1. Политическая обстановка (стабильность, нестабильность).
2. Экономическая обстановка:
− состояние общей деловой активности (снижение, стагнация, подъем, стабильность);
− инфляция,
− дефляция;
− политика цен;
− кредитно-денежная политика и др.
3. Социальные факторы:
− глубина расслоения общества;
− уровень доходов;
− уровень безработицы;
− социальная защита;
− покупательная способность и др.
4. Законодательство:
− налоги;
− правовая защита предпринимательской деятельности (законодательство: антимонопольное, о недобросовестной рекламе, антидемпинговое и другие);
− защита прав потребителей;
− законодательство по безопасности и качеству товаров;
− законодательство по охране труда и технике безопасности;
− законодательство по охране окружающей среды и т.д.
5. Научно-технические факторы:
− ускорение НТП;
− рост ассигнований на НИР и ОКР;
− технологическое развитие отрасли и др.
6. Природные факторы:
− доступность (дефицит) сырья;
− рост цен на топливо и энергию;
− загрязнение окружающей среды.
7. Демографические факторы:
− изменение народонаселения (старение общества, снижение рождаемости);
− возрастной состав населения;
− миграция населения;
− род занятий;
− образование.
8. Факторы культурной среды:
− культура;
− субкультура и др.
Фирма не имеет возможности влиять на внешнюю среду и для эффективной деятельности должна приспосабливаться к ней, неустанно следить за ее изменениями, прогнозировать и своевременно реагировать.
Из сказанного выше видно, что деятельности основных сфер фирмы переплетены и зависят друг от друга и от внешней среды. Таким образом, можно говорить о том, что управление фирмой определяется двумя факторами:
− особенностью производственного процесса;
− характером внешней среды.