, социальная защита, социальная работа, социальное обслуживание;

· жилищная политика, демографическая политика, государственная семейная политика, государственная молодежная политика, социокультурная работа;

· неправительственные организации и общественные объединения, партии, ассоциации, движения, гражданские инициативы, группы самопомощи, субсидиарность;

· социальная солидарность, социальная справедливость, социальное партнерство, консенсус, милосердие, благотворительность.

32. Составьте социально-антропологический портрет русского или представителя другой национальности (указав при этом на положительные и отрицательные черты с объяснением причин). Каким образом необходимо учитывать национальные особенности клиентов в деятельности социального работника?

33. Составьте социально-психологический портрет “нового русского” и “нового бедного”. Кто такие “социальные сироты”? Возможная стратегия социального работника с данными категориями?

34. Использование биографического метода в социальной работе: составьте генеалогическое древо своей семьи. Какая информация о происхождении и жизненном пути клиента необходима социальному работнику?

35. Когда и где возникает такой социальный институт как социальная работа?

36.Однажды древнекитайский мудрец Лао-Цзы, живший в VI веке до нашей эры, сказал: «Если ты дашь человеку рыбу, то накормишь его один раз. Если ты его научишь ловить рыбу, то накормишь его на всю жизнь». Прокомментируйте данное высказывание с точки зрения теории социальной работы.  

37. Кто является первооткрывателем в развитии теории социальной работы, сущность идей?

38. Социологическое и психологическое направления в теории социальной работы.

39. Причины возникновения и основные теоретические постулаты диагностической школы.

40. Изложите сущность функциональной школы и ее принципиальное отличие от диагностической.

41. Какое основное влияние оказали диагностическая и функциональная научные школы на последующее развитие теории социальной работы?

42. Роль немецких основоположников, в частности А. Саломон в развитии теории социальной работы.

43. Значение принципов Эльберфельдской системы для формирования современной системы социальной помощи.

44. Социальная работа и социальная педагогика: общее и особенное; история и современность.

45. Социальная работа в системе междисциплинарных связей.

46. Составьте коллекцию конфликтных/проблемных ситуаций: семейных - на примере родительских отношений, со своими сверстниками, из художественной литературы или фильмов, обратив внимание на следующие фазы - возникновение конфликта (причины), протяженность конфликта и его формы, выход из конфликта.

47. Придумайте или опишите из практики конфликтную/проблемную ситуацию, с которой клиент мог бы обратится к социальному работнику.

48. На основе использования биографического метода составьте генеалогическое древо своей семьи и генограмму трехпоколенной семьи.

49. Основные понятия в области групповой работы и историческое становление группового метода социальной работы.

50. Тренинг группового взаимодействия на основе сочетания индивидуальной, группового и межгруппового работы:

Подготовительный этап - индивидуальная работа:

· выбор социальных проблем,

· разработка социальных проектов по решению проблемы в соответствии со следующей схемой:

Ф.И.О. № группы Сущность проекта Методы реализации проекта или принятия группового решения Ожидаемый результат

Этап группового взаимодействия:

· формирование рабочих групп с учетом индивидуальных интересов,

· совместная разработка социальных проектов: актуальность, сущность предлагаемых решений, источники финансирования и ожидаемые результаты.

Этап межгруппового взаимодействия:

· определение докладчика проекта,

· выбор эксперта группы для участия в работе совместной экспертной комиссии,

· защита проектов и их обсуждение.

51. Прокомментируйте положение в предисловии к русскому изданию 1882 года К. Маркса и Ф. Энгельса “Манифеста коммунистической партии” о том, что “если русская революция послужит сигналом пролетарской революции на Западе... то современная русская общинная собственность на землю может явиться исходным пунктом коммунистического развития”.

52. Сущность общинного метода социальной работы. Развитие организации как метод социальной работы. Социальное администрирование и планирование.

53. В чем причина развитости общинной социальной работы в США, Великобритании, ФРГ и практическое отсутствие таковой в Российской Федерации?

54. Генезис и основные этапы формирования научных представлений о социальной помощи и взаимопомощи.

55. Клиент-центрированная социальная терапия и основные концепции в теории социальной работы: психосоциальный, проблемно-ориентированный, системный, ситуационный подходы. Концепция социального действия в социальной работе.

56. Сущность перехода от медицинской модели к принципу активизации клиента. Помощь к самопомощи. Группы самопомощи и самозащиты.

57. Формирование законодательно-нормативных основ социальной работы.

58. Практико-ориентированные методы социальной работы с различными социально-демографическими группами и категориями населения. Социальная работа в рамках социального обслуживания населения.

59. Историческая миссия церкви в решении социальных проблем.

60. Социальная доктрина православной церкви.

61. Судьбы реформ и социально-экономических преобразований в России, СССР и Российской Федерации.

62. Оценка исторического опыта развития социальной сферы в России: уроки и перспективы.

63. Проблемы становления социальной работы в России.

64. Формирование международных норм и стандартов в области социальной защиты и проблема их адаптации в условиях российской действительности.

65. Сочетание традиционного и инновационного в методах и технологиях социальной работы. Классические (традиционные) и современные представления о методах социальной работы.

66. Современное состояние дискуссии о роли социальной работы и социальной педагогики.

67. Подготовьте перечень основных документов в области социального права по следующим аспектам:

· социальные аспекты прав человека в документах международного сообщества;

· нормативно-правовая основа деятельности социальных служб;

· нормативно-правовая база социальной работы с различными категориями населения;

· принципы социальной политики, социальной работы и их отражение в социальном законодательстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: