Глава 3. Зороастризм

Зороастризм - древнеиранская религия, сложившаяся в 10-12 вв. до н.э. на территории Ирана. Носители религии называют ее бехдин. После завоевания Ирана арабами в VII в. и насильственного обращения зороастрийцев в ислам, они приобрели статус зиммиев. Группу зороастрийцев, переселившихся в Х-Х1 вв. в Западную Индию, принято называть парсами, а зороастрийцев Ирана - гебрами.

Наряду с божествами Атар, Апас, Хаома и Гэуш-Урваи («Душа быка»), которым поклонялись индоиранцы, было много богов, связанных с теми или иными природными явлениями, например боги неба (Асман) и земли (Зам), солнца (Хвар) и луны (Мах). Глубоко почитали дух договора Митру, впоследствии ассоциировавшегося с огнем и солнцем. Вокруг Митры группировались меньшие «абстрактные» божества, например такие, как Арш-тат (Справедливость), Хамварэти (Доблесть), Сраоша (Послушание) и др. Верховным божеством, стоящим выше Митры, управляющим их действиями, был Ахура-Мазда (Господь мудрости). Порядок всего существующего мира, как считалось, поддерживается законом природы, называемым индоарийцами рта и соответствующим ему в авестийском языке словом аша, имеющим также и этический смысл. Противопоставлением Аша является ложь (авест. друг; санскр. друх).

Иранцы верили, что мир разделен на семь областей - каршваров, расположенная в центре и самая большая из которых - Хванира-та - населена людьми. В центре Хванираты возвышается вершина высокой горы Хары, с нее стекает мифическая река Харахвати, текущая в большое море, которое по-авестийски называется Воурукаша.

Иранцы называли своих богов «Бессмертный» - Бага. Зороастр применял название «даэва» только к божествам, которых он рассматривал как разрушительные силы, противоборствующие нравственным ахурам, однако в Индии, так же, как и у части иранских племен, они остались богами. В дальнейшем зороастризм восстановил культ некоторых отвергнутых Заратуштрой божеств, например Митры, Хаомы, Анахиты.

Существовала вера в жизнь после смерти, где душа (урван), которая, задерживаясь на земле на три дня после смерти, спускалась в подземное царство мертвых, в котором правил Иима (др.-инд. Яма). Верили в существование моста - Чиивато-пэрэто (Переход-разлу-читель), по которому должна была переправиться душа.

Преобразование древних политеистических верований связывают с именем пророка Заратуштры, который многие годы провел, скитаясь в поисках истины. Пророк Заратуштра (греч. Зороастр) происходил из рода Спитама, был сыном Поурушаспы и Дугдовы. Сознавая себя бессильным изменить существующий порядок, он преисполнился страстного желания справедливости. В 30 лет он получил откровение, составившее книгу священных писаний – Авесту. Однажды на рассвете Заратуштра отправился к берегу реки за водой для приготовления хаомы в связи с весенним празднеством. Когда он набрал воды и возвратился на берег, ему явилось сияющее существо - Воху-Мана (Благой помысел), который привел Заратуштру к Ахура-Мазде и пяти другим сияющим существам (Амэша-Спента), от которых он и получил свое откровение.

Текст Авесты состоит из трех книг Ясны, Яшты и Видевдаты. Извлечения из молитв Авесты составляют Малую или Младшую Авесту. Ясна состоит из 27 глав, 17 из которых составляют Гаты (гимны). В остальных молитвенные формулы воде и огню. Яшты – 22 гимна в честь низших божеств зороастрийского пантеона. Видевдата (букв. закон против демонов) – позднейшая компиляция сказаний, ритуальных текстов и молитв. Записана Авеста в к. 6 в. до н.э. Мир существует в постоянной борьбе 2-х начал Света и Тьмы, признаваемых равноправными творцами всего существующего. Добро и свет сосредоточены в творениях Ахурамазды, тьма и зло – удел Ангхро-Манью. Обе сущности добровольно выбрали свою стезю, и каждый человек в своей жизни должен поступить так же. Ахурамазда создал 6 низших божеств, называемых Бессмертные Святые, которые в свою очередь создали другие благие существа. Семь высших божеств создали мир, который первые 3000 лет были свободны от тел. Тела материализовались и эра творения закончилась. Но материальное творение оказалось уязвимо для зла, злой Ангхро-Манью испортил творение и со своими помощниками дэвами стал вызывать к жизни людские пороки. Наступила Эра Смешения. Но со временем человечество вместе с богами победит зло и восстановит мир в совершенном виде. Эра смешения закончиться и наступит эра Разделения.

До этого времени душа человека после смерти должна покидать мир и быть судима за свои поступки. Праведники и грешники будут ждать страшного суда отдельно, праведники в Раю, а грешники в преисподней. В последние дни с гор потечет река расплавленного металла, одни свободно пересекут ее, а другие испарятся с лица земли. Потом Ахурамазда через белую хаому дарует людям бессмертие. Чашу весов в сторону добра должен перевесить Спаситель, рожденный от семени пророка, хранящегося в глубинах горного озера смертной девушкой.

Согласно легенде проповедь Заратуштры встретила понимание только у царя Виштаспы, на которого пошли войной все соседи, стремясь вернуть его в прошлую веру. Виштаспа победил, что укрепило авторитет зороастризма. Заратуштра был трижды женат, имел детей и был убит жрецом прежних божеств, потерявшим возможности для карьерного роста. Чтобы осуществить предначертанное Заратуштрой, человек должен был вести праведную жизнь, основанную на трех принципах: благая мысль, благое слово, благое дело. На практике это означало: опека шести меньших творений и тщательный уход за своим физическим и нравственным здоровьем. Для последователей зороастризма нравственные качества означали религиозные добродетели. Мир, по их мнению, состоял из чистых источников жизни, и их нельзя было осквернять. Поэтому особое значение имел культ чистоты и нечистоты. Запрещалось чистому соприкасаться с нечистым. Очищение происходило с помощью песка, воды и коровьей мочи. Собака как уничтожитель нечистого почиталась зороастрийцами, и устанавливались наказания за ее увечье и убийство.

После смерти мойщики трупов переносили тело в башни молчания – погребальные площадки, поделенные на три зоны. Когда птицы съедали все мясо, кости сбрасывали в каменный колодец, где они ждали Страшного Суда. Заратуштра учил, что душа человека, расставшись с телом, будет судима за деяния, совершенные ею при жизни. Вера в «Мост-раз-лучитель» в его учении приобрела значение места, у которого будет происходить суд над душой и каждый человек может надеяться на существование в раю, куда она сможет попасть в зависимости от ее нравственных достоинств, а не от количества жертвоприношений. Суд возглавляет Митра, по обеим сторонам которого восседают Сраоша и Рашиу, держащий весы правосудия. Если добрые деяния при жизни человека перевешивают на весах и душа заслуживает рая, то ее встречает прекрасная девушка (совесть человека) и помогает ей переправиться через мост. Если же злые дела перевешивают, то душу встречает на мосту отвратительная ведьма, который становится узким, как лезвие клинка, и сталкивает душу с моста в ад. Если же деяния человека уравновешиваются, то душа отправляется в место, которое называется Мисван-гату (Место смешанных), где их существование лишено радости и печали. Однако полного блаженства души праведников достигнут только после Фрашегирд, когда вновь обретут свое тело. За всеобщим воскресением наступит Последний Суд, после которого все праведники и грешники будут окончательно отделены друг от друга.

Символ веры зороастрийцев (Ясна) называется Фраваране и произносится верующим ежедневно. Начинается Символ веры следующими словами: «Признаю себя поклонником Мазды, последователем Зороастра. Отрекаюсь от демонов-даэва, принимаю веру Ахуры. Поклоняюсь Амэша-Спэнта, молюсь Амэша-Спэнта». В дозороастрийском Иране молитва совершалась три раза в день, а в зороастризме уже принята пятикратная молитва.

Отличительным знаком зороастрийцев служит ношение поясного шнура из 72 нитей. В ворот рубашки зашит маленький кошелек, напоминающий владельцу о необходимости наполнять его благочестивыми мыслями и делами. Верующий был обязан совершать 5 молитв в день, омывая предварительно тело от пыли. Молитва начиналась со слов: «Да возрадуется Ахурамазда и отвратиться Ангхра-Манью». Так же соблюдались семь праздников в году, посвященных одному из творений.

Особо отмечался Ноуруз (новый год). Накануне вечером на крыше дома ставилась еда и питье, с первыми лучами солнца семья собиралась на крыше и ждала священнослужителя, который зажигал огонь. Стол состоял из миндаля, фисташек, грецкого ореха, хурмы, инжира, винограда и гранатов. С 7-8 вв. до н.э. стали сооружаться храмы огня – куполообразные залы, где на алтаре горел священный огонь.

Солнечный календарь зороастрийцев включает 360 дней; Ахеме-ниды заимствовали его, добавив 5 дней. В зороастризме существуют шесть основных пятидневных празднеств, благодаря которым, отчасти, и была сохранена древнейшая религия откровения в мире. Новый год — один из главных праздников - символизирует воскрешение мира. Первоначальный осенний Новый год восточных иранцев продолжил существовать как зороастрийский праздник Мехраган. Эти праздники вместе с Новым годом возникли в честь семи творений и покровительствующих им Амэша-Спэнта. Отмечалось еще несколько праздников, посвященных различным божествам.

Один из них Хамаспатмаэдайа - в честь создания первого человека, праздновался в последний вечер года, накануне весеннего равноденствия. «Новый день» следовал непосредственно за ним. Посвящался праздник Ахура-Мазде и его созданию - человеку, с изъявлением особого почитания фраваши - душам умерших праведников, которые «сражались за истину-аша».

В 549 г. до н. э. под предводительством Ахеменида Кира II (Великого) (559-530) восстали персы и произошло завоевание Мидии и основание Персидской державы. Из Бехистунской надписи известно, что при Дарий I (522-486) Ахура-Мазда официально утверждается верховным божеством. При Сасанидах (ок. 224) зороастризм стал государственной религией.

В настоящее время, по приблизительным подсчетам, зороастрийцев во всем мире около 200 тысяч. Большинство приверженцев этой религии живут в Индии, в Иране и Пакистане, небольшие зороастрийские общины живут на Цейлоне (Шри-Ланка), в Великобритании, Канаде, США, в Австралии, Гонконге и Сингапуре. Несмотря на то, что число зороастрийцев с каждым годом уменьшается в связи с их некомпактным проживанием, заключением браков вне общины, а также отходом верующих от религии, они активно создают зороастрийские ассоциации, проводят конференции и всемирные конгрессы, направленные на установление контактов между общинами,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: