Происхождение человека как философская проблема

Человек - существо физическое, телесное, подчиненное всем законам биологии и физиологии. Он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы, им обладают инстинкты и страсти, он легко впадает в страх и гнев. В философии антропологии сформировалось три основных версии ответа на этот питання.1. Сущность человека духовная. Эта версия характерна для всех религиозных и эзотерических учений. Согласно ей настоящая самость человека не имеет отношения к эмпирическому мире. Так, в соответствии с христианством Бог наделяет человека единством духа и души, способных подняться над инстинктами и телесными требованиями, а также над любыми соблазнами материальной жизни. Человек духовный и потому способен господствовать над плотью. Согласно эзотерическими учениями истинное «Я» человека - духовная монада - просто меняет из жизни в жизнь различные тела, которые служат лишь средством для самовдосконалення.2. Сущность человека - разум. Эту версию сформировалась в Новое время. Она предполагает, что разум - особая самостоятельная инстанция и человек отличается от животных именно разумом - умением логически мыслить, познавать себя и мир. Разум позволил человеку выделиться из животного мира, используя силы самой природы, и он же залог будущего счастья и прогресса в обществе.
3. Сущность человека - предметно - деятельная, социокультурная. Определяющую роль в утверждении этой версии сыграли работы Карла Маркса. Человек выступает здесь как существо, которое не пассивно приспосабливается к природе, а активно приспосабливает природу к собственным потребностям. Он перерабатывает ее в трудовом процессе, ставит все новые и новые цели, создает «второе, очеловеченных природу» - мир культуры. В работе, превращая окружающую действительность, человек и проявляет себя как разумный и свободный, потому что действует «по меркам любого вида, в том числе и по законам красоты». Будучи существом трудовым, человек выступает и существом социальным. Он не может работать вне общения. Покорение природы и преобразование ее в культуру связано с постоянным взаимодействием людей, с формированием социальных групп. Проблема сущности человека органично связана с решением вопроса о его происхождении, проблемой антропогенеза
В Библии излагается миф о творении человека Богом. В настоящее время существуют следующие основные гипотезы происхождения человека:
1. натуралистическая. а) Человек создан природой, значит, по Дарвину, возникновение чел -ка подготовлено, оно произошло в процессе естественного отбора.
б) в социобиологии: чел-к появился в результате мутации - изменений - в наследственности. Они вызвали перестройку организма животного произошел человек.
в) чел-к всегда был Земли, но для этого нужно допустить вечное существование Земли. Не верно, чел-к вечно существует в природе, космосе, Земля заселена пришельцами из космоса.
2. идеалистическая. Четко выражена Гегелем. В предка чел -ка " дремал " мировой разум, а затем проснулся. Выявление мир.разума в чел -ке привело к становлении ознания, прямой ходе и развития правой руки. Культурные ценности формируют чел -ка. Культура - продукт сознания людей, сознание - продукт МРОВ ума..
3. оказывается в трудовой теории возникновения чел -ка. Со времени появления мат.производства начинается процесс возникновения чел -ка и общ -ва. Общ - во выступает как способ бытия человека. Отсюда происходит антропосоциогенеза. Труд. теория гласит, что, благодаря труд. деят -ти появляется человек. Творческая роль труда выразилась в том, что человек стал производить орудия труда и с помощью материальных ценностей.
появл. языка и речи. С помощью орудий труда общаться нельзя. Производится язык слов, в членоразд. речи, звуках фиксир -ся символы. Символы в матер. смысле - слова графич. изображение - это средство изобретать. человеком для общения. Слово - инструмент к формированию человеческого коллектива. Слово позволило вынести внутр. мир формирующегося человека во вне и сделать внутр. наглядным.

49) Исторические типы философских учений о человеке.
Человек как предмет философского анализа.
Философское познание имеет принципиально гуманистическую направленность, то есть главным, предметом философских размышлений является человек и его существования в мире.
Человек является сложным и целостным образованием, которое принадлежит определенным образом и к природе, и к обществу, и к культурно - исторического и духовного мира. Но вне конкретных наук остаются мировоззренческие, чисто философские проблемы о природе (сущности) человека, о ее происхождении, о смысле жизни, судьбе и предназначении, о возможности и границы его свободы и творчества. Круг этих вопросов и составляет проблему человека в философии.
Каждая философская концепция добавляла новые черты, новые грани в познании человека. Древняя индийская, китайская и греческая философия рассматривала человека как часть космоса, как «малый мир», микрокосм, является отражением и символом макрокосма - Вселенной.
Европейская средневековая философия, опираясь на христианскую традицию, выдвигала на передний план религиозное -нравственные проблемы человеческого существования, разрабатывала идею противоречия человеческой природы, которая сочетает в себе земное, греховное начало и божественную сущность. Именно здесь впервые появляются идеи уникальности, неповторимости и самоценности человека как духовного существа.
Эпоха Возрождения оставила нам образец обожествления самого человека, полную пафоса идею о самодостаточности и автономии личности, веру в ее безграничные творческие возможности.
Классическая философская традиция начиная с конца XVI и до конца XIX века считала истинно человеческим в человеке то, что делает его представителем всего человечества, поэтому сосредоточила внимание на ее. всеобщей природе, социальной сущности, универсальности и т.п.. Так, новоевропейская философия XVII века особое значение уделяет ума как специфической особенности человека. Для немецкой классической философии определяющим является представление о человеке как о субъект духовной деятельности, создающий мир культуры и является носителем общего идеального начала - духа, разума. В отличие от идеалистических представлений немецкой классики, Л. Фейербах, а затем и основатели марксизма возвращают человеку его целостность - рассматривают ее не только как духовную, но и чувственно - телесное существо. Исходным пунктом марксистского понимания человека является трактовка его как производного от общества, как продукта и субъекта общественно - практической деятельности. Сущностью человека Маркс считал именно совокупность всех общественных отношений.
С конца XIX - начала XX века в философии осуществляется своеобразный антропологический поворот - проблема человека становится едва ли не основной для большинства философских учений. Современная эпоха стала эпохой глобальных социальных, политических, культурных, экологических изменений, осуществляется унификация и стандартизация личности со стороны общества и его массовой культуры. Философия XX века обеспокоена потерей человеческой личностью подлинной свободы и индивидуальной автономии. Поэтому современная философия на место человека как представителя человечества ставит индивида, в своей неповторимости и уникальности не поддается общему определению. Вместо проблемы об общих определения (сущность человека) ​​возникает проблема непосредственного существования человеческой личности. Возникают многовариантные иррационалистични концепции (С.Керкегор, Шопенгауэр, Ф. Ницше, Бергсон, Фрейд), которые доминирующими чертами человека провозглашают позарозумови свойства (чувства, волю, подсознательное, интуицию и т.д.). Возникает антропологическая философская школа (М. Шелер, А.Гелен, Х.Плеснер), которая ставит целью соединить конкретно - научные достижения с целостным философским постижением человеческой жизни. Эту традицию продолжают такие направления, как прагматизм, глубина психология, структурализм. В философии экзистенциализма и персонализма проблема личности становится центральной проблемой, провозглашается неповторимость духовного самоопределения («экзистенции») человека. Поиски современной философии, как и возрождение гуманистической проблематики, обусловленные острым интересом к судьбе человека в современном мире, к проблеме выживания личности в современном обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: