Стратегические интересы и экономические цели

С 2000 по 2008 год экспорт из 27 стран, ныне входящих в ЕС, вырос в три раза – с 22,7 миллиарда евро до 72,4 миллиарда, сообщает статистическая служба Союза – «Евростат».

По его данным, за этот же период импорт из России возрос вдвое – с 63,8 миллиарда евро до 140,6 миллиарда евро. Следовательно, дефицит торгового баланса для ЕС по отношению к России вырос с 41 миллиарда евро до 68,2 миллиарда евро. Это связано преимущественно с ростом дефицита в торговле энергоносителями, который лишь частично компенсируется увеличением экспорта на российский рынок европейских машин и оборудования.
Доля России в общем торговом обороте ЕС за этот период также почти удвоилась. В 2008 году она составляла 6% экспорта стран ЕС и 10% их импорта. Таким образом, Россия стала третьим по важности торговым партнером Союза.

В 2008 году почти половина европейского экспорта на российский рынок составляли машины и оборудование, 2/3 импорта из России – энергоносители.
Первым торговым партнером России из стран ЕС остается Германия, обеспечивая 32% экспорта из ЕС (23,1 миллиарда евро). На втором месте находится Италия (7,6 миллиарда евро или 11% экспорта), на третьем – Финляндия (6,2 миллиарда евро или 9%). Главным импортером из России также является Германия (29 миллиардов евро, или 21% всего импорта из России). Вторую строчку занимают Нидерланды (17 миллиардов евро, или 12%), третью – Италия (13,6 миллиарда евро, или 10%).

Большинство стран ЕС имеют дефицит в двусторонней торговле с Россией. Самый большой отмечен у Нидерландов (11,4 миллиарда евро), затем идут Италия (6 миллиардов), Германия и Польша (по 5,9 миллиарда).
Самый маленький объем торговли с Россией в ЕС у Мальты. В 2007 году экспорт составил 2 миллиона евро, импорт – тоже 2 миллиона евро.

Следовательно, дефицит у нее нулевой.

В двусторонней торговле с Россией положительное сальдо имеют среди стран ЕС только Дания, Словения, Австрия и Ирландия.
В отношениях с ЕС Россия имеет следующие стратегические интересы:

1) Ускорение модернизации российской экономики, ликвидация технологического;

2) Создание общего экономического пространства в Северной Евразии, обеспечивающего оптимальные размеры рынка, необходимую ресурсную базу и новые технологические возможности для экономического развития и укрепления конкурентных позиций России и ЕС;

3) Реализация транзитного потенциала России как основного транспортного коридора и энергетического моста Европа – Азия;

4) Закрепление российских компаний на европейском рынке и интеграция через него в систему мирохозяйственных (в том числе - трансатлантических) связей;

5) Промышленная и инфраструктурная интеграция с ЕС, создание экономически оптимальной системы международной специализации и кооперации.

Стратегические интересы могут быть реализованы путем достижения следующих конкретных экономических целей:

1) Диверсификация, стабилизация и повышение эффективности экспорта в ЕС;

2) Оптимизация структуры и повышение эффективности импорта;

3) Развитие сотрудничества в ключевых секторах инфраструктуры;

4) Обеспечение свободного доступа российских компаний к рынку капитала ЕС;

5) Интеграция финансовых рынков и создание общего финансового пространства;

6) Установление свободного, прозрачного и стабильного режима взаимных инвестиций (за пределами «запретных зон»);

7) Проактивное развитие технологической кооперации с малыми и средними компаниями ЕС при сохранении функций системного интегратора за головными российскими предприятиями;

8) Углубление инновационного сотрудничества с ЕС с целью коммерциализации российских изобретений и экспорта наукоемкой продукции.

1.2 О торгово-экономическом сотрудничестве Россия-ЕС

Европейский союз – крупнейший в современном мире политико-экономический блок государств, объединяющий 27 стран-членов с общим населением в 480 млн. человек и валовым внутренним продуктом в 9,6 трлн. евро* (США – 9, Япония – 4 трлн. евро). На долю стран ЕС приходится около 20% мировой торговли (без учета торговли внутри ЕС).

Укрепление экономических связей с Евросоюзом является одной из приоритетных задач внешнеэкономической политики современной России. ЕС – наш основной торговый партнер, на долю которого приходится более 50% общего товарооборота Российской Федерации. Страны-члены ЕС являются основным источником поступления технологий, ноу-хау и инвестиций для России. Со своей стороны, Россия входит в тройку ведущих партнеров ЕС.

Взаимная торговля России с ЕС за последние годы характеризуется следующими показателями (таблица 1, млрд. долл. США):

                Индекс 06/05
Оборот 48,0 52,1 56,2 69,0 125,4 177,0 231,6 130,8
Экспорт 36,9 36,7 37,9 47,1 91,4 133,5 171,0 128,1
Импорт 11,1 15,4 18,3 21,9 34,0 43,6 60,6 139,0

Таблица 1


В 2007 г. товарооборот с ЕС-25 вырос на 31% и составил 231,6 млрд. долл. США при экспорте – 171 млрд. (+28,3%) и импорте – 60 млрд. долл. США (+38,8%).

В январе-октябре 2007 года товарооборот с ЕС увеличился всего на 15,6%, при этом импорт вырос на 42,8%, а экспорт – всего на 6,7%. Изменение динамики взаимной торговли является следствием, прежде всего, относительной стабилизации цен на энергоносители и отсутствием объективных возможностей для наращивания объемов поставок, а именно: максимальным насыщением транспортных систем и снижением темпов добычи энергоносителей.

С другой стороны, стабильно высокие темпы роста европейского экспорта обусловлены ростом платежеспособного спроса на российском рынке и отсутствием, с нашей стороны, сколько-нибудь серьезных барьеров в торговле промышленной продукцией.

Структура двусторонней торговли отражает сравнительные преимущества двух экономик: топливные и сырьевые товары составляют основную часть российского экспорта, в то время как из ЕС импортируются в основном готовые промышленные и потребительские товары. Подавляющая часть российского экспорта в страны Евросоюза (до 70%) приходится на энергоресурсы.

По данным Еврокомиссии доля России в европейском импорте энергоносителей составляет: 33% нефти и 46% газа. В то же время в общем экспорте российского газа 67% – это поставки в Европу.

Таким образом, Россия на сегодняшний день даже больше зависит от европейских потребителей, чем потребители от своих поставщиков.

Динамика внешней торговли России с ЕС в январе-октябре 2008 г.
(по данным российской таможенной статистики), (таблица 2).

  Товарооборот Экспорт Импорт
млн. долларов США индекс млн. долларов США индекс млн. долларов США индекс
ЕС-27 224 592,3 115,6 156 626,3 106.7 67 966,0 142,8
Германия 41 376,7 120,9 20 568,5 103,7 20 808,2 144,5
Нидерланды 37 021,1 115,5 33 987,0 113,7 3 034,1 140,1
Италия 28 320,4 111,6 21 637,3 102,6 6 683,1 156,0
Польша 14 039,5 115,8 10 386,5 110,1 3 653,0 136,0
Великобритания 13 570,9 118,7 9 107,8 105,9 4 463,1 157,4
Франция 12 485,9 116,9 6 599,2 104,8 5 886,7 134,2
Финляндия 12 372,9 114,0 8 426,7 109,8 3 946,2 124,3
Венгрия 6 576,7 100,4 4 598,3 89,0 1 978,5 143,0
Испания 6 016,2 142,2 3 578,9 129,0 2 437,3 167,4
Чехия 5 493,1 109,5 3 656,9 94,7 1 836,2 159,5
Словакия 5 007,7 112,0 3 916,2 100,9 1 091,4 185,7
Швеция 4 791,6 134,6 2 439,7 131,3 2 351,8 138,3
Бельгия 4 735,4 124,8 2 225,7 105,9 2 509,7 148,4
Кипр 4 220,0 108,1 4 193,4 108,3 26,6 84,3
Литва 4 190,4 98,6 3 499,0 94,8 691,4 123,3
Австрия 4 126,4 98,6 2 212,1 80,2 1 914,2 134,0
Болгария 3 293,1 122,1 2 955,7 120,9 337,4 133,1
Румыния 3 029,1 95,9 2 443,1 88,9 585,9 142,8
Португалия 2 970,4 293,7 2 793,4 311,7 177,0 153,7
Латвия 2 351,0 145,1 1 934,8 146,0 416,2 140,8
Дания 2 179,9 116,1 933,3 113,3 1 246,6 118,2
Греция 2 082,6 84,7 1 839,5 81,1 243,1 128,0
Эстония 1 673,0 64,9 1 372,7 59,5 300,3 112,1
Ирландия 969,7 104,8 494,6 86,0 475,1 135,7
Словения 813,3 116,7 216,3 100,9 596,9 123,7

Таблица 2



1.3 Специальные режимы сотрудничества

В силу различных причин (социальное и общеэкономическое значение, национальная безопасность, международные режимы контроля, не рыночные формы организации) экономическое взаимодействие России и ЕС в следующих сферах и секторах должно регулироваться специальными соглашениями, устанавливающими отличный от общего режим торговли, инвестиций и экономического сотрудничества:

1) Энергетика;

2) Воздушный и железнодорожный транспорт;

3) Телекоммуникации и информационные технологии;

4) Средства массовой информации;

5) Атомная промышленность;

6) Авиакосмическая промышленность;

7) Производство вооружений;

8) Сельское хозяйство;

9) Финансовый сектор;

10) НИОКР.


Содержание таких соглашений может быть определено только в процессе взаимных консультаций и переговоров с участием представителей соответствующих отраслей и секторов.

Конструкция экономического партнерства не может опираться только на рыночные механизмы конкуренции и сотрудничества хозяйственных субъектов.

В целях подержания общей стабильности системы торгово-экономических отношений она должна предусматривать следующие механизмы экономической солидарности и сотрудничества на межгосударственном уровне:

1) Механизм взаимных обязательств и совместных действий для стабилизации энергетических, сырьевых и продовольственных рынков (стратегические запасы, товарные интервенции, инфраструктура хранения и доставки, управление спросом в кризисных ситуациях).

2) Механизмы координации валютно-финансовой политики и совместных действий на валютных и финансовых рынках в случае кризиса.

3) Механизмы ресурсного и финансового обеспечения совместных действий в случае чрезвычайных ситуаций (стихийные и техногенные катастрофы, эпидемии, экологические проблемы, крупные террористические акты и т.п.).

Общие требования к будущему соглашению:

1) Цель - создание правовых рамок, условий и механизмов для формирования стратегического партнерства на базе общего экономического пространства, свободного взаимодействия хозяйственных субъектов, общих или совместимых правил регулирования и конкуренции;

2) Базовый формат - ВТО. Предусматривает движение от договоренностей в рамках ВТО к более глубоким и тесным отношениям за счет более радикальной взаимной либерализации торговли и инвестиций в рамках общих правил ВТО, преимущественно - в областях, не регулируемых ВТО, или оставляемых на усмотрение сторон в режиме ВТО;

3) Основные принципы: равенство прав и взаимность обязательств, эквивалентность выгод и преимуществ, учет институциональных особенностей, партнерский характер отношений (ненанесение ущерба);

4) Возможность опережающего развития двустороннего или многостороннего сотрудничества со странами ЕС на базе Договора о создании ЕС;

5) Комплексный характер - охватывает все сферы экономических отношений, всю номенклатуру товаров и услуг и все вопросы регулирования взаимной торговли, инвестиций и делового сотрудничества. Содержит перечень отсылочных норм к будущим специальным и секторальным соглашениям;

6) Юридически обязывающий характер с четким определением взаимных прав и обязанностей по всем статьям соглашения (с учетом распределения полномочий внутри ЕС) и эффективными механизмами исполнения обязательств и урегулирования споров;

7) Легитимные и взаимно согласованные инструменты защиты национальных интересов в рамках соглашения;

8) Возможность прямого действия через имплементацию в национальном (европейском) законодательстве, предоставление национального режима, компаниям другой стороны и возможность судебной защиты;

9) Сильная институциональная структура органов сотрудничества, юридически обязательные регламенты ее работы, механизмы согласованной корректировки соглашения на базе практического опыта;

10) Институциональная роль в структуре партнерства для организаций гражданского общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: