Специфика философского знания. Что означают философские категории Аксиология, гносеология, онтология, антропология

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

• имеет очень много общего с научным знанием — предмет,

методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием в чистом виде.

Можно выделить следующие особенности философского знания:

• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеоло­гию, логику и т. д.);

• носит предельно общий, теоретический характер;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, кото­рые лежат в основе иных наук;

• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатывае­мых прежними философами;

• в то же время динамично — постоянно развивается и обнов­ляется;

• опирается на категории — предельно общие понятия;

• неисчерпаемо по своей сути;

• ограничено познавательными способностями человека (по­знающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" пробле­мы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутст­вие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, пре­дельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой от­дельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Онтология (ontos-сущность+logos-учение).Термин предложен немцем Гоклениусом. Один из разделов философии. Определяется, как 1) учение о бытие, как таковом; 2) учение о сверхчувственном мире; 3) учение о мире в целом. Понятие онтология в ходе развития неоднократно менялось. В средние века пытались построить учение о бытии, являетсяся философским доказательством истин религии. В Новое время под онтологией стали понимать особую часть метафизики, учения о сверхчувственной структуре всего сущего. Онтология активно критиковалась классиками идеализма (Кант, Гегель). В дальнейшем онтология получила определение, как наука о мире в целом. Гносеология (gnosis-знание+logos-учение) - теория познания; изучает взаимоотношени субъекта и объекта в процессе познания, отношения знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Гносеология исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные условия и всеобщие основания. Аксиология (axia-сущность+logos-учение) - философское исследование природы ценностей, их места в реальной жизни, структуре ценностного мира и связи ценностей между собой. Человек есть мера всех вещей и рассматривается как наивысшая ценность, а все его действи и их результат и последствия рассматриваются с точки зрения категорий "добра" и "зла". Антропология (antropos-человек+logos-учение) - учение о человеке, как высшем продукте природы. Все свойства и особенности человека объясняются только своим природным происхождением. Антропология подчеркивает единство человека и природы, противопоставляется идеалистическому и дуалистическому пониманию природы человека. 2.Метафизика Аристотеля. Учение о четырех причинах и началах. Понятие «энтелехия». Первая философия, важной составляющей которой являются первые начала и причины, содержится в сочинении Аристотеля «Метафизика». Происхождение этого слова имеет интересную историю: это сочинение Аристотеля в собрании Андроника Родосского значилось после раздела «физика», поэтому и получило такое название «Метафизика» (meta ta physika) Вскоре это слово обрело смысл. Он заключался в том, что под этим словом стали понимать философское учение о предельных, сверхопытных, сущностных принципах и началах бытия, познания, человека, культуры. «Метафизика» берет начало с толкования понятия «первой философии», суть которой заключается в критике учений предшествующих философов. Исследование и критика – важные составляющие учения Аристотеля, потому что на основе учений прошлого выражается его собственная концепция с обоснованными доказательствами. В своей работе Аристотель утверждает, что если "первые философы" в своих трудах писали, что материя – начало всех вещей, то Анаксагор считает разум "действующей причиной" благоустройства мира и всего мирового порядка. Последователи Пифагора добавляли, что компоненты числа, являются сущностью физических реальностей, потому что, по их мнению, число и являлось сущностью всех вещей. Поэтому возникает понятие такого начала (причины), как «сущность и суть бытия». Также Платон заявил о том, что невозможно дать определения чувственной вещи, в силу того что эта вещь непостоянна. Следуя этой мысли, он подобные реальности назвал идеями, а чувственные вещи всегда существуют отдельно от идей, но в соответствии с ними, потому что все множество вещей существует в силу приобщения к одноименным сущностям. В итоге окончательно формируется понимание формальной и целевой причин, однако здесь и возникли коренные противоречия между Аристотелем и Платоном. Его критика теории идей отображена в 4 и 5 главах XIII книги «Метафизики». В «Первой философии» Аристотеля начало берет закон исключительного противоречия. В этом сочинении он гласит следующее: "Невозможно, чтобы одно и то же время было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же отношении". И далее: "Не может кто бы то ни было признавать, что одно и то же [и] существует [и] не существует, как это, по мнению некоторых, утверждает Гераклит"[1]. Аристотель, вопреки Гераклиту, делает умозаключение о том, что вещь не может существовать и не существовать одновременно и в том же самом смысле и быть тем же самым и не тем же самым. Аристотель заменил диалектику формальной логикой, а также утверждает, что действительность неизменна. Тождественность принципа исключительного противоречия и универсального начала бытия привела к тому, что в основе его метафизики заключена идея о неизменности сущности мира. Внимание Аристотеля к развитию существующих вещей приводит к противоречиям в виде непоследовательности и нелогичности его мысли. Эти противоречия ярко выражены в решении проблемы соотношения общего и единичного. Критика идей Платона приводит к тому, что Аристотель считает отдельные вещи тем единственным, что заслуживает имени самостоятельно существующего. Это решение проблемы "первой сущности" в логическом труде "Категории". «Вторичная сущность» (общее) должна оказаться единой во многом, а не вне многого. Но Аристотель перенял У Платона идею о познании только общего. Поэтому общее является для него как нечто первичное и достоверное по отношению к единичному. Для ответа на поставленный здесь вопрос Аристотель рассматривает все, чему учили известные ему философы — древние и его современники, — о началах бытия и мира. Рассмотрение это, полагает он, показывает, что история исследовавшей этот вопрос мысли выдвинула — правда, не одновременно, но в лице разных философов и в разные времена — четыре основных начала, или четыре основные причины. Если иметь в виду понятия об этих причинах, то можно сказать, что ими были: 1) «материя» — то, в чем реализуется понятие; 2) «форма» — понятие или понятия, которые принимаются «материей», когда происходит переход от возможности к действительности; 3) причина движения; 4) цель, ради которой происходит известное действие. Например, когда строится дом, то «материей» при этом процессе будут кирпичи «формой» — самый дом, причиной движения, или действующей причиной, — деятельность архитектора, а целью — назначение дома. Перечисление четырех причин Аристотель развивает во 2-й главе 5-й книги «Метафизики» (1013 а 24 — 1013 в 3). «Причина в одном смысле, — говорит Аристотель, — обозначает входящий в состав вещи материал, из которого вещь возникает, — каковы, например, медь для статуи и серебро для чаши, а также их более общие роды. В другом смысле так называется форма и образец, иначе говоря — понятие сути бытия и более общие роды этого понятия (например, для октавы — отношение двух к одному и вообще число), а также части, входящие в состав такого понятия. Далее, причина, — это источник, откуда берет первое свое начало изменение или успокоение: так, например, человек, давший совет, является причиною, и отец есть причина ребенка, и вообще то, что делает, есть причина того, что делается, и то, что изменяет — причина того, что изменяется. Кроме того, о причине говорится в смысле цели; а цель, это — то, ради чего, — например, цель гулянья — здоровье. В самом деле, почему [человек] гуляет, говорим мы. Чтобы быть здоровым. И сказавши так, мы считаем, что указали причину» [7, с. 79]. Установив, таким образом, существование четырех причин всего совершающегося, Аристотель ставит вопрос, какие из них основные и несводимые и какие могут быть сведены одни к другим. Анализ вопроса приводит Аристотеля к выводу, что из всех четырех причин существуют две основные, к которым сводятся все прочие. Эти основные и уже ни на что далее несводимые причины — «форма» и «материя». ЭНТЕЛЕХИЯ-(от греч. entelecheia — завершение, осуществленность) — в философии Аристотеля: способ бытия вещи, сущность которой вполне реализована, форма, осуществляющаяся в материи; активное начало, превращающее возможность в действительность, актуальность и тем самым исчерпывающее возможность или потенциальность; энергия; душа человека, распоряжающаяся формированием, изменениями и деятельностью его тела. Понятие Э. предполагается всеми телеологическими системами, в частности филос. системами Фомы Аквинского и Г.В. Лейбница. У И.В. Гёте Э. есть тот «момент вечности», который наполняет тело жизнью. В неовитализме Г. Дриша Э. представляет собой особую, не сводимую ни к чему иному жизненную силу, благодаря которой существует, обретает чрезвычайное разнообразие и развивается органическая жизнь. Билет 8 1. У человек есть сознание, форма психики, которое в чувственной, рациональной и в эйдетической форме усваивает различные явления, процессы, т. е. выступает как результат познания, и способом его существования является знание. Мы сравниваем, анализируем, делаем выводы; признаем или н признаем что-то для себя. В любом случае, используем философские вопросы. И. Кант выделил 4 основных вопроса философии: 1. Что я могу знать 2. Что я должен делать 3. На что я смею надеяться 4. Что такое человек Однозначно ответить на них, конечно, невозможно. Всегда можно поспорить и изменить свою точку зрения, но подумать над ними все же стоит. Возникновение философии относится к VI в. до нашей эры. В это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и в Древней Греции осуществляется переход от мифологического мировоззрения к философскому. Мифология в древности выступала как форма общественного сознания. Люди воспринимают и осознают окружающий мир, запечатлевают накопленный ими жизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение. Люди, живущие мифом, воспринимают его как