Единство биологического и социального в человеке

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.

1. Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования

2. Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Основные отличия человека от животного:

· Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.

· Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

- моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

- обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

- выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

· Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

· Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

· Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало).

51. Личность как продукт культурного развития.
Личность - это продукт и субъект общественно -исторического развития. Отношения, существующие в обществе (производственные, классовые, национальные, семейные, правовые, моральные и т.д.), формируют человека, его личность.
Все, что имеет человек, чем она отличается от животного, является результатом жизни в обществе. Человек может развиваться лишь в обществе. Ребенок, лишенный общества, не становится человеком. Но это вовсе не означает, что личность вообще лишена индивидуальности и самостоятельности, неповторимости. Она влияет на общество, вносит свой вклад в развитие коллектива, общества.
Личность не есть нечто раз и навсегда данное, неизменное. Личность - это явление конкретно - историческое.
В первобытном обществе отдельный человек не может быть самостоятельным относительно общины. Ведь ее интересы и запросы полностью совпадают с интересами, запросами общества. Личность еще не сформировалась. Человек ' первобытного общества не знает разницы между правами и обязанностями. Потому что, во-первых, все были равны, во-вторых, мысли, чувства, действия индивида безусловно подчинялись племени, рода Как высшей власти, что дается от природы,
С развитием производства человек все в большей степени выделяется из коллектива вследствие получения личных прав, обязанностей, рост личной ответственности и т.п.. В классовом обществе возникает противоположность между правами и обязанностями: правами пользуются одни, другие имеют только обязанности. Частная собственность противопоставляет людей друг другу. Эксплуатация порождает вражду между классами, а конкуренция приводит к вражде между людьми внутри господствующего класса.
Общество должно создавать благоприятную базу для выявления и развития человеческой индивидуальности. Люди не должны чувствовать взаимное отчуждение и одиночество, не должны превращаться из сознательных творцов на винтики, подчиняющихся ритму движения промышленного производства.
Личность может быть свободной лишь в свободном демократическом обществе. Освобождение общества от гнета, голода и нищеты - вот главное условие освобождения личности. Одним из проявлений взаимоотношений общества и человека является свобода личности. Человек зависит от общества, и свобода личности тесно связана со свободой общества, с господством людей над силами природы и над своими собственными отношениями.
В процессе исторического развития и человеческое общество, и лицо достигают все большей свободы, но этот процесс в форме преодоления противоречий, специфических для каждой эпохи. Так, развитие производительных сил означал все большую степень покорения природы обществу и человеку. Но одновременно этот процесс сопровождался возникновением зависимости людей от социальных сил, появлением в обществе отношений господства и подчинения.
Общество должно стремиться подчинить себе стихийное развитие социальных сил, установить такие общественные отношения, которые были бы наиболее благоприятными для покорения сил природы и для свободного всестороннего развития личности. Социально-экономическое устройство должно быть таким, который предоставлял бы личности такие социально - политические свободы, как выбор сферы деятельности, возможность развития и применения своих способностей, избирательные права, освободить личность от духовного гнета, создать условия для овладения научным мировоззрением, восприятия общечеловеческих ценностей.
Нужно осознать, что свободу следует считать чем-то безграничным. Достигнутый обществом уровень развития производительных сил и общественных отношений определяет экономические, политические и другие возможности развития членов общества, степень их участия в различных видах деятельности. С этим должны считаться и общество, и отдельные члены общества.
Свобода личности предполагает и ответственность личности (правовую, моральную) перед обществом. Без ответственности индивида нет и свободы. Общество должно запрещать явления, действия, наносящие вред его членам. Это прежде всего покушение на жизнь, здоровье, честь и достоинство людей, коррупция, пропаганда войны, пропаганда расовой ненависти и т.п..

52. Проблема сознания в философии
- Одна из самых тяжелых и самых загадочных, поскольку она не существует как отдельный предмет или вещь. Нам дано все благодаря сознанию: она присутствует в каждом нашем образе восприятия, она мгновенно приводит в связь наши ощущения, восприятия, мысли, связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что она при этом почувствовала, подумала, пережила.
В истории философии исследователи сознания шли двумя путями. Первый заключался в описании способов, каким вещи даны в сознании. На философском языке это называется описанием феномена сознания. Второй объяснял, как возможна сама сознание, т.е. объяснял сам феномен сознания. В философии античности и Нового времени эти способы не различались, а потому считалось, что если описаны вещи существуют в сознании, то вопрос о ее природе исчерпан. Философия, описывая способ существования вещей в сознании, «растягивала» во времени и пространстве акт сознания путем выделения таких его «шагов», как ощущение, восприятие, представление и т.д.. В XX веке философы дерзнули задать вопрос, как и почему возникает связь человека с миром и одновременно с самой собой? На сегодня исчерпывающего ответа на это нет.
Существует и еще одна тайна сознания. Известно, что главным условием возможности появления индивидуального сознания является способность сформулировать мысль «Я». Для каждого человека слово «Я» понятно, ибо каждый из нас есть «Я». Открытие «Я» происходит примерно в три года, причем без участия со стороны самосознательным «Я», потому что его еще просто нет. Не случайно никто из нас не может вспомнить и рассказать, как примерно в три года нам пришла в голову потребность говорить о себе «Я». Ведь до самого акта проявить себя как «Я» человек не был «Я», а потому не было и того, кто взял бы под контроль процедуру становления «Я» и запомнил ее. Сказав о себе «Я», человек выделяет себя уже не только из природы, но и из сообщества других людей. Гегель писал, что сознание является отношение «Я» к миру, но такое отношение, которое доведено до их сопоставления и о котором «Я» знает. Вопрос о «Я» - центральное в проблеме сознания, которая до дискутируется в философии, психологии, антропологии и других науках. Ответа на этот даются разные: «Я» - появление Духа Святого, а потому его природа божественна, «Я» - продукт эволюции живой материи, связанной с мозгом, «Я» - результат социализации человека, предполагает общение и коммуникацию, «Я»- непосредственная данность, о природе которой спрашивать бессмысленно, и тому подобное. В каждом из этих толкований «Я» есть доля правды. Но окончательно вопрос о природе «Я» на сегодня не решен. Очевидно только одно: «Я» является то, о чем нельзя знать заранее: ребенку, еще не знает своего «Я», нельзя впрок объяснить, что такое «Я». Каждый человек узнает о своем «Я», когда она рождается, развивается и заявляет о себе, что она уже есть. Складывается парадоксальная ситуация: Я могу знать о «Я» в силу того, что Я сам уже есть «Я». Никакие внешние усилия мысли и слова не способны описать человеку, что такое «Я», пока она сама не найдет свое «Я». Если эта парадоксальная ситуация разрешается благополучно для индивида и он находит «Я», то становится возможным его сознательное существование.
Многие философы определяют сознание как большой милостивый дар человеку, как великое чудо из чудес Вселенной, но при этом отмечают, что сознание - одновременно и крест, тяжесть, потому что в нем настоящее всю боль мира. Не случайно, чтобы унять боль (душевную или физическую), отключают на время сознание с помощью наркотиков, алкоголя и др..

53. Структура сознания.
Сознание - отражение, что присуще всей материи, не только живым существам. Дисплей - способность нескольких предметов при их взаимодействии между собой оставлять следует или на одном из них, или на обоих, что несет на себе определенную информацию о том, что отображается, и как отражается. Отображение зависит от: 1) структуры взаимодействующих объектов, 2) характера взаимодействия, при этом будет разная информация.
И сознание человека тоже является отражением. Но сознание - высшая отражение, способность коры головного мозга отражать предметы, явления, процессы в форме идеальных образов, и регуляция человеческой психологической деятельности.
На основании отображения коры головного мозга фиксируются образы, события, состояния, поступки предметов. Человек регулирует свою деятельность. Естественной основой сознания является кора головного мозга. Сам мозг мысли не создает, если в кору головного мозга не поступает информация через органы чувств (зрение, слух, вкус, обоняние).
Можно выделить следующие уровни сознания и их элементы.
1. Базовым и наиболее древним уровнем сознания является чувственно - аффективное пласт, к которому относятся:
- Ощущение - отражение в мозгу отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, непосредственно действующие на наши органы чувств;
- Восприятие - образ предмета в целом, который не сводится к сумме свойств и сторон;
- Представления - конкретные образы таких предметов или явлений, которые в определенный момент не вызывают у нас ощущений, но ранее действовавшие на органы чувств; (более подробно о ощущения, восприятия, представления см.. Пит. 48 " Единство чувственного и рационального познания ");
- Различного рода аффекты, то есть сильные непроизвольные реакции человека на внешние раздражители (гнев, ярость, ужас, отчаяние, внезапная большая радость).
2. Ценностно - волевой уровень, к которому относятся:
- Воля - способность человека ставить перед собой цель и мобилизовать себя для ее достижения;
- Эмоции - ценностно - окрашенные реакции человека на внешнее воздействие. Сюда можно отнести мотивы, интересы, потребности личности в единстве со способностями в достижении цели.
3. Абстрактно - логическое мышление. Это важнейший пласт сознания, который выступает в таких формах:
- Понятие - отражение в мышлении общих, наиболее существенных признаков предметов, явлений объективной действительности, их внутренних, решающих связей и законов;
- Суждение - форма мысли, в которой отражаете! ся наличие или отсутствие у предметов и явлений каких-либо признаков и связей;
- Умозаключение - форма мышления, когда из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, в котором содержится новое знание о предметах и явлениях (подробнее о понятии, суждение, умозаключение см.. Пит. 48 " Единство чувственного и рационального познания ");
- Различные логические операции.
4. Необходимым компонентом сознания можно считать самосознание и рефлексию:
- Самосознание - это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимой составляющей любой сознания;
- Рефлексия - это такая форма сознания, когда те или иные явления сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта (подробнее см.. Пит. 40 " Сознание и самосознание").
В некоторых литературных источниках можно встретить мнение, согласно которому в структуру сознания относятся также бессознательное (совокупность психических явлений, не входящих в сферу разума) и подсознательное (психические явления, сопровождающие переход определенной деятельности с уровня сознания на уровень автоматизма).
По нашему мнению, такое утверждение не имеет убедительного основания. Ведь само название "бессознательное", " подсознательное " свидетельствует, что это не сознание. Целесообразно их рассматривать как находящихся рядом с сознанием.

54. Сознание и самосознание.
Сознание должно быть программой, управляющей человеческой деятельностью, а также внутренней жизнью человека. Такие условия обеспечиваются определенным характерным чертам, присущим сознания и функциям, которые она выполняет.
Одной из важных черт сознания является ее универсальность. Это означает, что в сознании могут отображаться любые свойства предметов, так или иначе вовлекаются в деятельность. Это происходит потому, что труд и общения " заставляют " предметы подать себя многогранно в мыслях человека. Известный пример: орел видит гораздо дальше, чем видит человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла.
Сознанию присуща объективность. Есть сознание отражает предметы такими, какие они есть в действительности. Животное видит в предмете лишь объект потребности или опасности. Человек видит вещи независимо от той или иной потребности.
Для сознания характерен неразрывную связь с языком. Язык выполняет важные функции: 1) сохранение знаний (аккумулятивная функция) 2) связь между людьми, передача опыта (коммуникативная функция), 3) средство выражения мысли, знаний (экспрессивная функция).
Сознание содержит четко выраженное целенаправленное отражение действительности. Ей свойственно целеполагания. Перед тем, как что-то сделать, человек создает идеальный проект будущего результата и разрабатывает план действий. Материальное производство производит вещи, предметы. Духовное - их проекты.
Человек активно относится к действительности. Она оценивает ситуацию, фиксирует свое отношение к действительности, выделяет себя как субъекта такого отношения. Активное отношение к действительности - характерная черта сознания как специфической формы отражения.
Активность как неотъемлемая черта сознания тесно связана с таким свойством сознания, как творчество. Ведь универсальное и объективное отражение действительности предполагает не просто активное отношение к ней, а творчески активное, есть преобразовательное, а не разрушительное отношение. Человек стремится создавать новое. А для этого нужны новые идеи, конструктивное изображение того, чего реально еще нет, но может быть создано в соответствии познанным объективным законам этой реальности.
Уже отмечалось, что человек активно относится к действительности. Активность предусматривает оценивание не только ситуации окружающей действительности, но и анализ носителя сознания, т.е. человека, выделения субъектом самого себя как носителя определенной активной позиции относительно мира. Все это проявляется в самосознании. Таким образом, самосознание - это выделение себя, отношение к себе оценивания своих возможностей, которые являются необходимой составляющей любой сознания.
Формирование самосознания имеет определенные степени и формы. Первая ступень - самочувствие. Самочувствие - это элементарное осознание своего тела и его гармоничное сочетание с миром окружающих вещей и людей. Чтобы правильно ориентироваться в мире вещей, необходимо прежде всего осознавать, выделять те изменения, которые происходят с телом человека в отличие от того, что происходит во внешнем мире. Если бы этого и не происходило, то человек не смог бы различить процессы, происходящие в самой действительности от субъективных процессов. Например, человек не смог бы понять, предмет приближается или удаляется от нее.
Осознание себя как такового, что относится к тиеи или иной общности людей, той или иной культуры и социальной группы - более высоким уровнем самосознания.
Возникновение сознания " Я " как совершенно особого образования, похожего на "Я" других людей и вместе с тем | в чем-то уникального, неповторимого - это самый высокий уровень развития самосознания. Благодаря ему человек может совершать свободные действия и нести за них ответственность, что в свою очередь требует самоконтроля и оценки своих действий.
В понятие самосознания входит, как уже говорилось, также самооценка, самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным идеалом " Я", формируется и выбирается самим человеком. Человек сравнивает себя с этим идеалом, самооцинюе и, как следствие, возникает чувство удовлетворения или неудовлетворения собой.
Самооценка и самоконтроль возможны лишь при наличии такого " зеркала", как коллектив других людей, где человек видит самого себя, и с его помощью она начинает относиться к себе, как к человеку, то есть производит формы самосознания. Самосознание формируется в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений, а не в результате внутренних потребностей изолированного сознания.
Объектом изучения человека может быть само сознание. В этом случае мы говорим о рефлексии.
Рефлексия - это такая форма самосознания, когда те или иные явления сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта.
Рефлексия не ограничивается только осознанием, анализом того, что есть в человеке, но и одновременно перерабатывает самого человека, вызывает переход за пределы того уровня развития личности, который был достигнут.
Человек анализирует себя в свете определенного идеала личности, сравнивает себя с ним, стремится достичь этого идеала. Она словно стремится " обосновать " себя, закрепить системы своих собственных ориентиров. Но свой образ, который формирует человек, не всегда отвечает (адекватный) реальному человеку и его сознания. Ведь человек способен ошибаться. Поэтому то, насколько правильно человек " понимает " себя, адекватно " подает " себя, могут определить окружающие ее люди.

55. Философская трактовка феномена бессознательного
Исследуя сознание, ученые пришли к выводу, что существуют скрытые факторы влияния на сознание, то есть бессознательное. В частности, идею бессознательной мотивации сознания разрабатывал австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939).
З. Фрейд считал, что на сознание действуют объективные относительно сознания факторы, отсутствующие в опыте самого сознания. он называл бессознательного. К этим факторам относятся психологические и биологические потребности, которые вызывают неосознанные переживания. Об этом Фрейд образно говорил, что " Я " не " является хозяином в собственном доме", и сознание человека вынуждена " довольствоваться скудными сведениями о том, что происходит в ее душевной жизни бессознательного ".
Сущность взглядов Фрейда сводится к следующим положениям. В человеке скрыта великая сила - " бессознательное ", или, как он его назвал, "Оно". Этой силой управляет, в частности, такой инстинкт, как либидо (лат, libido - стремление, желание, страсть) - гипотетическая психическая энергия сексуальных стремлений. Сила и содержание бессознательного проявляется в снах.
Кроме "Оно" в человеческом духовном опыте присутствует "Сверх- Я". Это - общественные нормы и социальные установки, традиции, идеалы, совесть, ценностные представления и т.д., которые доминируют в культуре. "Сверх- Я " формирует систему социальных фильтров. То, что не пропускается через фильтры "Сверх- Я ", загоняется в бессознательное, " вытесняется " из сознания ("Я") и вызывает затем к серьезным психическим расстройствам. Культура, развитие цивилизации предусматривают бесконечную работу по отлучению людей от инстинктов. Но когда культура чрезмерно задавливают инстинкты, они вырываются наружу, как джин из бутылки, и уничтожают ее.
Фрейд изучал бессознательное с целью понять причины душевных расстройств людей, психических заболеваний. По его мнению, врач- психотерапевт обязан помочь больному осознать бессознательное, действующего по его спиной, и тем самым расширить сферу свободы человека, избавить ее от власти " Оно".
"Оно", по Фрейду, с развитием цивилизации вытесняется, но не исчезает. Избыточное давление "Сверх- Я " как бы провоцирует рост силы " Оно". Вытеснены бессознательные инстинкты - это пороховая бочка, что готова взорваться внезапно в виде психических срывов или социального бунта. Итак, человек оказывается заложником сил, не поддающихся его "Я ". Отсюда и стремление Фрейда найти разумный баланс "Сверх- Я " и "Оно " и тем самым предоставить возможность "Я " свободно и разумно проявить себя, быть жизнеспособным. Пока человек живет в обществе, ей не избавиться от влияния "Сверх- Я". Вместе с тем, пока он жив и живым является ее тело, человек не сможет полностью избавиться силы инстинктов. Поэтому надо осмыслить существование этих сил, их влияние и установить между ними какой-то компромисс. Только в этом случае расширяется пространство человеческой свободы, а следовательно, и пространство сознания ("Я").
Фрейд требовал постоянной работы, приложения усилий для преобразования "Оно" в "Я". Хотя он и заявлял, что " человек не хозяин в своем собственном доме", что " интеллект бессилен в сравнении с человеческими инстинктами ", но не обрекал человека на безнадежность. Он был уверен, что "там, где было" Оно " должно стать " Я ". В конечном итоге разум и сознание оказываются сильнее " Оно ". Единственно возможным, по Фрейду, и нормальным путем для человечества в будущем - это жить, постоянно освобождаясь от давления стихии бессознательного и укрепляя в себе самосознательное "Я".
Однако в обществе XX в. произошли изменения, связанные с отказом от традиций, ценностных норм, идеалов и т.д.. Абсолютизувалося значение и роль "Оно". Бессознательное ("Оно") получило верх над общественным фильтром ("Сверх- Я "). В культуре и вообще в обществе началась опасная для общества и человечества в целом анархия разнузданного «Оно», инстинктов. "Я " погрузилось в темный хаос "Оно". Общество перестало считаться с "Сверх- Я ", отказалось от социальных норм и ценностей, и прежде всего от стыда. Воцарились бесстыдство, смакование скрытых пороков человека, его тайных инстинктов и желаний.

56. Сущность и структура общественного сознания.
общественное сознание - это совокупность взглядов, представлений, настроений, чувств, традиций, идей, теорий, отражающих общественное бытие в целом или его отдельные стороны в сознании людей.
Общественное сознание весьма разнообразна, она состоит из многих форм, существует, например, политическая форма сознания, правовое сознание, моральная, эстетическая, религиозная, философская, научная формы сознания.
Определяющим в возникновении и развитии общественного сознания являются материальные условия жизни общества. Вслед за изменением общественного бытия людей меняется общественное сознание. Но процесс отражения общественного бытия в сознании людей является достаточно сложным и противоречивым. Не следует считать, что общественное сознание автоматически меняется вслед за изменением общественного бытия, первая, будто тень, преследует материальные условия жизни людей. Как правило, экономические отношения отражаются в сознании не непосредственно, а опосредованно. Это можно объяснить тем, что различные формы общественного сознания находятся на разных ступенях приближения к экономическому базису.
На формирование общественного сознания косвенное влияние оказывают государство, политические, правовые отношения и др.. Если не учитывать это влияние на общественное сознание, а выводить ее непосредственно на производстве и производственных отношений, то это может привести к упрощению и вульгаризации в социологии. В этом случае трудно, а то и вовсе невозможно понять взгляды, настроения, идеи, теории, возникающие на определенном этапе развития общества.
Общественное сознание достаточно неоднородна. Она имеет сложную структуру. Это объясняется глубиной проникновения сознания людей в реальную действительность. Общественное сознание состоит из различных духовных явлений в зависимости от степени понимания, отражение общественного бытия. Сознание сочетает в себе такие элементы, как чувства, настроения, представления, идеи, различные теории и т.п.. В одних из них общественное бытие отражается стихийно, в других - сознательно, в одних - четко, понятно, в других - завуалировано, невнятно.
По глубине отражения общественное сознание делится на обычную и теоретическую (научную).
Обыденное сознание отражает внешнюю сторону общественной жизни, то есть непосредственный жизненный опыт.
Теоретическое сознание обосновывает сущность, законы предметов и процессов, хотя ошибки и искажения также не исключены. Она базируется на научном знании, его обобщении в философских концепциях.
Общественное сознание отражает общественное бытие с позиций определенных социальных состояний, групп, классов, представляет ее идеологический аспект. Этот уровень общественного сознания является идеологией.
Идеология - это совокупность общественных идей, теорий и взглядов, отражающих общественное бытие с позиций определенной социальной общности. Она выступает как теоретически систематизирована сознание отдельной социальной группы или общества в целом.
Поскольку любой человек всегда включена в определенные социальные общности, имеет определенные интересы, она всегда будет воспринимать явления общественной жизни с определенных идеологических позиций. Если последние отражают истинное положение дел, тогда знание будет объективным.
Кроме обыденного и теоретического сознания выделяют общественную психологию.
Общественная психология возникает непосредственно из общественного бытия. Она состоит из следующих основных элементов, как мысли и представления, которые возникают под влиянием материальных условий жизни людей. Эти мысли могут быть также проникнуты от предыдущих поколений. Они, как правило, не оформлены в стройную систему, не имеют последовательности, возникают стихийно в повседневной жизни.
К общественной психологии входят также и такие элементы, как чувства, настроения людей, отражающие их отношение к другим общественным группам. К ним относятся еще обычаи, традиции, которые передаются из поколения в поколение, а также новые обычаи, появляющиеся в результате экономического развития общества.
Итак, общественная психология - это совокупность взглядов, привычек, мыслей, представлений, чувств, нравов, стремлений, которые непосредственно отражают повседневные условия жизни определенной социальной группы людей.
Психология имеет в себе ярко выраженный оценочный момент, определенные чувства и переживания в связи с общественными процессами и приобретает в сознании людей эмоциональной окраски.
Нерешенные назревшие проблемы общественной жизни способны вызвать недовольство, проявляться в виде беспорядка, бунтов, восстаний, формировать определенный психологический настрой.
Общественное бытие - первично, общественное сознание - вторичное. Но такое соотношение наблюдается в определенных пределах. Общественное сознание имеет относительную самостоятельность и активность. Изменения в общественной жизни, то есть утверждение новых отношений, структурные преобразования и т.д. не возникают сами по себе. Для этого нужны целенаправленные, осознанные действия людей. Сознание само по себе не может изменять общественную жизнь. Она реализуется в деятельности людей в соответствии с объективными условиями. Если условия созрели и действия людей способствуют решению проблем, возникших, то можно рассчитывать на успех. Но если таких условий нет, то реализация наилучших пожеланий обречена на неудачу.
С другой стороны, если условия созрели и общество стоит на пороге перемен, то на первый план выступают проблемы сознания, потому что в обществе ничего не происходит без сознательной деятельности людей. В этом случае идеи становятся творческой движущей силой.
Сегодня, когда информация становится одним из важнейших компонентов жизнедеятельности, проблема сознания, идеального приобретает особое значение. Формирование информационной цивилизации характеризуется возрастанием роли общественного сознания во всех сферах жизнедеятельности.

57. Формы общественного сознания
Одним из структурных элементов общественного сознания является разнообразие ее форм. Это - политическое сознание, правовая, нравственная, религиозная, эстетическая, научная сознание т.п.. Это разнообразие зависит от двух основных факторов:
- Во-первых, от объекта, т.е. от сложности общественного бытия. Каждая сторона общественного бытия отражается какой-либо формой общественного сознания;
- Во-вторых, от способа отображения.
Существенное значение для развития форм общественного сознания имеет их взаимодействие. Все формы переплетаются между собой, дополняя при определенных условиях друг друга. Основой взаимодействия выступает целостность общественной жизни, тесная связь между собой различных общественных отношений. Взаимодействие форм общественного сознания - это объективный закон ее развития
Политическое сознание отражает общественное бытие наиболее непосредственным и глубоким способом. Она теснее других форм сознания связана с экономическим базисом общества. Это объясняется тем, что между ними отсутствуют какие-либо косвенные звена. Однако сам характер этой связи зависит от интересов социальных групп - слоев, классов, страт и т.д..
Политическое сознание включает в себя идеологическую и психологическую стороны. Политическая идеология - это система взглядов, идей, отражающих интересы социальных групп, наций, государств.
Политическая психология сочетает в себе систематизированы взгляды, а также чувства и настроения конкретных социальных групп относительно других групп, наций или государств.
Правосознание - это совокупность взглядов, отражающих отношение людей к существующему права.
Важное место среди форм общественного сознания принадлежит моральном сознании.
Мораль - это система норм и правил, сложившаяся исторически и регулирует поведение человека, его отношение к другим людям, к обществу в целом и которая поддерживается силой общественного мнения, традиций и воспитания.
Моральные нормы имеют исторический характер, нет какой-то абстрактной, вечной, неизменной морали. Мораль появилась как ответ на общественную потребность регулирования человеческих отношений.
Особой формой общественного сознания является эстетическое сознание. Формирование последней осуществляется, как правило, искусством. Искусство - это специфический способ практически - духовного освоения мира, в котором отражение действительности и влияние на людей осуществляется в форме художественных \ основные социальные функции искусства:
- Познавательная функция.
- Воспитательная функция.
- Воспитание чувства прекрасного.
Религиозное сознание проявляется в религиозных психологии и идеологии. Психология охватывает такие элементы, как веру в сверхъестественное, религиозный культ, религиозные чувства, эмоции, обычаи, представления и т.д.. Формируется религиозная психология в основном стихийно, под влиянием повседневной жизни человека. Религиозную идеологию разрабатывают и распространяют теологи.

58. Понятие идеологии, ее роль в обществе.
Идеология - (от греч. Idea - идея и logos - учение) - это совокупность общественных идей, теорий и взглядов, отражающих социально - экономические условия жизни людей с позиций определенной социальной общности, а также программы по закреплению или изменению существующих общественных отношений. Идеология выступает как теоретически систематизирована сознание отдельной социальной группы или общества в целом.
Идеология - сложное духовное образование, включающее определенную теоретическую основу, а также программу действий и механизмы распространения идеологических установок в массах, вытекающие из этой теоретической основы. Она тесно связана с общественной психологией. Но это высший уровень общественного сознания, который является систематизированным, теоретически обоснованным духовным отражением коренных интересов определенного социального субъекта. Идеология
- Не возникает из повседневной деятельности людей, а создается идеологами, социальными мыслителями, политиками.
- Деология же всегда выражается в форме идей, концепций, теорий и т.п..
Любой человек всегда включена в определенные социальные общности, имеет определенные интересы, она всегда воспринимает явления общественной жизни с определенных идеологических позиций. Если последние отражают истинное положение дел, тогда знания, взгляды, идеи будут объективными по содержанию. В обществе существуют различные социальные субъекты с разными интересами. Поэтому не может быть единой идеологии. Идеологические концепции противоречат друг другу, наблюдается борьба между ними. Носители идеологий стремятся навязать свои взгляды, идеи, теории другим социальным группам..
Идеология определяется социально - экономическими условиями жизни людей, общественным бытием, формирует определенные общественные интересы, которые являются, как уже говорилось, основой идеологического отражения действительности. Идеология выступает в формах политических, правовых, религиозных, эстетических и философских взглядов.
Идеология способна влиять на все аспекты общественной жизни, в том числе на материальную основу, породившей ее.
Следствием наличия такой черты идеологии, как ее относительная самостоятельность, чрезвычайно важная роль идеологии в общественной жизни. Идеология осуществляет огромное влияние на общественное бытие, на всю жизнь и развитие общества. Осознание интересов общества является необходимым условием решения задач общества, возникающие перед ним.
Идеи, взгляды, теории, требующих своей реализации, воплощаются в разработке соответствующих планов. Последние выступают как руководство к реальным действиям. В свою очередь, реальные, конкретные планы являются необходимой основой формирования общественных отношений, воспитание определенного мировоззрения, нравственных, эстетических качеств человека, тех новых фундаментальных социальных задач, которые формирует идеология. Идеология, овладевает людьми, отражая их интересы, становится мощной силой в общественной жизни.

59. Познание и практика.
Познание носит общественный характер, который обусловливается трудом и языком. Познание отражает реальную действительность не прямо, а опосредованно - через материально - практическую деятельность. Практика порождает потребность в новых материалах, источниках энергии и т.п., и это стимулирует развитие познания. Итак, историческое развитие практики является движущей силой познания. И часть философии, которая занимается познанием, называется гносеологией. Как известно, вопрос о возможности познания мира является обратной стороной основного вопроса философии - об отношении мышления к бытию, сознания к материи, к природе. Научная философия считает, что мир можно познать таким, как он есть, что в реальной действительности ничего нет такого, чего бы не мог бы рано или поздно понять разум человека. Направление в философии, которое отрицает или подвергает сомнению возможность познания природы, общества, называется агностицизмом / гр. а - не, к гносис - знание /. Такое утверждение агностиков обосновывается, главным образом, по силанням имеющуюся разницу между тем, каким наш мир кажется и каким он есть на самом деле. Ошибочность взглядов агностиков, подтверждения возможности правильного познания мира дает нам развитие практики, науки.
Познание как процесс представляет собой диалектическое единство субъективного и объективного. Субъектом познания является не сознание само по себе, а материальное существо, имеющее сознание - общественный человек.
Объектом познания является фрагменты объективной реальности, попавших в круг практической и познавательной деятельности человека. С развитием общества объектом познания становится и само познание, мышление человека. Процесс познания имел общественно -исторический характер. Все человеческие познавательные способности и, прежде всего, мышление не даны человеку от природы, они сформировались на основе труда, общественного произ водства. Отдельный человек учится мыслить вместе с усвоением языка и приобретенных человечеством знаний

60. Проблема метода познания.
В познании реальной действительности истинным должен быть не только конечный результат, то есть совокупность знаний, но и путь, который ведет к нему, то есть метод.
Проблема метода всегда была в центре философской и научной мысли.
Метод - это совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и практической деятельности. Можно сказать, что это система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата j в определенной сфере деятельности. В частности, в сфере научного познания - это такая последовательность операций, которая позволяет найти общее, закон, необходимость в определенной сфере, изучаемой.
Любой метод формируется на основе определенной теории, которая выступает как необходимая предпосылка метода. Эффективность, успешность каждого метода зависит от того, насколько теория истинна, содержательная, глубокая, фундаментальная. Ведь все эти характеристики проявляются в способах, приемах, принципах, нормах, составляют метод научного познания. В свою очередь, развитие, углубление теории зависят от правильного регулятива в процессе познания, которым является метод познания.
По масштабам применения можно выделить следующие виды методов:
- Философские или предельно общие методы, которые применяются как в научном, так и в других видах познания;
- Общенаучные методы, к которым относятся, например, наблюдение, эксперимент, моделирование, аксиоматический метод и т.д.;
- Частично научные методы, применяемые в отдельных науках или в группе наук. Метод меченых атомов - в физике, метод опроса и анкетирования - в социологии, закон сохранения и превращения энергии - в физике и химии, но применение его в социальных науках уже теряет смысл;
- Методики, применяемые для решения специфических задач в конкретной области определенной науки, их применение зависит от той или иной ситуации, того или иного эксперимента.
Методы всех уровней научного познания должны характеризоваться следующими свойствами: четкость, или загальнозрозумилисть; детерминированность, то есть отсутствие необоснованности в применении того или иного принципа; подчиненность определенной цели; результативность, т.е. обеспечение достижения намеченной цели; надежность, способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени и прочее.
Целесообразно более подробно рассмотреть такие философские методы, как диалектический и метафизический.
Ведь эти методы достаточно широко разрабатывались и разрабатываются в истории философии и науке. Вместе с тем следует заметить, что философские методы не исчерпываются диалектикой и метафизикой. К философским методам можно отнести также следующие методы: аналитический (присущий современной аналитической философии) интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и прочее.
Диалектика (гр. dialektik - веду беседу, спор) - это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и сформированный на этом учении универсальный метод мышления и деятельности.

61. Диалектика и ее альтернативы
Наряду с диалектикой существуют противоположные ей концепции, теории, также анализируют проблемы движения и развития, методы познания и т.д.. К ним относятся метафизика, софистика, эклектика, неклассические концентрации диалектики, синергетика и т.д..
Метафизика - антипод диалектики как теории развития. Термин «метафизика» дословно означает «после физики». Метафизика - это учение о сверхчувственных, недоступные опыту принципы и начала бытия (существования мира). В значении «анти диалектика» термин «метафизика» ввел Гегель. С развитием науки метафизика обнаружила свою недостаточность и уступила диалектике как более современному методу познания, осознания действительности. Метафизика и диалектика противоположны по ряду важных, фундаментальных начал, а именно: источником развития, движения и изменений; пониманием связи старого и нового, за стилем мышления.
Альтернативами диалектики также софистика и електика.
Софистика по многим своим признакам приближается к метафизике. Софистика основывается на неправильном выборе исходных положений, на абсолютизации того или иного определения, на приготовлении существенного с несущественным, на ложных доказательствах, на использовании различных значений одного и того же слова.
Эклектика - это бестолковая концепция, основанная на произвольном выборе координат, на случайном сочетании разных сторон вещей, на игнорировании их существенных различий. Эклектика - это, образно говоря, «смесь», поэтому она не является ни теорией развития, ни теорией познания, ни методом, ни мировоззрением.
К альтернативам диалектики относят также догматизм и релятивизм.
Догматизм - антиисторический, абстрактный способ рассмотрения теоретических и практических проблем, когда при решении их не учитываются ни обстоятельства места, ни обстоятельства времени.
Релятивизм - теоретико - познавательная концепция, которая выходит из одностороннего выяснения сути истины, преувеличения момента ее относительности, т.е. интерпретации результатов процесса познания. Релятивизм имеет непосредственное отношение к диалектике как теории познания и в этом выступает как ее альтернатива. Догматизм основывается на преувеличении значения абсолютной истины, игнорируя момент ее конкретности; релятивизм, наоборот, преувеличивает значение относительной истины, отбрасывая момент ее абсолютности.


62. Единство чувственного и рационального познания
Познание как процесс состоит из двух неразрывных моментов - чувственного и рационального. Чувственное познание - основа чувственного опыта. Оно основывается на ощущениях, которые являются необходимым источником познания. Это - слух, осязание, зрение, вкус, обоняние. Основными формами чувственного познания является ощущение когда субъектом воспринимаются отдельные стороны, свойства вещи; восприятия, когда происходит целостное отражение предмета и представления, когда мысленно человек воспроизводит то, что она видела раньше, когда-то воспринимала непосредственно. Фактически, чувственное познание - это активное, живое созерцание, "мышление" образами.

Рациональное познание (от лат. - Rationalis - умный) осуществляется на уровне мышления. Последнее является процессом обобщенного, существенного отражения действительности в таких его основных формах, как понятие, суждение, умозаключение.
Универсальной формой мышления является, безусловно, категории, в которых, как было показано выше, отражаются наиболее общие признаки, связи, свойства, отношения вещей, явлений или процессов, имеющих место в объективной действительности.

Чувственное и рациональное познание находятся в органическом единстве, взаимодействии. Не бывает рационального познания вне чувственным и, наоборот, чувственного познания вне рациональным. Свидетельством их неразрывного единства является хотя бы то, что уже в представлении (основной форме чувственного познания) есть элементы рационального, абстрактного, обобщающего. Потому представления - это воспроизведение в сознании человека того, что когда-то было. Представление - это упоминание того, что наиболее запомнилось, что является для субъекта важным. При этом теряется непосредственность того, что представляется, поэтому, не все признаки виденного воспроизводятся.

Ярким примером единства чувственного и рационального в познании может быть такая его форма, как интуиция (от лат. - Внимательно смотрю). Интуиция - это способность человека постичь истину, предусмотреть ситуацию через непосредственное чувственное созерцание, без логического, рационального доказательства. Это, так сказать, прямое " видение " сущности явления или процесса. Конечно, такой формой отражения действительности обладает не каждый человек. Основными чертами такой интуиции являются: непосредственность (отсутствуют переходные логические звенья доказательства). Неожиданность (внезапность) вспышки мысли, неосознанность путей достижения нового знания, каким образом это произошло.

63. Эмпирический и теоретический уровни познания.
Различают эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Эмпирический / гр. - Опыт / - это такой уровень знания, содержание которого в основном получено из опыта / из наблюдений и экспериментов /, подданного некоторой рациональной обработке, т.е. сформулированного определенном языке. Характерной особенностью эмпирического познавательного уровня является то, что он включает в себя непосредственный контакт исследователя с предметом с помощью органов чувств или приборов, которые удлиняют, дает знания внешних, видимых связей между явлениями. Вершиной эмпирического познания является фиксация повторения явлений без объяснения причин. Эмпирические знания опираются на эмпирические факты и соотношения, данные наблюдения, показания приборов, записанные в протокол, сведены в таблицу поданы графически т.п..
Теоретическое познание / гр. - Рассмотрение, исследование / - это объяснение оснований воспроизведения. Теоретическое знание имеет всеобщий и необходимый характер и содержит сведения о внутренние закономерности наблюдаемых явлений. На этом уровне мы получаем знания не только с помощью опыта, но и абстрактного мышления.
Теоретических ческое знание включает систему понятий, суждений, абстракций, частичные и общие теории. Преимущество теоретического знания в том, что оно дает знания сущности, общего, закона и может предсказать будущее. Метафизический подход к пониманию эмпирического и теоретического уровней познания проявляется в отрицании единства между ними или абсолютизации одного из них. Эмпирическое может обгонять теоретическое, а теоретическое - эмпирическое. Противоречия между эмпирическим и теоретическим знанием решаются практикой, которая является основой познания и критерием истины.
Хотелось бы обратить внимание студентов на усвоение понятий " факт ", "наблюдение ", " эксперимент", " абстракция ", " идеализма ция " и других.

64. Основные методы научного познания.
На каждом из уровней научного познания применяются свои методы. Так, на эмпирическом уровне используются следующие основные методы, как наблюдение, эксперимент, описание, измерение, моделирование. Теоретически - анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, идеализация, исторический и логический методы и т.д..
Наблюдение - это планомерное и целенаправленное восприятие предметов и явлений, их свойств и связей в естественных условиях или в условиях эксперимента с целью познания исследуемого объекта.
. Эксперимент - это исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них с помощью создания новых условий, соответствующих целям исследования, или путем изменения прохождения процесса в определенном направлении.
Описание - это указание признаков предмета или явления как существенных, так и несущественных. Его целью является дать наиболее полные сведения об объекте.
Измерение - это определенная система фиксации и регистрации количественных характеристик исследуемого объекта с помощью различных измерительных приборов и аппаратов. Моделирование - это изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), которая по своим свойствам определенной степени воспроизводит свойства исследуемого объекта.
Методы теоретического уровня познания.
Анализ - это расчленение предмета на его составляющие (стороны, признаки, свойства, отношения) с целью их всестороннего изучения.
Синтез - это объединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств, отношений) предмета в единое целое.
Аанализ и синтез органически взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга на каждом этапе процесса теоретического познания.
Абстрагирование - это метод отвлечения от некоторых свойств и отношений объекта и, одновременно, сосредоточение основного внимания на тех, которые являются непосредственным предметом научного исследования. Обобщение - это метод научного познания, который фиксирует общие признаки и свойства определенной группы объектов, осуществляет переход от единичного к особенному и общему, от менее общего к более общему.
В процессе познания нередко приходится, опираясь на уже существующие знания, делать выводы, которые являются новым знанием о неизвестном. Это осуществляется с помощью таких методов, как индукция и дедукция.
Индукция - это такой метод научного познания, когда на основании знания об отдельном делается вывод об общем. Дедукция - это метод познания, когда на основе общего принципа логическим путем из одних положений как истинных с необходимостью выводится новое истинное знание об отдельном. С помощью этого метода отдельное познается на основе знания общих закономерностей.
Идеализация - это способ логического моделирования благодаря которому создаются идеализированные объекты.
Исторический и логический методы органично соединены. Исторический метод предполагает рассмотрение объективного процесса развития объекта, реальной его истории со всеми ее поворотами, особенностями. Логический метод - это способ, с помощью которого мышление воспроизводит реальный исторический процесс в его теоретической форме, в системе понятий.

65.Проблема истины в философии.
Истина - это правильное, проверенное практикой, отражение в нашем сознании предметов и явлений природы и общества, существующих вне сознания и независимо от нее.
Чтобы правильно решить проблему истины, следует прежде решить два вопроса.
1. Существует объективная истина, то есть ли в человеческом представлении предстать такой смысл, который не зависит от субъекта, не зависит от человечества?
2. Если это так, то может человеческое представление, в котором отображается объективная истина, отразить ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или только приблизительно, относительно?
Второй вопрос, по сути, является вопросом о соотношении абсолютной и относительной истины. Итак, из всего возникает необходимость решения вопроса об объективной, абсолютную и относительную истину.
Под объективной истиной понимается такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Любая истина объективной истиной ее объективность определяется источником познания, то есть объективным материальным миром, отражается в сознании человека.
Нельзя отождествлять истину с самым объективно существующим предметом. Не сам предмет, а его правильное отражение в сознании человека - вот что является объективной истиной. Вопрос об объективной истине - это вопрос о содержании наших знаний, вопрос о том, что мы познаем. А мы будем знать объективный материальный мир.
Вопрос об истине имеет еще и другой аспект. Этот вопрос о полноте наших знаний, о познании как процесс, о том, насколько полно познан объективный материальный мир, его предметы и явления.
Вопрос о полноте наших знаний, о познании как процесс связано с рассмотрением вопроса об относительном и абсолютном в истине.
Относительная истина - это неполная, несовершенная, неокончательна истина, то есть истина, которая отражает объективную действительность не полно, не точно, а лишь приблизительно правильно. В дальнейшем, в процессе познания, относительные истины подвергаются уточнению, углублению, конкретизации.
. В каждой относительной истине абсолютный, неизбежный, объективно - истинный смысл, который служит основой для дальнейшего развития знания. В процессе познания каждое новое открытие в науке прибавляет новые зерна в сумму абсолютной истины. Поэтому абсолютная истина познается не сразу целиком, а путем относительных истин.
Итак, абсолютная истина - это полное, адекватное (верное) отражение в сознании объективного мира. Это истина целостная, окончательная, есть такая истина, которая не может быть опровергнута дальнейшим ходом развития науки и практики.
В процессе познания через относительные истины человек все больше приближается к абсолютной истине. Но, вместе с тем, человечество никогда не достигнет такого состояния, когда можно было сказать: "Все познано, дальше познавать ничего ". Познание есть отражение бесконечного объективного мира, постоянно меняется, поэтому само познание является бесконечным процессом, постоянно развивается, меняется.
взаимодействия. Только так можно познавать истины и использовать их в практической деятельности.

66. Проблема критериев истины.
Вопрос Понтия Пилата к Христу - " Что есть истина? " - Было и есть одним из главных вопросов философии, в истории развития теории познания проблема критерия истины всегда была чрезвычайно важной и сложной по ее решению. Существовало и существует разнообразие ответов на вопросы, что правильно и неоспоримым критерием соответствия знаний человека реальной действительности. Люди, выясняя вопрос значения и смысла познавательной деятельности, всегда задумывались над тем, каким образом можно отделить истинные мысли от ложных. Субъект познания должен быть уверен, что его представления, понятия, суждения действительна истиной, а не обманом.
Относительно критерия истины в истории философии и науки высказывались различные мнения. Приведем некоторые из них:
- Ряд философов (например Р. Декарт) критерием истинных знаний считали их ясность и очевидность. Но многие факты свидетельствует, что ясность и очевидность могут ввести в заблуждение. Например, возьмем Копер - Нику теорию вращения Земли вокруг Солнца. Так, " ясным и очевидным " человеку представляется движение Солнца вокруг Земли. Ведь не случайно до сих пор люди говорят: " Солнце всходит ", "Солнце заходит ". Или относительно того, что Земля круглая, наши наблюдения показывают, что вплоть до горизонта земля плоская. Как проверить ясность и очевидность суждений о микромире? Это же особенно касается также закономерностей, движущих сил общественного развития.
- Другие философы критерий истины искали в чувственных данных. Истина, считали они, - это то, что соответствует показаниям наших органов чувств. В частности, Фейербах утверждал: "Там, где начинается чувственность, заканчивается любой спор ". На первый взгляд, они правы. Но в действительности это далеко не так, потому что не все в мире доступно органам чувств. Например, как можно почувствовать элементарные частицы, их свойства и т.п.?
- Прагматизм (от гр. Pragma - дело, деятельность) считает истинными те мысли, которые полезны, ведут к успеху, лучше "работают " на нас. То, что служит человеку для достижения благополучия, процветания, должно быть истинным. Прагматизм отождествляет практику с ощущениями человека, отрицает достоверность наших знаний о мире. Получается, что человек является полным невеждой в отношении законов мира. Мир - это хаос ощущений и переживаний, он лишен внутреннего единства и не подвластен умственном познанию.
- В качестве критерия истины выдвигалась общезначимость (то, что признается многими людьми). Казалось бы, на первый взгляд, что этот критерий должен быть убедительным, ведь если один человек может ошибаться, то миллионы людей, тем более в течение многих поколений, ошибаться не могут. Но и этот критерий не способен отличить истину от ложного знания. Например, миллионы верующих - кто во Христа, кто в Аллаха, существуют мировые религии. Какая же из них истинная? Сторонник каждой из них считает истинной свою позицию.
- Разновидность критерия истины виделся также в условной согласии есть конвенционализм (от лат. Convention - соглашение, договор), в том, во что люди сильно верят, что соответствует мнению авторитетов и т.п..
В каждой концепции можно выделить отдельные рациональные идеи: важные роль чувственности, требование четкости, логичности, простоты или красоты в построении определенных форм знания и др.. Но названные позиции не могут удовлетворительно решить проблему критерия истины, потому что они в своих поисках не выходят, как правило, за пределы самого знания.
Критерий истины нельзя найти только в сознании субъекта. То же касается и объекта познания. Истина, как адекватное отражение действительности в сознании человека предполагает определенное взаимодействие субъекта и объекта. А основой этой познавательной взаимодействия выступает практическая, предметно - чувственная деятельность людей, направленная на преобразование природного и социального мира.
Только практика является критерием истинности наших знаний. Только на основе практики человек может доказать истинность своих знаний. Но она не создает эту истинность, а лишь дает возможность ее установить, если выводы, сделанные на основе наших знаний, подтверждаются практикой, то эти знания истинны. Существуют разнообразные формы проверки знаний. Это и лабораторный эксперимент, подтверждающий или отрицает гипотезу ученого. Это может быть астрономическое наблюдение с помощью телескопа и искусственных спутников. Это - промышленное и сельскохозяйственное производство, которое позволяет проверить научные достижения. Результаты социального познания проверяются всем общественной жизнью. (Более подробно о практике см.. Пит. 45 " Познание и практика".

67. Основные принципы познавательного процесса.
1. Принцип объективности.
Теория познания основывается на признании того, что вещи, явления, познаются как части объективной реальности, независимой от человека, его сознания. Необходимо признавать существование объективной истины, то есть наличия в истине такого содержания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Такой истиной будет реальное, неискаженное отражение в сознании реальных предметов, явлений и процессов, их сторон и свойств.
2. Принцип конкретности.
Это означает, что истина всегда конкретна, абстрактной истины нет. Любую истину мы должны рассматривать с точки зрения условий места и времени. Одно и то же положение в одних условиях является истинным, в других - ложным. И наоборот, два положения, противоречащие друг другу, при соответствующих условиях могут оказаться оба истинными. Изменились объективные условия, изменилась и объективная истина.
3. Принцип историзма.
Этот принцип вытекает из предыдущего, то есть принципа конкретности, но по важности, сложности он выступает как одна из фундаментальных основ познания действительности.
4. Принцип практики.
Проблема взаимосвязи знания и практики, роль последней в познавательном процессе имеет исключительно важное значение. Во-первых, практика - это решающий критерий истины. Во-вторых, она является источником познания. Ведь все знания вызваны к жизни главным образом потребностями практики. В-третьих, практика является основой познания. выступает целью познания.
5. Принцип единства диалектики и логики.
Элементы диалектики (ее законы, категории и принципы), которые являются отражением всеобщих законов развития объективного мира, является тем самым всеобщими формами мышления, регулятивами процесса познания.
6. Принцип всесторонности рассмотрения.
В мире вокруг нас каждый предмет представляет единство различных сторон, отношений. Он связан с другими предметами, взаимодействует с ними. Правильное понимание конкретного предмета возможно лишь при условии, когда исследуется вся совокупность внутренних и внешних сторон, связей, отношений и т.д..
7. Принцип отражения.
Смысл его заключается в том, что сущность процесса познания - это целенаправленное творческое отражение реальной действительности в сознании человека. Причем отражение понимается не как зеркальное отражение действительности, а как выясн


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: