С 2000 по 2008 год экспорт из 27 стран, ныне входящих в ЕС, вырос в три раза – с 22,7 миллиарда евро до 72,4 миллиарда, сообщает статистическая служба Союза – «Евростат».
По его данным, за этот же период импорт из России возрос вдвое – с 63,8 миллиарда евро до 140,6 миллиарда евро. Следовательно, дефицит торгового баланса для ЕС по отношению к России вырос с 41 миллиарда евро до 68,2 миллиарда евро. Это связано преимущественно с ростом дефицита в торговле энергоносителями, который лишь частично компенсируется увеличением экспорта на российский рынок европейских машин и оборудования.
Доля России в общем торговом обороте ЕС за этот период также почти удвоилась. В 2008 году она составляла 6% экспорта стран ЕС и 10% их импорта. Таким образом, Россия стала третьим по важности торговым партнером Союза.
В 2008 году почти половина европейского экспорта на российский рынок составляли машины и оборудование, 2/3 импорта из России – энергоносители.
Первым торговым партнером России из стран ЕС остается Германия, обеспечивая 32% экспорта из ЕС (23,1 миллиарда евро). На втором месте находится Италия (7,6 миллиарда евро или 11% экспорта), на третьем – Финляндия (6,2 миллиарда евро или 9%). Главным импортером из России также является Германия (29 миллиардов евро, или 21% всего импорта из России). Вторую строчку занимают Нидерланды (17 миллиардов евро, или 12%), третью – Италия (13,6 миллиарда евро, или 10%).
Большинство стран ЕС имеют дефицит в двусторонней торговле с Россией. Самый большой отмечен у Нидерландов (11,4 миллиарда евро), затем идут Италия (6 миллиардов), Германия и Польша (по 5,9 миллиарда).
Самый маленький объем торговли с Россией в ЕС у Мальты. В 2007 году экспорт составил 2 миллиона евро, импорт – тоже 2 миллиона евро.
Следовательно, дефицит у нее нулевой.
В двусторонней торговле с Россией положительное сальдо имеют среди стран ЕС только Дания, Словения, Австрия и Ирландия.
В отношениях с ЕС Россия имеет следующие стратегические интересы:
1) Ускорение модернизации российской экономики, ликвидация технологического;
2) Создание общего экономического пространства в Северной Евразии, обеспечивающего оптимальные размеры рынка, необходимую ресурсную базу и новые технологические возможности для экономического развития и укрепления конкурентных позиций России и ЕС;
3) Реализация транзитного потенциала России как основного транспортного коридора и энергетического моста Европа – Азия;
4) Закрепление российских компаний на европейском рынке и интеграция через него в систему мирохозяйственных (в том числе - трансатлантических) связей;
5) Промышленная и инфраструктурная интеграция с ЕС, создание экономически оптимальной системы международной специализации и кооперации.
Стратегические интересы могут быть реализованы путем достижения следующих конкретных экономических целей:
1) Диверсификация, стабилизация и повышение эффективности экспорта в ЕС;
2) Оптимизация структуры и повышение эффективности импорта;
3) Развитие сотрудничества в ключевых секторах инфраструктуры;
4) Обеспечение свободного доступа российских компаний к рынку капитала ЕС;
5) Интеграция финансовых рынков и создание общего финансового пространства;
6) Установление свободного, прозрачного и стабильного режима взаимных инвестиций (за пределами «запретных зон»);
7) Проактивное развитие технологической кооперации с малыми и средними компаниями ЕС при сохранении функций системного интегратора за головными российскими предприятиями;
8) Углубление инновационного сотрудничества с ЕС с целью коммерциализации российских изобретений и экспорта наукоемкой продукции.
1.2 О торгово-экономическом сотрудничестве Россия-ЕС
Европейский союз – крупнейший в современном мире политико-экономический блок государств, объединяющий 27 стран-членов с общим населением в 480 млн. человек и валовым внутренним продуктом в 9,6 трлн. евро* (США – 9, Япония – 4 трлн. евро). На долю стран ЕС приходится около 20% мировой торговли (без учета торговли внутри ЕС).
Укрепление экономических связей с Евросоюзом является одной из приоритетных задач внешнеэкономической политики современной России. ЕС – наш основной торговый партнер, на долю которого приходится более 50% общего товарооборота Российской Федерации. Страны-члены ЕС являются основным источником поступления технологий, ноу-хау и инвестиций для России. Со своей стороны, Россия входит в тройку ведущих партнеров ЕС.
Взаимная торговля России с ЕС за последние годы характеризуется следующими показателями (таблица 1, млрд. долл. США):
Индекс 06/05 | ||||||||
Оборот | 48,0 | 52,1 | 56,2 | 69,0 | 125,4 | 177,0 | 231,6 | 130,8 |
Экспорт | 36,9 | 36,7 | 37,9 | 47,1 | 91,4 | 133,5 | 171,0 | 128,1 |
Импорт | 11,1 | 15,4 | 18,3 | 21,9 | 34,0 | 43,6 | 60,6 | 139,0 |
Таблица 1
В 2007 г. товарооборот с ЕС-25 вырос на 31% и составил 231,6 млрд. долл. США при экспорте – 171 млрд. (+28,3%) и импорте – 60 млрд. долл. США (+38,8%).
В январе-октябре 2007 года товарооборот с ЕС увеличился всего на 15,6%, при этом импорт вырос на 42,8%, а экспорт – всего на 6,7%. Изменение динамики взаимной торговли является следствием, прежде всего, относительной стабилизации цен на энергоносители и отсутствием объективных возможностей для наращивания объемов поставок, а именно: максимальным насыщением транспортных систем и снижением темпов добычи энергоносителей.
С другой стороны, стабильно высокие темпы роста европейского экспорта обусловлены ростом платежеспособного спроса на российском рынке и отсутствием, с нашей стороны, сколько-нибудь серьезных барьеров в торговле промышленной продукцией.
Структура двусторонней торговли отражает сравнительные преимущества двух экономик: топливные и сырьевые товары составляют основную часть российского экспорта, в то время как из ЕС импортируются в основном готовые промышленные и потребительские товары. Подавляющая часть российского экспорта в страны Евросоюза (до 70%) приходится на энергоресурсы.
По данным Еврокомиссии доля России в европейском импорте энергоносителей составляет: 33% нефти и 46% газа. В то же время в общем экспорте российского газа 67% – это поставки в Европу.
Таким образом, Россия на сегодняшний день даже больше зависит от европейских потребителей, чем потребители от своих поставщиков.
Динамика внешней торговли России с ЕС в январе-октябре 2008 г.
(по данным российской таможенной статистики), (таблица 2).
Товарооборот | Экспорт | Импорт | ||||
млн. долларов США | индекс | млн. долларов США | индекс | млн. долларов США | индекс | |
ЕС-27 | 224 592,3 | 115,6 | 156 626,3 | 106.7 | 67 966,0 | 142,8 |
Германия | 41 376,7 | 120,9 | 20 568,5 | 103,7 | 20 808,2 | 144,5 |
Нидерланды | 37 021,1 | 115,5 | 33 987,0 | 113,7 | 3 034,1 | 140,1 |
Италия | 28 320,4 | 111,6 | 21 637,3 | 102,6 | 6 683,1 | 156,0 |
Польша | 14 039,5 | 115,8 | 10 386,5 | 110,1 | 3 653,0 | 136,0 |
Великобритания | 13 570,9 | 118,7 | 9 107,8 | 105,9 | 4 463,1 | 157,4 |
Франция | 12 485,9 | 116,9 | 6 599,2 | 104,8 | 5 886,7 | 134,2 |
Финляндия | 12 372,9 | 114,0 | 8 426,7 | 109,8 | 3 946,2 | 124,3 |
Венгрия | 6 576,7 | 100,4 | 4 598,3 | 89,0 | 1 978,5 | 143,0 |
Испания | 6 016,2 | 142,2 | 3 578,9 | 129,0 | 2 437,3 | 167,4 |
Чехия | 5 493,1 | 109,5 | 3 656,9 | 94,7 | 1 836,2 | 159,5 |
Словакия | 5 007,7 | 112,0 | 3 916,2 | 100,9 | 1 091,4 | 185,7 |
Швеция | 4 791,6 | 134,6 | 2 439,7 | 131,3 | 2 351,8 | 138,3 |
Бельгия | 4 735,4 | 124,8 | 2 225,7 | 105,9 | 2 509,7 | 148,4 |
Кипр | 4 220,0 | 108,1 | 4 193,4 | 108,3 | 26,6 | 84,3 |
Литва | 4 190,4 | 98,6 | 3 499,0 | 94,8 | 691,4 | 123,3 |
Австрия | 4 126,4 | 98,6 | 2 212,1 | 80,2 | 1 914,2 | 134,0 |
Болгария | 3 293,1 | 122,1 | 2 955,7 | 120,9 | 337,4 | 133,1 |
Румыния | 3 029,1 | 95,9 | 2 443,1 | 88,9 | 585,9 | 142,8 |
Португалия | 2 970,4 | 293,7 | 2 793,4 | 311,7 | 177,0 | 153,7 |
Латвия | 2 351,0 | 145,1 | 1 934,8 | 146,0 | 416,2 | 140,8 |
Дания | 2 179,9 | 116,1 | 933,3 | 113,3 | 1 246,6 | 118,2 |
Греция | 2 082,6 | 84,7 | 1 839,5 | 81,1 | 243,1 | 128,0 |
Эстония | 1 673,0 | 64,9 | 1 372,7 | 59,5 | 300,3 | 112,1 |
Ирландия | 969,7 | 104,8 | 494,6 | 86,0 | 475,1 | 135,7 |
Словения | 813,3 | 116,7 | 216,3 | 100,9 | 596,9 | 123,7 |
Таблица 2
1.3 Специальные режимы сотрудничества
В силу различных причин (социальное и общеэкономическое значение, национальная безопасность, международные режимы контроля, не рыночные формы организации) экономическое взаимодействие России и ЕС в следующих сферах и секторах должно регулироваться специальными соглашениями, устанавливающими отличный от общего режим торговли, инвестиций и экономического сотрудничества:
1) Энергетика;
2) Воздушный и железнодорожный транспорт;
3) Телекоммуникации и информационные технологии;
4) Средства массовой информации;
5) Атомная промышленность;
6) Авиакосмическая промышленность;
7) Производство вооружений;
8) Сельское хозяйство;
9) Финансовый сектор;
10) НИОКР.
Содержание таких соглашений может быть определено только в процессе взаимных консультаций и переговоров с участием представителей соответствующих отраслей и секторов.
Конструкция экономического партнерства не может опираться только на рыночные механизмы конкуренции и сотрудничества хозяйственных субъектов.
В целях подержания общей стабильности системы торгово-экономических отношений она должна предусматривать следующие механизмы экономической солидарности и сотрудничества на межгосударственном уровне:
1) Механизм взаимных обязательств и совместных действий для стабилизации энергетических, сырьевых и продовольственных рынков (стратегические запасы, товарные интервенции, инфраструктура хранения и доставки, управление спросом в кризисных ситуациях).
2) Механизмы координации валютно-финансовой политики и совместных действий на валютных и финансовых рынках в случае кризиса.
3) Механизмы ресурсного и финансового обеспечения совместных действий в случае чрезвычайных ситуаций (стихийные и техногенные катастрофы, эпидемии, экологические проблемы, крупные террористические акты и т.п.).
Общие требования к будущему соглашению:
1) Цель - создание правовых рамок, условий и механизмов для формирования стратегического партнерства на базе общего экономического пространства, свободного взаимодействия хозяйственных субъектов, общих или совместимых правил регулирования и конкуренции;
2) Базовый формат - ВТО. Предусматривает движение от договоренностей в рамках ВТО к более глубоким и тесным отношениям за счет более радикальной взаимной либерализации торговли и инвестиций в рамках общих правил ВТО, преимущественно - в областях, не регулируемых ВТО, или оставляемых на усмотрение сторон в режиме ВТО;
3) Основные принципы: равенство прав и взаимность обязательств, эквивалентность выгод и преимуществ, учет институциональных особенностей, партнерский характер отношений (ненанесение ущерба);
4) Возможность опережающего развития двустороннего или многостороннего сотрудничества со странами ЕС на базе Договора о создании ЕС;
5) Комплексный характер - охватывает все сферы экономических отношений, всю номенклатуру товаров и услуг и все вопросы регулирования взаимной торговли, инвестиций и делового сотрудничества. Содержит перечень отсылочных норм к будущим специальным и секторальным соглашениям;
6) Юридически обязывающий характер с четким определением взаимных прав и обязанностей по всем статьям соглашения (с учетом распределения полномочий внутри ЕС) и эффективными механизмами исполнения обязательств и урегулирования споров;
7) Легитимные и взаимно согласованные инструменты защиты национальных интересов в рамках соглашения;
8) Возможность прямого действия через имплементацию в национальном (европейском) законодательстве, предоставление национального режима, компаниям другой стороны и возможность судебной защиты;
9) Сильная институциональная структура органов сотрудничества, юридически обязательные регламенты ее работы, механизмы согласованной корректировки соглашения на базе практического опыта;
10) Институциональная роль в структуре партнерства для организаций гражданского общества.