саму жизнь. Для мифов характерны следующие черты: • Отождествление фантазии с реальностью. Вера человека в миф не нуждается ни в каком логическом обосновании. Логические доводы – бессильны. • Объяснение действительности в наглядно-образной форме. Миф объясняет реальность не через абстрактные понятия и логические рассуждения, а с помощью наглядных образов и чувственных ассоциаций. • Эмоциональная насыщенность. Миф затрагивает чувства людей. Человек, верящий в миф, чувствует себя причастным к этим событиям и зависимым от них. • Связь с магией. Представления о сверхъестественных силах предполагают возможность посредством магии влиять на них с целью получить их поддержку. • Переход от мифа к философии был подготовлен рядом факторов социального, экономического и духовного характера: развитием аграрного и ремесленного производства, разложением первобытнообщинного строя и возникновением государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни; появлением разделения труда и товарно-денежных отношений; постепенным накоплением знания, которое все больше использовалось в практической жизни людей и способствовало развитию их мировоззрения. Рождение философии – рождение нового типа мышления, который хотя и вынашивается в лоне мифологического мышления, но принципиально отличен от него и выступает как его соперник в построении картины мироздания. Философия возникает, когда авторитет разума занимает место авторитета традиции. Основные различия между мифологией и философией состоят в следующем. • Мифологическое сознание удовлетворяется описаниями, философское требует доказательств. • Философское мышление стремится дать объяснение действительности путем рационального, логического рассуждения, а не посредством повествования, достоверность которого с самого начала ставится вне всяких сомнений. • Средством философского рассуждения служат не наглядные образы и эмоции, а абстрактные понятия. полностью. В современном коллективном и массовом сознании проявляются фундаментальные черты первобытного мифа. Конечно, современный миф отличается от первобытного, но существуют специфические черты, которые доказывают, что современный миф — это тоже миф. Миф присутствует во всей истории человечества. Он существовал в разных формах религии, искусства и политики, он жив и теперь. Философия заимствует у мифа мировоззренческий характер, однако она предлагает другие способы решения мировоззренческих проблем. Взгляд философии на мир — это точка зрения разума. Вместо символов и образов, характерных для мифа, философия предлагает понятия, рациональные категории. Отличия философии от мифа можно проследить по всем выше указанным особенностям мифа. Во-первых, философское сознание не синкретично: в нем противопоставляются субъект и объект познания, человек и природа, знание и переживание, индивид и общество. 2. Средневековая философия представляет собой тот длительный период времени в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Христианство возникло в I-II вв. нашего летоисчисления в восточных провинциях Римской империи. Период Средних веков – это V-XV вв., но религиозно-философская догматика христианства формируется уже во II-IV вв. Вплоть до XIV века церковникам принадлежит подлинная монополия в области философии и философия соответственно пишется с точки зрения церкви. Собственно философская проблематика разрабатывается слабо (в США, например, средние века иногда именуют «Темные века», а английский исследователь Бертран Рассел сетует, что в этот период было мало сделано в области философии). Философия почти на целое тысячелетие превратилась в служанку богословия: философские проблемы неизбежно облекались в религиозную оболочку. Характерные черты cредневековой философии: - Монотеизм: Бог понимается как единое и уникальное. - Теоцентризм: всё сущее определяет Бог. - Креационизм: источник всего сущего – Бог, он сотворил мир из ничего, весь мир – свободный дар Бога. -Антропоцентризм: если у греков господствовал принцип космоцентризма, человек был важен как часть целого, то в христианстве же человек создан по образу и подобию Бога, должен уподобляться Богу и в то же время он повелитель созданного Богом. Библия утверждает, что человек способен принять волю Бога как свою собственную. (У греков тоже была мысль о том, что человек, воплощая благую цель, через интеллект уподобляется высшему существу). -Средневековая философия филологична по своей форме, так как отталкивается от Библии -Мир средневековья – мир дуалистичный (духовенство противопоставлено мирянам, царство Божие – царству мира сего) Протестанти́зм — одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций. Происхождение протестантизма связано с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе. По мнению сторонников Реформации, Римско-католическая церковь отошла от первоначальных христианских принципов в результате многочисленных наслоений средневекового схоластического богословия и обрядности. Вождём религиозной революции стал Мартин Лютер. Он публично и яростно осудил торговлю индульгенциями, затем прибил на церковные двери 95 тезисов с изложением своей позиции. Основная статья: Доктрины протестантизма Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Вместе с тем, протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: