Образ мышления, модель и истины

Я был уверен, что первый семестр в аспирантуре завалю. Я слышал рассказы бывалых аспирантов о невероятном объеме учебного материала по еврейскому, греческому, теологии и Библии. Я был в ужасе. Только по одному из предметов требовалось прочитать более двух тысяч страниц. Аспиранты нашей семинарии с наслаждением рассказывали о невообразимых трудностях учебы, о том, как с непривычки люди падали от усталости, а новички просто сходили с ума.

Поэтому мы с женой решили, что мне стоит записаться на широко разрекламированные курсы быстрого чтения. Мне было обещано, что скорость чтения увеличится втрое, а запоминание существенно улучшится.

В первый день занятий инструктор сказала нам: "Я хочу показать вам, как быстро вы будете читать по окончании наших курсов. – Слева от нее стоял стол, за которым сидело трое выпускников этих курсов. – Смотрите, как они читают!" Выпускники взяли по книге, которой никогда раньше не читали, – большой, толстой книге – и принялись переворачивать страницы так быстро, что образованные этим потоки воздуха чувствовались на задних рядах!

Я рассмеялся и подумал: "Это невозможно! Они не могут так быстро читать – это надувательство. Верните мне мои деньги!" Преподавательница, должно быть, читала мои мысли, потому что она сказала: "Если вы будете следовать нашим инструкциям и выполнять все задания, вы будете читать точно так же, как они, или же получите деньги обратно". Я сдался.

Задания были оригинальными и нетипичными. Нам сказали, что для того чтобы научиться читать одну, три или даже пять тысяч слов в минуту, нужно предпринять некоторые радикальные меры. Задание на первую неделю было построено так, чтобы наши глаза начали привыкать считывать не слова, а целые страницы. Вот это да!

Я зашел в ближайшую библиотеку и спросил, где я могу найти детские книжки.

– У вас есть дети? – спросила библиотекарь.

– Нет, – ответил я.

– Тогда вы, наверное, хотите взять книжки для родственников или друзей?

– Нет, для себя.

– Вот оно что... – пробормотала она. – А какие именно детские книжки вас интересуют?

Стараясь выглядеть настолько невозмутимо, насколько позволяло всевозрастающее смущение, я ответил:

– Неважно, любая подойдет. Тема не имеет значения.

Женщина выглядела типичным библиотекарем: седые волосы, стянутые в пучок, очки для чтения, высокая и худая, несколько отстраненная. Подозрительно поглядывая, она провела меня к детским книгам. Не обращая никакого внимания на жанр, объем и тему, я сгреб около пятнадцати книг и дотащил их до ближайшего стола. Библиотекарь не шелохнулась.

Я приступил к выполнению задания. Перевернув книги вверх тормашками, я стал как можно быстрее перелистывать страницы. За моим левым плечом слышалось дыхание библиотекаря. Наконец она воскликнула:

– Молодой человек, вы в курсе, что книги лежат вверх ногами?

– Да, конечно, – ответил я.

– Это очень любопытно...

Стараясь выглядеть как ни в чем не бывало, я продолжил:

– А вы когда-нибудь пробовали так читать?

Она обошла вокруг стола, заглянула мне в глаза и обеспокоено спросила:

– Вы что, действительно читаете?

– Нет, мадам, я понятия не имею, что здесь написано. Но моя преподавательница сказала, что это неважно.

На протяжении нескольких недель я каждый день приходил в эту библиотеку. Каждый раз в течение часа я как можно быстрее переворачивал страницы детских книг, лежащих вверх ногами. Выходя из читального зала, я улыбался библиотекарше. К концу второй недели она уже не удостаивала меня и взглядом. Вскоре я перешел к более серьезной литературе – словарям и справочникам. Каждый вечер в течение часа я делал с ними то же, что и с детскими книгами. До самого окончания курса я не объяснял бедной женщине, что происходит, зато потом мы с ней здорово посмеялись.

Столь необычные задания преследовали определенную цель. В детстве нас учили читать по словам, то есть слово за словом. Однако при ускоренном чтении нельзя смотреть на каждое отдельное слово – необходимо научиться считывать целые страницы. Переворачивание книг "вверх ногами" мешало нам читать отдельные слова. Мы перестраивали свое зрение и мышление, чтобы воспринимать слова так, как мы воспринимаем картины, – все вместе за долю секунды, не сосредотачиваясь на отдельных элементах.

Средняя скорость чтения у учащихся нашей группы возросла с 200 - 450 слов в минуту до 1000, 2000, 3000, а у некоторых – до 5000 слов и более. Вопреки нашим предубеждениям, улучшилось и запоминание материала. Ко времени окончания курсов многие из нас читали по 3 - 5 тысяч слов в минуту, причем уровень сохранения материала составлял 80 и более процентов. Каким-то образом наша преподавательница сумела передать нам секрет ускоренного чтения.

Только представьте себе, насколько изменилась бы жизнь среднестатистического человека, обучись он ускоренному чтению. За последние несколько недель я прочел семь книг, среди которых были произведения известных христианских авторов, а также книги о лидерстве и управленческой деятельности. Общая сумма слов этих книг составляет примерно 445 тысяч.

Сравним время, которое было бы затрачено на их прочтение при различной скорости чтения, измеряемой количеством слов в минуту (с/мин):

445 тысяч слов при скорости 250 с./мин = 1780 минут или 29,5 часа;

445 тысяч слов при скорости 1000 с./мин = 445 минут или 7,5 часа;

445 тысяч слов при скорости 3000 с./мин = 148,33 минуты или 2,5 часа.

Учитывая данную информацию, представьте, что могло бы произойти за четыре года университетского обучения. Допустим, что в течение этих четырех лет мы уделяем чтению всего лишь два часа в неделю. Это составляет 24 960 минут. Сравните, сколько книг мы смогли бы прочесть при скорости 250,1000 и 3000 с./мин, если допустить, что каждая книга содержит 63 500 слов, или 200 с лишним страниц:

при скорости 250 с./мин мы прочитывали бы одну книгу за 254 минуты

или 98 книг за четыре года (если сложить эти книги в стопку, ее высота была бы 1 м 57 см);

при скорости 1000 с./мин мы прочитывали бы одну книгу за 63,5 минуты

или 393 книги за четыре года (если сложить эти книги в стопку, ее высотабыла бы

6 м 28 см);

при скорости 3000 с./мин мы прочитывали бы одну книгу за 21,2 минуты

или 1177 книг за четыре года (если сложить эти книги в стопку, ее высота была бы 19 м

– примерно с пятиэтажный дом!).

Впрочем, пока вы не приняли эту главу за рекламу курсов ускоренного чтения, давайте перейдем к ее настоящей теме. В тех примерах, которые мы только что рассмотрели, сделайте подмену: мысленно замените "двухмерную" книгу на "трехмерного" человека-учителя, то есть вас! Вместо того чтобы обсуждать преимущества ускоренного чтения, почему бы нам не поговорить об ускоренном преподавании? Это еще увлекательнее!

Если вам довелось посетить один из семинаров "Путешествия по Библии", то вы уже испытали на себе такое "ускоренное преподавание". Мы постоянно получаем отзывы о наших семинарах, суть которых состоит в следующем: "За один день я узнал больше, чем за несколько предыдущих лет" или "За один день я узнал больше, чем мог себе вообразить, более того, я наслаждался каждой минутой занятий!" Что ж, сейчас вам предстоит узнать некоторые закономерности, открытые нами в процессе применения метода ускоренного обучения примерно в пятидесяти странах с общим количеством учащихся более 1 миллиона, – закономерности, способные произвести революцию в вашем преподавании!

Если вы хотите увеличить скорость своего преподавания (и одновременно усвоения материала учащимися), вам необходимо сначала найти некий способ, позволяющий определить, с какой скоростью вы преподаете сейчас.

Вспомните свой последний урок. Сколько новых фактов узнали ваши ученики за этот урок?

Чтобы определить скорость вашего преподавания на последнем уроке, просто подсчитайте количество таких фактов. Если вы вспомнили о шести фактах, то ваша скорость, соответственно, составляет шесть "ф/у" (фактов за урок).

Какова сейчас скорость вашего преподавания? Чтобы узнать это, можно в конце ближайшего же урока дать ученикам контрольную работу, заранее о ней не предупреждая. Я сам использовал этот метод и знаю, что результаты часто оказываются настолько удручающими, что навевают мысль о самоубийстве!

Прежде чем я поделюсь с вами секретами ускоренного преподавания, давайте поэкспериментируем с числами, отражающими важную роль ускоренного преподавания в практической жизни. Какой объем знаний можно приобрести за годы обучения в колледже при нормальной скорости преподавания? Предположим, что в каждом из восьми семестров студент колледжа изучает по шестнадцать предметов, а на каждый предмет приходится в среднем по четырнадцать часов. В таком случае за четыре года обучения этот студент просидит за партой около 1800 часов.

Теперь подумайте, сколько фактов, в среднем, узнает студент на каждом занятии. Допустим в лучшем случае, что каждый раз преподаватель знакомит студента в среднем с десятью фактами. Следовательно, студент может рассчитывать на то, что к моменту получения диплома он будет знать 18 000 фактов (10 фактов умножить на 1800 уроков). Сопоставим это число с возможными результатами ознакомления тех же студентов с теми же фактами, но при другой скорости преподавания (аналогично тому, как мы делали это, говоря о скорости чтения):

10 ф/у (-250 с./мин) умножить на 1800 = 18 000 фактов;

40 ф/у (-1000 с./мин) умножить на 1800 = 72 000 фактов;

120 ф/у (-3000 с./мин) умножить на 1800 = 216 000 фактов.

Какая колоссальная разница – 18 тысяч и 216 тысяч фактов! Вы думаете, что такое невозможно и совершенно нереально? Что ж, это не более нереально, чем повышение скорости чтения с 250 слов в минуту до 1000 или даже 3000 слов. В отличие от типичного водителя, которому чрезвычайно трудно не превысить максимально допустимую скорость, проблема типичного учителя состоит в том, что он даже и не приближается к минимально допустимой скорости преподавания. Если обычно вам требуется шестьдесят минут на то, чтобы изложить десять фактов (то есть ваша скорость составляет 10 ф/у), и если вы можете научиться "покрывать" тот же объем материала за 15 минут, то представьте себе, сколько времени вы бы сэкономили для того, чтобы сообщить вашим ученикам новую, еще более важную информацию.

Точно так же, как любой человек может вчетверо увеличить скорость чтения, любой учитель может вчетверо увеличить скорость преподавания. Представьте, какие новые возможности открылись бы перед вами! Но как же достичь этого? Как сформулировать информацию так, чтобы каждый человек запоминал ее легко и непринужденно? Как преподавать с повышенной скоростью?

Здесь нам может помочь исследование того, как это делал Бог. К примеру, вспомните, что Он сделал после потопа. Почему Он создал радугу? Потому что Он не хотел, чтобы мы когда-нибудь забыли о Его обещании больше не поражать землю потопом.

Когда Бог хотел запечатлеть что-либо в нашей памяти, Он пользовался иллюстрациями. Не думаю, что кому-либо из вас необходимо садиться за рабочий стол и сосредоточенно размышлять: "Когда я увижу радугу, главное – вспомнить вот о чем: Бог обещал, что потопа больше не будет. Надо бы повторить это еще раз десять..." Конечно же, вы этого не делаете. Бог использовал один из универсальных принципов ускоренного преподавания для того, чтобы мы с вами запомнили Его "учебный материал" раз и навсегда! Божий метод ускоренного преподавания позволил нам мгновенно запомнить информацию – причем запомнить на всю жизнь.

Интересно, что произошло бы, если бы мы с вами позаимствовали у Бога Его метод ускоренного преподавания и использовали иллюстрации для быстрого и прочного усвоения материала нашими учениками? Как вы увидите дальше, скорость вашего преподавания сразу же существенно возросла бы – в два, а то и в три раза. И это без особых усилий с вашей стороны! Однако иллюстрации – лишь один из методов, которые применяет Господь. Прежде чем мы завершим обсуждение Закона Сохранения материала, вы узнаете основные методы, которые Бог использует для ускоренного преподавания. На следующем же своем уроке вы сможете самостоятельно применить эти методы.

Помните, однако, что этот закон – не для постоянного использования. Он представляет собой лишь один из инструментов в вашем преподавательском наборе. Извлекайте этот инструмент тогда, когда хотите быстро преподать некоторые факты или значительные блоки материала, и смело используйте его. Вы убедитесь, как безотказно он действует. На основе многолетнего опыта могу обещать вам: если вы будете использовать этот закон, ваши ученики будут от вас в восторге.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: