Заключение. В первый год преподавания в колледже я начал серьезно разрабатывать свое учение о преподавании и усвоении материала

В первый год преподавания в колледже я начал серьезно разрабатывать свое учение о преподавании и усвоении материала. Спустя несколько недель после начала семестра я понял, что три моих студента-первокурсника не успевают по моему предмету – и еще как не успевают! Их оценки все больше и больше меня беспокоили. В начале семестра я ставил им плохие оценки без всякого сожаления. В конце концов, кто кроме них самих виноват в том, что они плохо учатся, так ведь? Но что-то внутри меня не давало мне покоя. Наверное, мне следовало что-то предпринять, пока дело не зашло слишком далеко.

Я пригласил их всех пообедать со мной в недорогом ресторанчике по соседству с колледжем. Я умышленно не сказал никому из них, что приглашаю остальных тоже, поэтому все они были удивлены, увидев друг друга. Я заказал каждому по гамбургеру и коктейлю, однако поначалу обстановка была весьма напряженной – что, впрочем, вполне естественно для обеда преподавателя с тремя двоечниками.

Наконец я сказал:

– Знаете, ребята, нас с вами четверо за этим столиком, и нас всех объединяет одна проблема. Мы все проваливаем мой предмет. Вы проваливаете его – а значит, и я тоже. Лично я терпеть не могу что-либо проваливать, и я подозреваю, что вам это тоже не доставляет особого удовольствия. Как по-вашему, мои занятия очень плохи?

– Нет, все нормально, – ответил один из них.

Я чувствовал, что еще не выяснил всего, что стояло за нашей общей, проблемой, поэтому задал следующий вопрос:

– А как вы успеваете по другим предметам?

Все они опустили глаза и стали усиленно жевать свои гамбургеры.

Я посмотрел на сидящего напротив молодого человека и спросил, есть ли у него какие-либо проблемы.

– Вообще-то, – сказал он, – я новообращенный христианин, и кроме меня никто из моей семьи не знает Христа. Перед отъездом, я пытался поделиться с родными Благой Вестью, но они только посмеялись надо мной. Когда же я поступил в библейский колледж, они сказали, что я совсем с ума сошел. Мне кажется, если меня отсюда исключат, они так никогда и не станут слушать мои рассказы о Христе, и вот это действительно меня угнетает.

Затем я взглянул на второго молодого человека, который понимающе кивал головой, и попросил его рассказать о себе.

– Ну... – начал он неуверенно, – в старших классах я очень много пил и вообще проводил свое время не с теми, с кем следовало бы. Лишь перед окончанием школы я заново посвятил свою жизнь Христу, но мои оценки были хуже некуда. Наверное, я так и не узнал, что значит учиться по-настоящему. Меня приняли в этот колледж с испытательным сроком в один семестр. Я уже многое понял и кое в чем делаю определенные успехи, но не думаю, что сумею наверстать упущенное. – Он смахнул слезу. – Я знаю, что Бог хочет, чтобы я посвятил свою жизнь миссионерскому служению, но я настолько боюсь неудачи, что с трудом могу учиться.

Мой недоеденный гамбургер остывал на тарелке. Я посмотрел на последнего молодого человека и заметил, что ему было неловко. Он отвел глаза в сторону и простодушно сказал:

– Я влюблен, а моя любимая осталась в Айове. Я впервые так далеко от дома, и мне просто очень одиноко.

Мы поговорили про их жизнь, и в конце концов я сказал:

– Знаете, молодые люди, на следующем занятии мы будем изучать Книгу Иисуса Навина, и я знаю, что в ней есть ответы на все ваши проблемы. Я хочу пригласить вас к нам домой в пятницу вечером на лучшую в мире домашнюю пиццу. Мы вместе найдем Божьи ответы на ваши проблемы, а затем я хотел бы, чтобы во вторник на уроке, лекции вы поделились ими с остальными студентами вашей группы.

В пятницу вечером к нам пришли все трое. Мы замечательно провели время. К счастью, мы смогли найти ответы на все их проблемы, но, признаться, в начале нашего разговора я был не вполне уверен, что эти ответы действительно содержатся в Книге Иисуса Навина!

Во вторник утром, после того как я начал урок, первый молодой человек вышел на кафедру и поделился своими проблемами и страхами, а также тем, как Книга Иисуса Навина помогла ему решить эти проблемы. Затем вышел второй молодой человек и описал свои чувства к любимой девушке и одиночество, которое он испытывал. Он рассказал, как чувствовал себя Иисус Навин, оставшись без Моисея, и как Бог может дать нам силу преодолеть одиночество. Я заметил, что некоторые девушки вытирали слезы.

Наконец вперед робко вышел третий молодой человек. За него я волновался больше всего, поскольку знал, что он очень боится выступать перед аудиторией. Он начал говорить невнятно, глядя себе под ноги, но вскоре почувствовал такое расположение к себе со стороны слушателей, что поднял голову и стал смотреть нам в глаза. Он рассказал о том, как Иисус Навин научился быть мужественным и смело смотреть в лицо великим мира сего.

Я был глубоко тронут его выступлением. Когда он шел на свое место, остальные студенты стали аплодировать. Наш урок в тот день закончился словами поддержки и аплодисментами в адрес этих трех товарищей. С тех пор жизнь студентов этой группы навсегда изменилась – мы стали одной дружной семьей.

Как вы думаете, что произошло с оценками этих трех молодых людей – не только по моему предмету, но и по всем остальным предметам, которые они проходили в том семестре? Совершенно верно. Их оценки изменились на абсолютно противоположные! Теперь в их глазах загорелся огонь, в их сердца вселилась надежда, и они обрели мужество, чтобы, приняв силу от Бога, смело смотреть в лицо своим "великанам" и разрушать свои иерихонские стены.

Такие перемены согревают сердца учителей. Они доказывают, что наши труды не напрасны. Какие же средства были затрачены на то, чтобы полностью изменить драгоценные жизни этих молодых людей? Три гамбургера и несколько пицц...

Начиная наше чудесное путешествие, цель которого – узнать, как стать учителем "по сердцу Бога", согласны ли вы, подобно мне, взять на себя ответственность "обеспечивать усвоение материала" вашими учениками? Готовы ли вы перед лицом Бога пообещать, что будете служить Ему в силе Духа, чего бы это вам ни стоило? Вы больше никогда не будете довольствоваться простым изложением материала. Никогда больше не будете смотреть в другую сторону, если ваш ученик смотрит в окно. Вы будете обучать ваших учеников от всего сердца, от всей души и всем своим разумом так, чтобы это приносило славу Богу! Даже если это будет стоить вам нескольких домашних пицц.

Вопросы для обсуждения

1. Задумайтесь на несколько минут о себе как об учителе. По десятибалльной шкале
(от 1 до 10) оцените свою ориентацию на учебный предмет, ориентацию на учащихся и ориентацию на стиль преподавания. Если вы хотите стать выдающимся учителем, вам нужно сосредоточить свои усилия на использовании ваших наиболее сильных сторон. Назовите как минимум три способа, которые помогут вам сделать это в течение ближайших двенадцати месяцев.

2. Что, по вашему мнению, вызывает у вас наибольшие затруднения – ваша связь с предметом, учащимися или стилем преподавания? Подумайте о вашей самой слабой стороне – возможно, она раздражает ваших учеников или препятствует эффективному усвоению материала. Как вы можете использовать ваши достоинства, чтобы преодолеть эту слабость? Запишите два-три конкретных действия, которые вы можете немедленно предпринять. А теперь почему бы вам не последовать собственному совету?

3. Наиболее типичная жалоба учащихся – им скучно на уроках. Более 80 % учеников, опрошенных нами по всей стране, называют скуку главной проблемой обучения. Назовите три причины, по которым, как вы считаете, большинство уроков являются скучными, и предложите ваш путь устранения каждой из них.

4. На ближайших трех уроках или проповедях, которые вы посетите, возьмите листок бумаги и оцените выступающего по 10-балльной шкале – ориентацию на предмет, на учащихся (слушателей) и стиль изложения материала. Составьте для каждого выступающего список конкретных действий, которые помогли бы ему вдвое повысить эффективность преподавания (или проповеди).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: