Методика разработки учебной деловой игры по экономике

Игровые технологии используются в обучении с незапамятных времен. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Являясь, по сути, развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение творчество, терапию, социальную модель и т.д. Игры хороши тем, что в процессе игровой деятельности личность самовыражается, самоутверждается, самоопределяется и самореализуется. Игра – это средство усвоения социальных установок (по Л.С. Выгодскому). В игре человек реализует свободу личности через свое воображение, т.е. он может вести себя так, как он видит себя в воображении.

В методике выделяются следующие виды педагогических игр (Селевко, 1998):

- обучающие, тренировочные, развивающие,

- репродуктивные, продуктивные, творческие,

- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и т.д.;

По характеру игровой методики выделяют:

- предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации, операционные

Учебная деловая игра – это коллективная целенаправленная деятельность учащихся по усвоению дисциплин или разделов с помощью игрового имитационного моделирования. В традиционном понимании деловая игра является одним из методов активного обучения на основе воспроизведения учащимися псевдореальной экономической деятельности с исполнением ролей тех или иных субъектов, взаимодействующих в среде заданной структуры. В современном понимании метод деловых игр может использоваться в любой дисциплине учебного плана, при этом слово «деловая» приобретает внеэкономический смысл, означая лишь совершено определенную методическую форму проведения занятий, метод экспериментального обучения соревновательного характера, создающий необходимую мотивацию для углубленного изучения важнейших задач курса.

Имитационные игры. Имитируется деятельность како-то организации, предприятия, фирмы. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (совещание, разработка проекта и т.п.), а также обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Сценарий имитационной игры содержит сюжет, описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры – помогают отработать выполнение каких-либо специфических операций (например, сформировать навык работы с электронной почтой). Игры проводятся в условиях, имитирующих реальные.

«Деловой театр» - разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Участник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения.

Организационная структура.

В деловой игре, как правило, принимают участие:

- команды (игроки), в задачу которых входит наиболее полная реализация поставленных целей;

-информационная группа, ведущая сбор и обработку оперативной информации (ассистент преподавателя):

- руководитель (преподаватель), организующий ход деловой игры в соответствии с основными этапами и ресурсом учебного времени.

При компьютерной реализации деловой игры функции информационной группы и частично руководителя принимает на себя компьютерная программа. Основные этапы деловой игры

1. Подготовительный – определение состава участников. Теоретическая подготовка. Формирование команд и их инструктаж. Создание информационной группы.

2. Основной (проведение игры) - назначение числа партий (циклов управление, туров). Выдача командам исходных данных. Обеспечение участников бланками принятия решений. Назначение лимита времени на анализ оперативной информации и принятие текущих решений.

3. Заключительный. Обсуждение результатов. Подведение итогов, оценка успешности действий участников. Обобщение знаний, полученных в результате проведения деловой игры.

Разработка сценария.

Сценарий деловой игры должен содержать разделы, достаточно подробно описывающие деятельность всех участников, включая руководителя, игроков и вспомогательный персонал. Предложенная модель сценария может быть использована в качестве вспомогательного методического средства при разработке игр в конкретных предметных областях.

Модель сценария.

№ п\п Раздел сценария Примерный объем страниц Содержание
  Введение 1-2 Во введении указывается назначение деловой игры, основные задачи исследования, требования к участникам (игрокам)
  Решения, принимаемые игроками 0,5 -1,5 Состав и цикличность принятия решений, временные ограничения, границы допустимых вариантов решений
  Информационное обеспечение игроков 3-5 Бланки принятия решений и инструкции по их заполнению. Бланки сводной оперативной информации, предоставляемые игрокам информационной группой по результатам текущей партии деловой игры.
  Алгоритм обработки оперативной информации 2-3 Формулы расчета выходных характеристик, отражающих реакцию каждой команды на текущую ситуацию
  Пример практической реализации 2-3 Результат реализации деловой игры не менее чем за одну партию, демонстрирующий механизм ее проведения
  Порядок проведения 1-2 Описание основных этапов, их последовательности, содержания, затрат учебного времени
  Варианты исходных данных 0,5 – 1,5 Качественные и количественные характеристики параметров, регламентирующие возможности игроков
  Вопросы для обсуждения на заключительном этапе занятий 1-2 Состав вопросов должен быть непосредственно связан с задачами, исследование которых проведено методом деловой игры.
  Состав критериев для успешности действий игроков 0,5 -1 Количественные характеристики, отражающие степень реализации установленных целей игроков.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: