III. Изучение нового материала (15 мин.)
Деятельность учителя
| Деятельность учеников
|
«Итак, мы изучили особенности численности населения России и узнали что численность зависит от естественного прироста населения. Однако существует еще один процесс, это механический прирост или просто «миграции».
План на доске: 1. Понятие «миграция» и ее значение. 2 Направления миграции.. 3. Виды миграций 4. Причины миграций
Итак, отметьте что «Миграции населения – это переселение населения из одних районов проживания в другие».
Далее рассмотрим основные виды миграции и разберем в чем их различие. Запишите в ваших тетрадях подзаголовок “Виды миграции”. Подзаголовок на доске. Начинается объяснение и составление схемы «виды миграции»: «Миграции бывают внешние и внутренние, добровольные и насильственные. Сперва рассмотрим добровольные виды миграции.
Однако, помимо добровольной миграции, существует и насильственная миграция. Причинами служат, как правило, политические разногласия.
| слушают учителя, смотрят на план,
Записывают определение в тетрадь под диктовку учителя «Миграции населения – это переселение населения из одних районов проживания в другие»
Пишут в тетради подзаголовок «Виды миграции» Составляют в тетради таблицу (таб. 1)
|
К примеру, депортация – насильственное переселение народов, репортация – возвращение депертантов или их членов семей обратно на родину. К насильственным мигрантам так же относятся репрессированные. Массовые насильственные переселения происходили в период сталинских репрессий 30— 50-х гг. За это время были созданы сотни лагерей для заключенных. Обратите внимание на рис. 12 с.35 вашего учебника, там изображена география лагерей ГУЛАГа. Рядом с нашим п. Хандыга в свое время располагался один из таких лагерей.
К сожалению явление насильственного переселения в лагеря было не единичным. Многие писатели в своих книгах рассказывали об ужасных пережитых моментах. Одна из таких книг есть и в библиотеке этого нашей гимназии (учитель демонстрирует книгу ученикам). Автор, Генри-Ральф Левенштейн пишет о том, как он, тринадцатилетним юношей, в 1932 году приехал из Германии в Москву, где учился в немецкой школе. В книге рассказано о жизни в школе и в стране, о тяжелой судьбе учеников и учителей в годы репрессий, о судебных процессах над "врагами народа".
| Таблица 1
Миграции
|
| Добровольная
| Насильственная
| Внутренние
| Урбанизация
Субурбанизация
Маятникова
| Депортация
Репрессии
| Внешние
| Эмиграция
Иммиграция
Реэмиграция
| Каждый вид миграции ученики расшифровывают
|