Эссе по экономике: методический аспект преподавания

В последнее время в педагогическую практику стали внедряться новые формы и методы обучения, которые, в первую очередь, направлены на активизацию учебно-познавательной деятельности, повышение интереса к предмету, развитие творческого начала и продуктивного, критического мышления обучающихся. Эта тенденция свойственна как учреждениям общего образования, так и различным учебным заведениям профессионального образования.
Особенно активно используют новые формы и методы обучения учителя экономических дисциплин. С одной стороны, это связано с тем, что предмет экономика еще довольно молод, и поэтому методика его преподавания складывается во многом на основе современных образовательных технологий. С другой стороны, учителя экономики как никто другие широко используют международный опыт преподавания данного предмета. Именно поэтому, методический багаж учителя экономики достаточно разнообразен и включает в себя такие формы и методы активного обучения как деловые игры, ролевые игры, имитационные тренинги и занятия, метод проектов, кейс-стади, дискуссии, различного вида самостоятельные работы и многое другое.
Среди всего этого разнообразия, конечно же, выделяются и методы изучения нового знания, методы закрепления и систематизация учебного материала, методы формирования практических умений и навыков, методы контроля и проверки знаний и умений обучающихся и т.д. На последнем мы и остановимся подробнее.
Применение большого количества новых (активных) методов обучения предъявляет другие требования и к содержанию и направленности методов контроля и проверки знаний обучающихся. Наиболее распространенным в экономике является тестирование. Несмотря на его во многом справедливую критику, тестирование является достаточно надежным, эффективным и корректным методом проверки знаний учащихся. Его главным недостатком считается направленность тестов на проверку репродуктивного уровня познавательной деятельности обучающихся.
В качестве достаточно эффективного и активизирующего учебный процесс метода контроля и проверки знаний учащихся более высокого порядка (анализ, синтез, творческое применение знаний и оценка) можно предложить эссе, которое как метод еще не получило широкого распространения у учителей экономики.
Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, личной субъективной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала; часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность.
В отличие от других методов контроля и проверки знаний, целью эссе является диагностика продуктивной, творческой составляющей познавательной деятельности обучающихся, которая предполагает анализ информации, его интерпретацию, построение рассуждений, сравнение фактов, подходов и альтернатив, формулировку выводов, личную оценку автора и т.п.
Применение эссе на уроках экономики способствует более четкому и грамотному формулированию мыслей, помогает располагать мысли в строгой логической последовательности, предполагает свободное владение языком экономических терминов и понятий, раскрывает глубину и широту учебного материала, учит использовать примеры, цитаты, необходимые аргументы по соответствующей теме.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт применения эссе, можно говорить о четырех формах использования данного метода:
1)эссе – самостоятельная творческая работа по предложенной учителем теме (выполняется как домашняя работа);
2)эссе – 30-минутная контрольная (или самостоятельная) работа по изученному учебному материалу;
3)эссе – 10-минутное свободное сочинение для закрепления и проработки нового материала (обычно пишется в конце урока или в конце этапа урока);
4)эссе – 5-минутное свободное сочинение с целью подведения итогов урока и фиксирования сформулировавшихся на уроке мыслей и выводов по теме (чаще всего дается задание написать, что учащиеся узнали по новой теме, и задать один вопрос, на который они так и не получили ответа).
Для первых двух видов эссе тема формулируется преподавателем, чаще всего, в виде проблемного вопроса, который должен побуждать учащихся к размышлению, а не только к логическому выстраиванию ответа из отдельных понятий и определений. Например, по теме урока, связанной с изучением такого экономического понятия как инфляция, вопрос для эссе может быть сформулирован следующим образом: «Как вы думаете, каким образом инфляция будет влиять на ваш семейный бюджет?». А к теме урока «Государственная макроэкономическая политика» вопрос может быть задан таким образом: «Как вы думаете, какое направление государственной политики (фискальной или монетарной) важнее для развития экономики страны?».
Последние два вида эссе задаются вопросом, который помогает закрепить у учащихся возникшие в ходе урока мысли и выразить свое личное отношение к проблеме, теме урока. Если первые два вида эссе оцениваются учителем на отметку, то остальные остаются без оценки учителем и часто даже не проверяются, а служат, в первую очередь, для организации обратной связи «ученик-ученик» (старый и новый опыт личности).
Критериями оценки эссе по экономике могут выступать следующие: наличие грамотного, развернутого ответа на поставленный вопрос; владение экономическими понятиями и терминами; логика построения композиции эссе; приведение аргументов, примеров, цитат, использование графического и статистического иллюстративного материала; умение самостоятельно мыслить, анализировать информацию, делать выводы и обобщения; четко и ярко выражать свою точку зрения, свое личное отношение к проблеме.
 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: