Тема 8 Бизнес и предпринимательство

Середину любой экономики составляет бизнес. Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала символизирует дело, деятельность, занятие. Однако, дать однозначное определение термину «бизнес» нельзя. В большинстве учебниках, написанных в разное время для различных стран, ему даются неодинаковые определения с разными существенными признаками. Английский профессор Алан Хоскинг определяет бизнес как «деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций».

Термины «бизнес» и «предпринимательство» прочно вошли в наш словарный обиход, но на сегодняшний день в определениях российских ученых и практиков также немало различий. «Бизнес» является синонимом «предпринимательства».

Предприимчивый - это человек, находчивый изобретательный, умеющий что-либо делать вовремя, предпринимать что-либо.

Бизнесмен -это человек, который ставит перед собой определенную цель и достигает ее; это человек, который принимает оптимальное решение.

Бизнес - это деловые отношения; это деятельность, приносящая пользу, выгоду; бизнес - это сделка; это система управления делами; это совокупность деловых отношений предприимчивых людей в целях удовлетворения спроса потребителей и получение прибыли; это коммерческая практика или политика одного предпринимателя или целой фирмы.

Российский законодатель дал определение понятия бизнеса и предпринимательства в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст.2): «…самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Бизнес - это не только появление новых технологий, товаров и рынков. Успешность бизнеса определяется и способностью к разработке и накоплению опыта социального взаимодействия - институтов - правил и процедур ведения дела. Центральным моментом курса является изучение экономических и правовых условий становления регулярного бизнеса в России и других странах. Для анализа этих явлений можно воспользоваться терминами «процедурный» и «интуитивный» бизнес.

Процедурный или рациональный бизнес - это бизнес, в основе которого лежат формальные правила и процедуры, применимые в стандартных ситуациях.

Большинство крупных фирм в современных развитых рыночных экономиках можно отнести к этому типу бизнеса. Поэтому, когда экономисты анализируют поведение современной крупной фирмы используют термин «рациональное поведение». Оно складывается из большого количества формальных структур и процедур ведения бизнеса, которые в новом институциональном направлении экономической теории получили название рутин. Рутины позволяют снизить риск и неопределенность ведения бизнеса в динамично изменяющихся условиях, снижают трансакционные издержки, позволяют фирмам активно усваивать и рационально перерабатывать огромный поток внешней и внутренней информации. Эти рутины получают организационное завершение в форме структурных подразделений фирмы с жестко заданными иерархическими обязанностями и функциональными обязанностями. Рациональный бизнес является ведущим в развитых странах. Там предприниматели постоянно тщательно анализируют и отбирают наиболее эффективные методы и приемы, которые затем через систему бизнес - образования транслируются на всю экономическую систему.

Рациональность крупных западных фирм сложилась не сразу и прошла несколько этапов. Процесс формирования рутин был активно начат на рубеже XIX-XX веков. До этого времени ведение бизнеса основывалось на личных качествах и опыте бизнесмена. Рутины в таком бизнесе играли подчиненную роль. Бизнес был ориентирован на преимущественно экстенсивное развитие - захват новых рынков, начало производства новых продуктов. Такой вид бизнеса в экономической литературе получил название интуитивного бизнеса. Интуитивный бизнес характерен для периода становления рыночной экономики, когда не сложились единые правила игры, рыночная среда неустойчива и нельзя найти ни стандартных ситуаций, ни стандартных моделей поведения бизнеса. Он успешно существовал до тех пор, пока рыночная экономика находилась в стадии становления и большие различия в условиях ведения бизнеса и ценах на ресурсы позволяли без проблем получать значительную экономическую прибыль. Его функционирование обычно описывают с помощью моделей ограниченной рациональности или даже иррационального поведения.

Интуитивное предпринимательство часто встречается и в развитых рыночных странах в фирмах, которые проходят этап становления или находятся в кризисном состоянии. В основе интуитивного предпринимательства лежит личный опыт и интуиция бизнесмена. Эти два вида бизнеса связаны между собой. Интуитивные находки предпринимателей по мере становления бизнеса постепенно формализуются и превращаются в формальные правила и процедуры (должностные инструкции, этику предпринимателей, нормы права). Бурное развитие бизнеса регулярно заставляет предпринимателей искать новые формы организации дела и правило ведения бизнеса, в основе которых также лежит интуитивный бизнес. Современный российский бизнес находится в стадии становления рационального процедурного предпринимательства. Элементы процедурного бизнеса в России только складываются.

Функции бизнеса:

1. производство товаров;

2. коммерция, в том числе торговля;

3. посреднические услуги.

В тех случаях, когда фирма занимается производством товаров и одновременно оказывает услуги- предприятие называется многопрофильным.

Родовые качества бизнеса:

- сделка - деловые отношения между субъектами бизнеса;

- определенные цели, это выражение интересов участников бизнеса;

- участники бизнеса предпринимают необходимые меры, отвечающие их интересам для достижения цели;

- каждый участник бизнеса, т. е. деловых отношений имеет свой критерий оценки бизнеса;

- принятие выгодных решений;

- необходимость определенного риска со стороны предпринимателя.

Бизнес отождествляется с процессом принятия решения, который состоит из следующих этапов:

1. Анализ проблемной ситуации;

2. Формулировка целей;

3. Выбор критерия оптимальности;

4. Рассмотрение возможных вариантов;

5. Выбор оптимального варианта;

6. Подготовка к реализации решения;

7. Принятие решения;

8. Анализ результативности решения, разработка новых идей.

Субъектами бизнеса являются:

а) предприниматель

б) потребитель

в) наемный персонал

в) государственные органы

г) общественные органы.

Бизнес – это система, он делится на два вида: предпринимательский и потребительский.

Предпринимательский - основан на частной собственности, направлен на производство товаров, коммерцию и посредничество.

Потребительский – базируется на приобретении покупки. Успех предпринимательского бизнеса целиком и полностью зависит от потребительского.

Одной из основных черт бизнеса является системность. Она выражается целенаправленностью действий (конкуренцией), интеграционными качествами (договорные отношения).

Бизнес имеет систему инфраструктуры: банки, биржи и т. д.

Существенная роль в интеграционных качествах принадлежит суверенитету.

Суверенитет – это социально – экономическая категория, которая означает использование меры свободы в отношениях.

Предоставление суверенитета в соответствии с законодательными актами и распорядительными положениями государственных органов играют существенную роль в результатах хозяйственной деятельности. Субъекты обделенные суверенитетом не заинтересованы в повышении эффективности деятельности.

На успешность ведения бизнеса влияют многие факторы:

Приватизация – продажа государственной собственности в частные руки.

Национализация – приобретение государством собственности.

Реквизиция - незаконное приобретение собственности.

Глобализация – объединение субъектов бизнеса в регионе, стране, континенте, межконтинентальное объединение существенно влияют на результаты действий. Глобализация преследует объединение достоинств каждого звена и избежание негативных явлений.

На бизнес влияет процесс модернизации, который представляет собой непрерывное его совершенствование, с точки зрения отдельных требований:

- энергозатратности;

- долговечности;

- надежности;

- затраты живого труда;

- качеством изготовленной продукции.

Процесс диверсификации – означает разнообразие выпусков товара, разнообразие услуг.

Процесс конвергенции – замещение одних процессов другими процессами, замещение одного сырья другим сырьем, одного ресурса другим ресурсом.

Интеграционные качества бизнеса базируются также на консенсусе – это единение интересов субъекта бизнеса. Консенсус – общее согласие по спорным вопросам, к которому приходят участники международных конференций, переговоров; консенсус в последующем может стать основой для подписания международного договора.

Бизнес имеет важное качество – саморазвитие.

Бизнес - это инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая своими целями получение прибыли и развитие собственного дела.

В ходе предпринимательской деятельности создаются новые блага и услуги, рынки, технологии, изменяются формы организации и самого бизнеса и условия воспроизводства всех остальных участников экономической деятельности. Под воздействием бизнеса меняется вся экономическая, социальная и даже правовая структура общества.

Задание: изучение материала по теме и ответить на вопросы:

  1. Чем бизнес отличается от предпринимательства?
  2. Укажите и охарактеризуйте признаки бизнеса.
  3. Каковы виды предпринимательской деятельности?
  4. Заполните таблицу «Сильные и слабые стороны видов предпринимательства»
Виды предпринимательства Сильные стороны Слабые стороны
1. Коммерческое предпринимательство    
2. Финансовое предпринимательство    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: