Образовательные услуги – продукция системы образования. Особенности образовательных услуг

Образовательные услуги – результат образовательной деятельности.
Образовательные услуги - оказываемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или индивидуальным предпринимателем услуги по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) в целях освоения обучающимися образовательных программ или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), если они не завершаются выдачей документа, дающего право на продолжение образования на следующем уровне и занятие профессиональной деятельностью; (Ст. 1 «Закон Об образовании РФ»).

Понятие образовательной услуги трактуется по-разному. С одной стороны под образовательными услугами понимается само образование, как процесс получения знаний.

Услуги по своему экономическому содержанию не отличаются от материально-вещественных продуктов. Они, также как и товары, служат удовлетворению потребностей человека и имеют потребительную стоимость, а также обладают стоимостью. Потребительная стоимость образовательной услуги заключается в ее способности удовлетворять все возрастающие потребности человека. Стоимость образовательной услуги определяется затратами на ее производство. В сфере образования главным фактором учебно-воспитательного процесса являются преподаватели. Значит характерная черта сферы образования – это высокая доля затрат квалифицированного труда таких особых работников, как преподаватели.

Предметом труда в образовательном процессе является непосредственно сам человек. Объектом педагогического воздействия выступает учащийся как личность, развивающаяся физически и умственно в соответствии с определенными объективными законами. Объект труда работников образования одновременно выступает и субъектом учебно-воспитательного процесса. В настоящее время лидирующей является точка зрения, что основными субъектами в процессе оказания образовательных услуг, являются преподаватель и учащийся с его способностью потреблять образовательные услуги и быть соучастником их производства.

Рынок образовательных услуг имеет сходство с рынком прочих товаров и в то же время ему характерны следующие особенности:
1. Образовательные услуги обладают свойством виртуальности и качество этого товара нельзя в полной мере оценить даже в процессе его потребления, не говоря даже о понятийной оценке.
2. Качество образовательных услуг зависит не только от условий их производства, но и от способностей обучающихся, принимаемых на обучение.
3. Образовательные услуги обладают свойством наращивания потенциала рабочей силы.

4.Образовательные услуги – высоколиквидный товар, его производство позволяет быстро вернуть ресурсы потраченные на получение специальности.
5. Образовательные услуги являются важным товаром не только для потребителя, но и для всего общества в целом.

Названные свойства образовательных услуг, как товара и их большая социально-экономическая значимость определяют необходимость высоких требований не только к объему этих услуг, но и к их качеству. Одним из направлений повышения качества образовательных услуг является разработка и внедрение системы государственных социальных стандартов в сфере образования.

ОУ- частично общественный товар. ОУ – обладает свойствами как частного так и общественного блага

Полезна (выгодна) как для личности, а так же создает

положительный побочный эффект для общества:

1. растет производительность труда;

2. снижается преступность;

3. повышается социальная и политическая стабильность общества

Особенности:

1. Неосязаемость

2. Неотделимы от педагогических работников

3. Сложность хранения и транспортировки

4. Оценка потребителем качества ОУ затруднена

5. Непостоянство качества

6. Раздвоение полезности

7. Две фазы реализации: Рынок образовательных услуг и Рынок труда (схема)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: