Закон Ожиданий: образ мышления

Что мы обычно думаем о наших учениках? Ожидаем ли мы от них или от наших детей выдающихся достижений? Мне кажется, что большинство из нас, к сожалению, ничего особенного от них не ожидает.

По сути дела, большинство из нас полагают, что наши мысли о классе в целом или об отдельных учениках – это наше личное дело и что они все равно не играют никакой роли. Полагаем ли мы, что в нашем классе чудесные дети или же что наш класс – это сборище тупиц, – мы уверены, что это никак не влияет на учебный процесс. Если только мы будем держать наши мысли и чувства при себе, все будет в порядке.

Такое представление в корне противоречит Закону Ожиданий, который гласит: то, что вы думаете, обязательно оказывает огромное влияние на каждого человека, с которым вы сталкиваетесь, – как в учебной ситуации, так и за ее пределами.

Давайте рассмотрим понятие "ожидания" в библейском контексте и на основании двух ключевых мест Писания выявим другие основные понятия, связанные с ним.

"Будем внимательны друг к другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного" (Евр. 10:24,25).

"Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом" (Евр. 3:12,13).

"Будем внимательны друг ко другу..." Почему я должен быть внимателен к вам? В соответствии с приведенной цитатой, я должен быть внимателен к вам, чтобы "поощрять вас к любви и добрым делам". Греческое слово, переведенное здесь как "быть внимательным", подразумевает тщательное исследование и оценивание. Если вы внимательны, то, глядя на своих слушателей, вы постоянно спрашиваете себя: "О чем они сейчас думают? Следят ли они за ходом моей мысли? Каковы их потребности? Как я могу усовершенствовать структуру учебного материала и способ его изложения, чтобы мое преподавание стало более плодотворным?"

Я должен знать, что происходит в вашей жизни, иначе я не смогу вас ничем "поощрить", поскольку я не буду знать, какая именно вам нужна помощь. Я должен знать, что вы чувствуете и что думаете. Если я хочу поощрять вас к любви и добрым делам, я должен обладать способностью замечать, когда у вас возникают проблемы.

"Быть внимательным" означает также "размышлять". Это значит спокойно анализировать те косвенные сигналы, которые вы мне посылаете. Ваши жесты и мимика могут многое сказать тому, кто имеет уши, чтобы слышать, и глаза, чтобы видеть. Однако слишком часто мы, преподаватели, настолько поглощены содержанием излагаемого материала, что не обращаем внимания на сигналы, получаемые от людей, к которым Бог призвал нас "быть внимательными".

Я никогда не забуду тот день, когда мне довелось встретить человека, поистине знающего, что такое "быть внимательным". Однажды, я тогда учился на втором курсе аспирантуры, мы с Дарлин оказались в чрезвычайно затруднительном финансовом положении, поэтому я решил устроиться на работу в крупнейший универмаг Далласа. Мне выдали подробную анкету, которую я должен был заполнить, пока ожидал своей очереди на собеседование в большой приемной вместе с примерно сорока другими соискателями вакансий. Кабинет директора отдела кадров находился в этой же комнате за стеклянной перегородкой; таким образом, каждый мог видеть все, что там происходило.

Пока я ожидал своей очереди, я с удовольствием пообщался с некоторыми людьми, сидевшими неподалеку от меня. С той минуты, как я закончил заполнение анкеты, и до момента, когда меня пригласили на собеседование, прошло немало времени. Наконец, с обычным для такой ситуации волнением, я открыл дверь с грозной табличкой "Директор отдела кадров". Как только я сел на указанное место, женщина за столом улыбнулась и сообщила мне, что у нее для меня есть на примете идеальная работа. Она сказала, что они искали нужного человека на протяжении многих недель, и теперь она убеждена, что я справлюсь с этой работой как нельзя лучше. Можете представить себе мое удивление – она ведь даже не просмотрела мою анкету. Каким образом она могла знать о моих способностях или интересах? И тут она назвала мою будущую "должность":

– Думаю, из вас получится замечательный Санта-Клаус.

– Что? Санта-Клаус? Откуда вы знаете, что из меня получится замечательный Санта-Клаус? – выпалил я. – Я же даже не верю в Санта-Клауса! И вы еще не смотрели ни в мою трудовую книжку, ни в анкету!

В ответ она только улыбнулась:

– Мне совсем не обязательно это делать – хотя, конечно, мы внимательно рассмотрим все ваши документы. Но я не думаю, что что-либо заставит меня изменить мое решение. В конце концов, я много о вас знаю.

– Не понимаю, – пробормотал я. – Мы же никогда раньше не встречались, и вы даже не заглянули в мою анкету. Как вы можете что-либо знать обо мне?

Она объяснила, что наблюдала за всеми, кто находился в приемной, и успевала многое узнать о каждом еще до того, как человек заходил в ее кабинет. Затем она начала говорить обо мне – факт за фактом, – и все, что она говорила, соответствовало истине. Я не мог в это поверить. Под конец она объяснила, что она целенаправленно изучала поведение людей на протяжении более чем тридцати лет и научилась "читать" людей, подобно тому как, я читаю книги.

Я полюбопытствовал, какая именно информация, "прочитанная" во мне, позволила ей так хорошо меня узнать.

Во-первых, она заметила, что я смотрел в глаза сотруднику, который выдавал мне анкету. Я вел себя приветливо, открыто и вежливо, хотя, судя по всему, волновался. Во-вторых, она видела, что я заполнял анкету уверенно и старательно. Я сильно давил на карандаш и склонился над столом, что говорило о моей решительности в преодолении препятствий на пути к цели. В-третьих, когда заплакала сидевшая передо мной пятилетняя девочка, я постарался развлечь ее, показывая ей мою ручку и "строя рожи". Это свидетельствовало о том, что я люблю детей и готов ради них жертвовать своими интересами.

За время этого удивительного собеседования она назвала более десятка различных моих действий и интерпретировала их скрытое значение. Когда она закончила говорить, я был уверен, что по цвету моих носков она может определить, на какой фабрике пошито мое нижнее белье! Я ушел из этого универмага в новой и неожиданной для меня должности Санта-Клауса, но, что еще важнее, я получил незабываемый урок о силе личного наблюдения. Те дни, когда я был Санта-Клаусом, давным-давно прошли, но с тех пор я неуклонно следую правилу: внимательно наблюдать за людьми, чтобы иметь возможность эффективно им служить. Размышляете ли вы о тех людях, которых обучаете? Постоянно ли вы спрашиваете себя: "В чем нуждаются мои ученики в данный момент? Отвечаю ли я их нуждам или нет?" Будьте внимательны к своим слушателям; думайте о них.

Если у вас есть дети, вы должны делать это постоянно. Например, когда наши дети были младше, мы с женой замечали, что порой они вели себя совершенно не так, как обычно. Они были словно чем-то расстроены, легко раздражались, не хотели смотреть нам в глаза и не реагировали на наши замечания. В конце концов мы поняли, что на протяжении дня их "сосуд эмоций" по той или иной причине опустошался. Они чувствовали себя эмоционально неуверенно и нуждались в нашем внимании и любви. Тогда мы с Дарлин решали, у кого из нас двоих на данный момент достаточно энергии, чтобы наполнить этот "сосуд"; мы шли с нашим ребенком в детскую или спальню и оставались с ним, лаская его и проявляя свою любовь к нему до тех пор, пока он не начинал смотреть нам в глаза и к нему возвращалось эмоциональное благополучие.

Иногда я обнаруживаю, что опустел мой собственный "сосуд эмоций". Просто удивительно, как за годы счастливого супружества Дарлин научилась чувствовать это и отвечать на мои нужды. Иногда она говорит: "Почему бы тебе не посидеть на веранде, а я сварю тебе чашечку кофе и прослежу, чтобы дети тебе не мешали". Затем она садится рядом и спрашивает: "Как прошел твой день? Я чувствую, что он был тяжелый".

Все эти примеры иллюстрируют одно ключевое понятие – "быть внимательными друг к другу". Случалось ли с вами, что, беседуя с другим человеком, вы внезапно ощущали, что что-то не так; а когда вы говорили ему об этом, он удивленно восклицал: "Как вы это узнали?" Если вы умеете подобным образом "читать" людей, значит, вы принимаете этот библейский стих близко к сердцу и готовы к тому, чтобы научиться еще лучше помогать людям раскрывать себя.

Далее в Послании к евреям 10:25 говорится: "Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга..." Когда я внимательно наблюдаю за вами, стараясь поощрить вас к любви и добрым делам, это, очевидно, происходит незаметно для вас. "Внимательное наблюдение" протекает внутри меня, в то время как "любовь и добрые дела" рождаются внутри вас. Но как же, с точки зрения Библии, осуществляется связь между мной и вами? Дело в том, что Библия повелевает мне "увещевать" (или, другими словами, наставлять) вас.

Слово "наставлять" подразумевает поддержку, а не критику. Оно означает: проявлять заботу и любовь, всегда находиться рядом, чтобы помочь, посоветовать, ободрить.

Эти стихи из Послания к евреям повелевают мне научиться замечать, что происходит в вашей жизни, чтобы я мог поощрять вас к любви и добрым делам. Наставляете ли вы своих учеников? Исходя из Послания к евреям, мы должны наставлять друг друга "каждый день". Наставляли ли вы кого-либо сегодня?

Поощряйте ваших учеников к любви и добрым делам! Это "приятная сторона" наставления. Но есть также и другая сторона. О ней говорится в Евр. 3:12,13:

"Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте (вот и опять это слово! – Прим. авт.)друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом".

Таким образом, наставление может быть как поощряющим, так и обличающим. Мне приятно, когда кто-то проявляет сочувствие, заботится обо мне, замечает, когда я сбиваюсь с пути, и нежно направляет меня. Но что происходит, если я не так легко поддаюсь положительному влиянию? В таком случае мы должны не спеша переходить от одобрения и поддержки к откровенным беседам и к обличению, а при необходимости, и к суровому обличению. Иногда, если мы хотим поощрить другого человека к повиновению, нам без обличения не обойтись.

Замечательный пример такого сурового обличения содержится в последней главе Книги Неемии. Люди не повиновались Господу и не желали поступать так, как следовало. Что же сделал их учитель Неемия? "Я сделал за это выговор и проклинал их, и некоторых из мужей бил, рвал у них волоса..." (Неем. 13:25). Вот это методика! Я, конечно, не рекомендую вам ее перенимать; но, как вы думаете, почему он действовал столь решительно? Он настолько сильно любил своего Бога и заботился о своем народе, что, не задумываясь, открыто противостал греху – вплоть до применения физической силы.

Если я как родитель осознаю свою ответственность за воспитание детей, я должен наставлять и обличать их. Когда я принимаю на себя ответственность за вас и обличаю вас, я рискую вызвать у вас недовольство. Но если я действительно люблю вас, это не должно меня останавливать.

Преданы ли вы делу наставления своих учеников? Готовы ли вы повиноваться Писанию и спросить у своего класса: "Как я могу помочь вам, чтобы вы духовно возрастали, изгнали грех из своей жизни, всецело посвятили себя Богу, – словом, помочь вам во всем, в чем вы нуждаетесь?" Такой шаг потребует от вас решимости. Но это именно то, что необходимо вашим ученикам, вспоминайте об этом всякий раз, когда начинаете урок.

В этом и состоит суть Закона Ожиданий. Ожидания могут быть подсознательными или сознательными, позитивными или негативными, конструктивными или деструктивными. Мы должны осознать, что именно мы ожидаем от своего класса, и привести наши ожидания в соответствие с реальными возможностями и потребностями учеников, а затем наставлять и обличать их с тем, чтобы помочь им приблизиться к Богу и полностью подчиниться Его воле. Давайте систематизируем наши наблюдения при помощи модели Закона Ожиданий.

 
 

Модель Закона Ожиданий

Эта схема иллюстрирует взаимосвязь соответствующих библейских понятий. Левый прямоугольник символизирует "выступающего" (или родителя), правый – учащегося (или ребенка), а центральный – "учебный материал" (который, однако, не является предметом особого внимания для данного закона).

Рассмотрим левый прямоугольник. "Выступающий" должен быть внимателен к учащемуся, или же "исследовать" его, чтобы "сформировать ожидания"; это должно осуществляться "на личном уровне" и "постоянно", поскольку ситуация все время изменяется.

Теперь давайте рассмотрим правый прямоугольник. Целью учителя является "побуждать" ученика к совершению хороших поступков – "к любви и добрым делам", а также не допускать совершения плохих поступков – "не ожесточать сердца". Этот процесс должен "поощрять" учащихся, проходить "на личностном уровне" и осуществляться "постепенно", в соответствии с ситуацией и уровнем развития ваших учащихся.

Стрелка в центре схемы отражает процесс, при котором учитель принимает во внимание результаты своего личного размышления о нуждах своих учеников (ученика) и "наставляет" их (его) – при помощи "слов" – "публично" и "ежедневно".

При дальнейшем обсуждении данного закона вы сможете лучше понять, каким образом эти три компонента модели взаимодействуют друг с другом, а также научитесь использовать Метод Ожиданий, чтобы помочь вашим детям и ученикам максимально использовать свой потенциал.

Наши ожидания имеют огромное влияние на ход событий. Они являются Божьим даром, который мы должны сознательно использовать во благо наших учеников и нашей семьи. Взгляните, как мудро одна учительница использовала свои ожидания, чтобы помочь своему ученику раскрыть все свои возможности. Как вы думаете, повлияли бы эти три коротких предложения на ваших учеников, если бы их произнесли вы?

"Джонни, мне всегда лучше работается, если ты приходишь на урок. Когда ты придешь в следующее воскресенье, пожалуйста, подними руку, чтобы я знала, что ты присутствуешь. Тогда я смогу лучше провести урок."*


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: