Задание 1. Внимательно рассматривая карты (рис.8,9 стр.24,28), уточните: как изменялась государственная граница Русского государства с начала 16 века до настоящего времени. Работа с контуром России (отметить государственные границы, указать штриховкой период существования:
Начало 16 в.-
Конец 16 в.-
Конец 17 в.-
1914г.-
1950 г.-
В наше время-
Задание 2. установить, когда вошли в состав России государства Закавказья, Балтии, Средней Азии, Южного района Казахстана.
Работа с рис.8 стр.25 (оформить в виде таблицы):
Название территории/государства | Год присоединения |
Закавказье | 19 век |
Урок географии по теме
«Городское и сельское население России»
Цель урока: формирование представления об особенностях населения России.
Образовательная: формировать представления о процессе урбанизации в России, типологии и функции городов, об особенностях сельских населённых пунктов; дать понятия «урбанизация», «агломерация», «мегалополис».
Развивающая: развить умения работать с текстом учебника, географической картой и др. источниками, умения анализировать статистические данные.
Воспитательная: создать условия для воспитания географической культуры учащихся и эстетического восприятия географических объектов.
Ход урока:
Организационный момент. (1 мин)
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, выявление отсутствующих.
Актуализация знаний. (3 мин)
1. Что называют плотностью населения? В каких единицах она измеряется? Как размещено население по территории России?
2. В чём причины неравномерного размещения населения по территории России?
3. Назовите две зоны расселения в России. Чем они различаются?
Подготовка к основному этапу урока (4 мин).
- Ребята, посмотрите на фотографии, карты, схемы и ответьте на вопрос:
- Какие два типа поселений вам известны? (городские и сельские).
Формулируем тему и цели урока. Тему урока записывают в тетрадь.
Тема сегодняшнего урока «Городское и сельское население России».
- Исходя из темы урока, попытайтесь сформулировать цели нашего урока. О чём будет наш урок? Что вам предстоит изучить на этом уроке?
Цель нашего урока – расширить и углубить знания о городских и сельских поселениях; познакомиться с функциями и типами городов, особенностями сельских населённых пунктов. Наша учебная дорога длинная и поэтому мы без промедления отправляемся в путь.
По ходу моего объяснения вы вместе со мной будете заполнять опорный конспект. Ваша цель – работать быстро и плодотворно. А в конце урока лучшие из вас получат оценки, надеюсь, что они будут только отличные и хорошие.