Двухфакторная теория Ф. Герцберга

Исследование Герцберга начиналось с опросов сотрудников бухгалтерского и инженерного направления лакокрасочного предприятия следующего характера:

· при каких условиях Вы чувствуете себя на рабочем месте наиболее комфортно?

· при каких условиях Вы чувствуете себя на рабочем месте наименее комфортно?

Массивы ответов на данные вопросы были совершенно разными, тем самым Ф. Герцберг инициировал исследование, результаты которого оппонировали результатам Ф. Тейлора. В начале ХХ века выводы Тейлора о том, что производительность труда предопределена действием физических условий труда, были наиболее авторитетными. Вопрос о наиболее комфортном состоянии в рабочем процессе фиксировал факторы удовлетворенности трудом, а вопрос о наименьшей комфортности фиксировал факторы неудовлетворенности. Совершенно разная природа данных факторов дала возможность Герцбергу предположить, что единого континуума от состояния неудовлетворенности до состояния удовлетворенности не существует. Исчезновение неудовлетворенности приводит к состоянию отсутствия неудовлетворенности, а достижению удовлетворенности предшествует состояние отсутствия удовлетворенности. За первую метаморфозу отвечают гигиенические факторы, а за вторую – мотивационные. Название гигиеническим параметрам Герцберг дал на основании собственной ассоциации о том, что с помощью гигиенических параметров невозможно «вылечить мотивационную болезнь». В данную группу попали: политика и управление компанией, техническое руководство, оплата труда, взаимоотношение с руководством, условия работы. Мотивирующие факторы были связаны с содержанием самой работы, а именно достижение, признание, ответственность и интерес к работе.

удовлетворенность
отсутствие удовлетворенности

Мотиваторы:

Гигиенические:

отсутствие неудовлетворенности
неудовлетворенность

Для того чтобы ликвидировать неудовлетворенность необходимо воздействовать на сотрудника гигиеническими факторами. Для того чтобы достичь удовлетворенности, сотрудник должен испытать воздействие мотиваторов.

Континуум неудовлетворенности является ресурсоемким, а результативность его весьма сомнительна. Континуум удовлетворенности не только способствует формированию мотивации, но и снижает значимость гигиенических факторов, именно поэтому теория Герцберга нашла применение в японских компаниях и представительной группе крупных американских корпораций.

Задачи менеджмента состоит в том, чтобы сотрудник был ознакомлен с континуумом удовлетворенности и воздействием мотивированных факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: