Рекомендации Закона Применения

Прочитав о пяти этапах Метода Применения, вы, возможно, уже не очень уверены в своей способности хоть что-то к кому-то применить. Не отчаивайтесь. Хотя эти пять этапов содержат много нового, вскоре они станут вашей "второй натурой".

Чтобы вооружиться новыми умениями для достижения мастерства в применении учебного материала, изучите семь рекомендаций Закона Применения.

Рекомендация 1. Просите Бога, чтобы Он вложил в ваше сердце горячее желание применять изучаемый материал.

Когда вы думаете о том, что Господь призвал вас применять те истины, которые вы преподаете, какие чувства у вас при этом возникают? Ощущаете ли вы в себе способность справиться с этим заданием? Что касается меня, то поначалу я ее не ощущал.

Когда я впервые осознал эту истину о своем призвании, мне пришлось бороться с ощущением, что я не способен справиться с заданием, с неуверенностью в своих силах. Я чувствовал, что не справлюсь. Наверное, это должен сделать кто-то другой. Я пытался вспомнить, кто из моих коллег обладает "даром применения", поскольку у меня-то его точно не было. Мой дар – это "дар изложения содержания".

В глубине моего сознания надежно закрепилось убеждение в том, что чрезвычайно тяжело перестать посвящать 95 процентов учебного времени изложению содержания и установить в своем преподавании равновесие. Я вновь и вновь возвращался к тому, чтобы наполнять свои уроки информацией, не предлагая никаких путей ее полезного применения.

В процессе профессионального развития мне, однако, очень помог один прием. Возможно, именно благодаря ему мое преподавание преобразилось. Я начал просить Бога, чтобы Он дал мне то, чего мне не хватало, – горячее и искреннее желание применять изучаемый материал. Я страстно желал того, чтобы в моем сознании произошли кардинальные перемены, чтобы я обрел свободу применять материал так, как это угодно Богу.

Господь невероятно милостив к нам, когда мы искренне молимся о чем-либо, что пребывает в глубоком соответствии с Его волей. А в данном случае Его воля абсолютно ясна, ведь Он Сам сказал: "Учите их соблюдать [применять] все, что Я заповедал вам". Разве может Он не радоваться тому, что мы просим Его дать нам горячее желание применять Его истину?

Я призываю вас присоединиться к этой молитве. Возможно, вы захотите записать ее в своей Библии, датировав сегодняшним днем. И всякий раз подготовку к новому уроку начинайте с этой молитвы. Может быть, когда-нибудь мы с вами встретимся и сможем рассказать друг другу о том, что произошло в нашей жизни в результате этой молитвы.

Молитва о горячем желании применять Божью истину: "Господи, я всей душой желаю учить других "соблюдать все, что Ты заповедал". Поэтому я прошу Тебя послать мне Духа Твоего Святого, чтобы мои уроки могли навсегда изменять жизнь моих учеников. Я даю Тебе свободу действовать в моей жизни так, как Ты считаешь нужным, чтобы развивать мое стремление применять Твою истину. Пробуди в моем сердце те же чувства, которые Ты Сам питаешь к людям всего мира!"

Могу обещать вам: если Господь начнет изменять вас, вы уже никогда не вернетесь к прежнему стилю преподавания. И еще один секрет: как только вы начнете взращивать в своем сердце стремление применять Божью истину, вы также начнете распознавать это стремление в сердцах других людей. Оно само себя выдает, ибо "из сердца исходят все жизненные помышления" – в том числе и в таких вопросах, как применение Божьей истины. Это будет еще одним доказательством того, что вы вступили в ряды тех немногих, чьи уроки влияют на судьбы учеников в вечности.

Рекомендация 2. Пусть предлагаемые вами способы применения соответствуют потребностям ваших учеников.

Для чего ученики посещают ваши уроки? Что они ожидают получить или испытать за то время, пока длится урок? Разве не питают они надежды, что вы научите их чему-то такому, что поможет им в жизни?

А теперь вспомните о тех ситуациях, в которых вы сами выступаете не в роли учителя, а в роли ученика. Зачем вы посещаете те или иные занятия на работе, в колледже или в церкви? Разве не для того, чтобы получить помощь? А что вы ощущаете, если учитель не оказал вам помощи – именно тогда, когда вы в ней нуждались?

Преподавание косвенно предполагает, что если у ученика есть проблема, то учитель должен знать, как эту проблему решить. Если эта формула не соблюдается, неизбежно возникает разочарование. Ученики ощущают, что учитель предал их, а учитель огорчается из-за того, что его уроки не приносят ученикам никакой пользы.

Однако отнюдь не обязательно, чтобы все складывалось так печально. Если вам не нравилось, когда учителя вели себя так по отношению к вам, то почему же вы поступаете точно таким же образом по отношению к вашим ученикам? Теперь учителем являетесь вы, и помочь ученикам – в вашей власти. На каждом уроке вам следует принимать единственное решение: вы будете им помогать!

Эффективные способы практического применения изучаемого материала затрагивают глубочайшие потребности ваших учеников. Многие учителя так далеко отошли от нужд своих учеников, что ученики уже не в состоянии отыскать связь между уроком и реальной жизнью и считают такие уроки пустой тратой времени. Если у вас возникает хоть малейшее сомнение по этому поводу, спросите у любого учащегося, сколько предметов учебной программы он считает пустой тратой времени. Но будьте готовы к любым ответам! Ученики часто чувствуют, что большинство учебных предметов не предоставляют им никакой (или почти никакой) практической пользы и помощи.

Конечно же, нам известна традиционная отговорка: "Ученики сами не знают, что им нужно. Подождите, пока они повзрослеют, тогда их мнение изменится". Что ж, я повзрослел – и мое мнение не изменилось. Вы тоже повзрослели. Если бы в то время, когда вы были студентом, у вас был выбор, захотели бы вы изучать большую часть предметов обязательной программы? Помните ли вы, как вы выходили из аудитории со словами: "Понятия не имею, какой толк может быть от этого предмета". Оглянитесь назад и скажите, вы были правы?

Сейчас пришло время изменить свое мнение. Не попадитесь на удочку, согласившись с тем, что цель преподавания – отнюдь не помощь ученикам. Посвятите себя тому, чтобы удовлетворять интеллектуальные запросы своих учеников, – и тогда, как любит говорить д-р Ховард Хэндрикс, они вырастут и назовут вас блаженным!

Рекомендация 3. Планируйте урок так, чтобы каждый его этап вносил свой вклад в дело применения.

Представьте себе исполненного энтузиазма стрелка из лука, который покупает самое лучшее снаряжение и отправляется на площадку для стрельбы. Он уже натянул тетиву и выпустил стрелу – и вдруг осознает, что забыл установить мишень. Быстро и решительно он хватает мишень, обгоняет летящую стрелу и в последний момент подставляет мишень так, что стрела попадает в "яблочко"! И сам себя награждает за выдающиеся достижения в стрельбе из лука.

Абсурд, не правда ли? Однако то, как учителя проводят уроки, зачастую мало чем отличается от описанного. В течение часа они преподают, а затем торжествуют по поводу еще одного успешного урока. А тем временем ученики выходят из кабинета, ломая голову над тем, кому и для чего был нужен этот урок

Ваши уроки должны быть нацелены в "яблочко", т. е. на изменение жизни учеников! Вы должны знать, какие области их жизни нужно изменить, и соответственно этому разрабатывать способы применения материала. Вы должны построить все этапы своего урока так, чтобы попасть в цель.

Если вы хотите преуспеть в применении материала, вам следует научиться умело использовать все этапы учебного процесса. Когда мишень установлена, то в том, чтобы попасть в нее, принимают участие все части стрелы: наконечник, древко, оперение. Подобно этому и все части урока – вступление, основная часть, моменты перехода от одного этапа к другому, приведение примеров и заключение – чрезвычайно важны для точного попадания вашего урока в "яблочко" – изменение жизни ваших учеников.

Пусть все, что вы делаете, будет направлено на то, чтобы обеспечить максимальное применение материала. Сосредоточьте все свои усилия там, где это больше всего необходимо. Не используйте ружье, вместо этого вооружитесь пулеметом и снова и снова "строчите" прямо в "яблочко". Поражайте мишень так часто, чтобы уже никто не смог упустить суть вашего урока.

К сожалению, многие учителя полагают, что применение – это не суть урока, а, скорее, нечто наскоро прикрепленное к его концу – несколько прощальных слов, минута на размышление, которой никак нельзя пренебречь.

Как это чуждо учению Христа и Его последователям! Христос считал применение не красивой концовкой для Своей проповеди, а самой сутью этой проповеди! Содержание Его "уроков" служило лишь основой для применения. Никогда не излагайте содержание урока, не продумав предварительно, как его применить. Не проводите ни один этап урока, не согласовав его предварительно с конечной целью.

Научитесь с самого начала предвидеть конечный результат, и тогда вы сможете использовать все свои материалы и ресурсы, чтобы добиться эффективности каждого предлагаемого способа применения материала. Никогда не бегите вдогонку стрелам. Избирайте мишень осторожно, с молитвой. Тщательно готовьте стрелы. А затем – стреляйте, вкладывая в это всю свою душу! Если вы попадаете в цель намеренно, а не по чистой случайности, это приносит гораздо большее удовлетворение – и при этом гораздо меньше стрел расходуется впустую.

Рекомендация 4. Помогите вашим ученикам перейти от усвоения абстрактных, общих способов применения материала к конкретным шагам, выражающим их повиновение Богу.

Жизненные перемены никогда не происходят "в общем и целом", они всегда конкретны. Следовательно, учителя должны подводить своих учеников к тому, чтобы те применяли истину, пользуясь конкретными, ощутимыми способами.

Наша задача состоит в том, чтобы помочь ученикам перейти от абстрактных понятий, как, например, "прощение", к конкретным действиям, например, "простить такого-то человека за такой-то проступок". Если ученик не совершит этот важнейший переход от мысли к действию, перемена произойдет только в его воображении, а не в реальной жизни. Учитель должен помочь ученику осуществить применение на личном уровне. Урок, который вы провели, должен стать уроком, который будет применяться и после звонка. Ваша истина должна быть реализована в жизни каждого ученика. Я обнаружил, что ученики часто стремятся предпринимать какие-либо действия, но для этого им нужен план, некая "проторенная дорожка", на которую они могут ступить. В то же время учителя зачастую препятствуют водительству Духа Святого, делая этот план слишком конкретным и категоричным и требуя, чтобы все ученики поступали одинаково, – в результате чего они утрачивают свои индивидуальные особенности, данные им Богом. Вместо того чтобы указывать ученикам, что конкретно им следует делать, помогите им понять соответствующий библейский принцип, которым им следует руководствоваться. Затем поощрите их к тому, чтобы в свете данного принципа искать волю Божью относительно их действий. Обучая истине, верьте, что Господь покажет вашим ученикам, какое применение истины Он желает видеть в жизни каждого из них.

В то время как существует лишь одна верная интерпретация той или иной истины и лишь несколько руководящих принципов, имеется неограниченное количество способов применения данной истины. Наша обязанность состоит в том, чтобы представить ученикам интерпретацию и принципы, а затем помочь им найти свои собственные конкретные пути применения.

Итак, не поддавайтесь искушению чрезмерно помогать ученикам, тем самым превышая свои учительские полномочия. Не поддавайтесь искушению вести себя так, будто вы – Господь. Мы ведь не хотим воспитать хилых, изнеженных христиан.

Рекомендация 5. Иллюстрируйте предлагаемые способы применения примерами из Писания, а также случаями из истории и личной жизни; используйте свое воображение.

Примеры – это "картины в словах". Примеры делают материал наглядным и понятным. Примеры побуждают к действиям. Примеры отражают суть урока, позволяя ученикам самостоятельно прорисовывать детали. Хорошая иллюстрация, будь то картина в буквальном смысле или словесный пример, с легкостью заменит тысячу слов объяснения.

Примеры могут эффективно использоваться на четырех этапах урока:

1. Вступительные примеры: вызывают интерес и возбуждают любопытство.

2. Пояснительные примеры: углубляют понимание фактической информации.

3. Примеры применения: наглядно показывают картину того, как тот или иной способ применения может быть использован в жизни.

4. Заключительные примеры: укрепляют в принятом решении и подводят к действиям.

Как это ни удивительно, но один и тот же пример может рассматриваться с разных сторон и быть успешно использованным на всех четырех этапах. В частности, примеры применения демонстрируют ученику, как та или иная истина может быть воплощена в жизнь. Примеры переносят способы применения со страниц учебника в жизнь человека. Примеры побуждают ученика сказать: "Я хочу так поступать, и я буду так поступать".

Вам неприятно, если после вашего урока все говорят лишь о том, какую замечательную историю вы рассказали? Или же, если вы обнаруживаете, что из всех ваших прошлых уроков учащиеся помнят только примеры? Чувствуете ли вы, что они не поняли самого главного? Как же они могли забыть ваш замечательный план, где все пять пунктов начинались на одну и ту же букву, но запомнить эту дурацкую историю?!

Так бывает не только после ваших уроков, но и после уроков любого другого учителя. Такое случается повсеместно, независимо от предмета и возраста слушателей. Действие примеров универсально. Так зачем же ему сопротивляться? Если этот закон настолько универсален, угадайте, кто может быть его Создателем?

Поэтому используйте примеры как можно чаще. Хотите выполнить задание, которое даст вам стимул к этому? Найдите полчаса времени и почитайте, чему учил Христос. Постарайтесь составить представление о том, какой процент Его высказываний составляли примеры. Мы называем эти примеры притчами; их можно встретить почти на каждой странице Евангелий. Кстати, можете ли вы кратко пересказать речь Иисуса на Елеонской горе, изложенную в Евангелии от Матфея? А как насчет притчи о добром самарянине? Убедились ли вы наконец в том, насколько примеры проясняют суть урока и помогают его запомнить?

Недавно я спросил Дэйва, моего сына-подростка, какой процент в высказываниях Христа составляют, по его мнению, примеры. Он, не задумываясь, ответил: "Более восьмидесяти процентов, – а затем добавил. – Вот почему слова Христа так захватывают".

Почему же наше преподавание постоянно идет вразрез с тем, как преподавал Сам Великий Учитель? Он знал, что с помощью примеров люди лучше запомнят истину, чем с помощью лекций. Вероятно, поэтому опытные учителя всегда являются замечательными рассказчиками.

Где можно найти хорошие примеры? Как я обнаружил, имеются четыре основных источника примеров:

1. Собственный опыт. Рассказывайте о людях, с которыми вы встречались, о местах, где вы побывали, о событиях, которые с вами произошли.

2. История. Рассказывайте о мирских (не описанных в Библии) исторических лицах, местах и событиях.

3. Священное Писание. Рассказывайте о ветхозаветных и новозаветных людях, местах и событиях.

4. Воображение. Рассказывайте о людях, местах и событиях, созданных вашим воображением.

Эти четыре источника перечислены в порядке, соответствующем частоте их использования на сегодняшний день. Более восьмидесяти процентов примеров, которые используют большинство учителей, почерпнуты из собственного опыта, в то время как оставшиеся двадцать процентов приходятся на историю или Писание. Редкий учитель, подбирая пример, использует свое воображение.

Хотите немного пищи для размышлений? Тогда подумайте о том, какие примеры использовал Иисус Христос. Вы обнаружите, что в Его практике пропорция была как раз обратной. Основным источником примеров Иисуса являлось Его воображение; все притчи – это вымышленные истории. Современные учителя более, чем что-либо, используют примеры из личной жизни, тем самым предлагая ученикам свою жизнь в качестве основного стандарта и образца для подражания. Поэтому используйте свое воображение и рассказывайте истории, которые ваши ученики никогда не смогут забыть. И в следующий раз, когда кто-нибудь из ваших учеников сможет вспомнить лишь рассказанную вами историю, улыбнитесь – значит, вы сумели облечь применение в пример!

Рекомендация 6. Призывая к принятию решения, используйте подходящий для этого стиль.

Вершиной преподавания являются не слова учителя, а действия ученика: примет ли ученик решение применять изученную истину в своей жизни.

Здесь мы подошли к самому главному. У вас уже возникло горячее желание применять истину, вы выявили нужды своих учеников, тщательно нацелили на применение все этапы своего урока, помогли ученикам осознать необходимость повиноваться Богу и эффективно использовали примеры. Ваши ученики внимательно вас слушают – об этом можно судить по выражению их лиц. Теперь пришло время попросить их принять решение: будут ли они на самом деле так поступать.

Настал момент истины – как для них, так и для вас. В деловом мире этот этап называется "конец распродажи" или "призыв к порядку". К сожалению, многие учителя ожидают, что он пройдет легко и непринужденно, и поэтому, ощутив хоть малейшее внутреннее напряжение, пытаются поскорее завершить этот этап. Божья благодать не только дает возможность, но и обязывает вас переступить через этот вполне естественный страх и призвать ваших учеников "избрать, кому они будут служить".

Я много раз слышал, как замечательные учителя и проповедники подводили своих слушателей к этому моменту... а затем завершали урок молитвой. Их слушатели были готовы принять решение и исполнены желания сделать это... но им так и не предложили это сделать. Великая работа в жизни этих учеников была приостановлена. Истина была посеяна, однако так и не пустила глубоких корней. Если вы решили своими уроками изменить жизнь учеников, то вы должны призвать их к принятию решения. По сути дела, любая перемена является результатом выбора. Так предложите им сделать этот выбор!

Сделать выбор просил еще Моисей: "Кто Господень, – ко мне!" (Исх. 32:26). К принятию решения постоянно призывал Христос: "Оставьте свои сети, оставь свою налоговую инспекцию и следуй за Мной". Иисус Навин, Неемия, Ездра, Иосия – все они преподавали уроки, а затем бросали вызов. Они были настолько твердо убеждены в том, что истине необходимо повиноваться, что в результате их уроков ученики иногда заключали великие заветы с Богом, всецело посвящая себя тому, чтобы выполнять Его волю.

Знаете ли вы, почему многие христиане так слабы? Потому что никто не бросает им вызов, затрагивающий глубины их души. Никто не трубит в трубы, призывая: "Придите и встаньте на сторону Господа".

Позвольте мне сказать об этом несколько подробнее. Любите своих учеников так сильно, чтобы бросить им такой вызов. Некоторые отступят в темноту. Некоторые задрожат при мысли о полном и самоотверженном посвящении. Но другие забудут о бездеятельности и, не переставая радоваться и удивляться, будут ходить во свете безграничного посвящения. Жизнь с Иисусом полна радости. Но помните, что даже многие из Его учеников оставили Его, когда Он призвал к принятию решения. Несмотря на то что их призывал Сам Великий Учитель, они сочли, что это слишком тяжело.

Но ведь некоторые остались! Вооруженные силой Духа Святого и своим непоколебимым решением, после воскресения Иисуса они перевернули весь мир!

Когда вы наконец решитесь призвать своих учеников к посвящению, перед вами встанет следующий вопрос: а как именно это следует сделать? Хотелось бы, чтобы на этот вопрос был красивый и простой ответ. Однако его нет. Иногда мы чувствуем, что применили слишком сильное давление, а в другой раз – что спросили недостаточно прямо. Как и многие другие аспекты человеческих взаимоотношений, уместность сопряжена с чувством меры.

Некоторые проповедники и учителя призывают к принятию решения слишком эмоционально или слишком навязчиво. Возможно, некоторые, яростно желая добиться каких-либо результатов, прибегают даже к манипулированию людьми и обману. Можно выделить пять способов проявления такой чрезмерной настойчивости:

1. Чрезмерная эмоциональность – агрессивность, мольба, слезы.

2. Чрезмерная продолжительность – "А теперь перейдем к пятнадцатому куплету нашего гимна..."

3. Чрезмерная широта охвата – "Все, кто когда-либо грешил, пусть выйдут вперед".

4. Чрезмерное манипулирование –"Если вы хотите получить полную финансовую свободу..."

5. Чрезмерная "отполированность" – лоск, красивая "упаковка" и преувеличение.

Призывая к принятию решения, убедитесь, что ваши слова продиктованы искренней любовью. Помните, что они должны быть направлены на благо ваших учеников, а не на то, чтобы принести вам славу. Эти "овцы" оказались у вас в подчинении по Божьему определению. Будьте нежны, если они с легкостью откликаются на ваш призыв, и тверды, если для них это необходимо. Следите за тем, чтобы ваши призывы были конкретными и разумными, увеличивали веру ваших учеников и соответствовали Библии.

Ваш призыв должен быть понятным и кратким. Он должен требовать ответа. Он должен покоиться на твердом основании ясного изложения истины и быть прочно привязанным к конкретному библейскому тексту. Поскольку предложенные вами способы применения вытекают непосредственно из Библии, ученики поймут, что ваш призыв является в конечном счете Божьим призывом и что отвечают они не вам, а Богу.

"Я и дом мой" будем призывать к принятию решения. А вы?

Рекомендация 7. Чтобы укрепить учеников в выполнении принятого решения, прибегните к подотчетности.

Подотчетность – это способность дать в чем-то отчет. В этой последней рекомендации представлены пять испытанных способов, с помощью которых вы сможете достичь того, что, предоставляя отчет о своих действиях, ваши ученики будут делиться хорошими новостями!

Добровольная подотчетность значительно укрепляет нас в нашем решении поступить тем или иным образом. Чем тяжелее выполнить решение, тем полезнее и важнее оказывается подотчетность. Чем продолжительнее срок выполнения решения, тем полезнее подотчетность. Именно поэтому люди даже платят деньги за то, чтобы с них требовали отчет, – как, например, в группах по избавлению от лишнего веса. Именно по этой причине люди жертвуют многими свободными вечерами в обмен на то, чтобы с них требовали отчет, – как, например, в организации "Анонимные алкоголики".

Существует пять основных видов подотчетности, которые вы, как учитель, можете использовать:

1. Подотчетность самому себе. Это наиболее зрелая форма подотчетности, поскольку она зависит исключительно от самодисциплины и внутренней решимости человека. Если в поведении ученика ощущается такая ответственность, значит, он является зрелой личностью, действующей под влиянием внутренней мотивации. Все остальные четыре вида подотчетности являются внешними, поскольку на ученика оказывается влияние извне, со стороны других людей.

Учителя, сумевшие открыть в нас все самое лучшее, часто пробуждали в нас именно внутреннюю мотивацию. Они помогли нам захотеть чего-то настолько сильно, что мы как бы "взяли себя на заметку", обязавшись давать себе отчет в том, как мы добиваемся нашей цели. Являясь учителем, вы должны задавать такие вопросы, как, например: "Насколько твердо вы решили это сделать?" или "Если вы решите, что достигнете цели, невзирая на все препятствия, чего вам будет стоить такое решение?"

2. Подотчетность товарищам. В зависимости от возраста учеников и от обстоятельств, подотчетность товарищам может оказаться самой эффективной и простой формой подотчетности, доступной учителю. Вы можете поручать определенные задания специально созданным исполнительным группам, использовать такой прием, как соревнование между группами, предлагать ученикам поделиться с классом своими планами, а также возлагать на более сильных учеников ответственность за наставление тех, кто слабее.

3. Подотчетность авторитетному человеку. Этот вид подотчетности часто практикуется в школах, когда учителя требуют от родителей подписывать проверенные работы учеников. Кроме того, учителя также звонят родителям по вопросам дисциплины. (Вот это уже нешуточный вид подотчетности!)

Иногда я спрашиваю того или иного ученика, кто больше других заботится о том, чтобы он достиг поставленной цели. Кто бы лучше всех смог поддержать его, чтобы он не сошел с "дистанции"? Случалось, я советовал ученикам позвонить своим любимым бабушке и дедушке и рассказать им о своем решении. Или, например, если бизнесмену приходится много путешествовать, он может каждый вечер звонить своему лучшему другу, договорившись, что будет давать ему отчет в том, что не смотрит порнографических фильмов.

Каждый раз, когда я звоню своему хорошему приятелю Деннису Рэйни, сотруднику организации "Христианская семья", мы спрашиваем друг друга, в каком состоянии находятся наши взаимоотношения с женами. Зная, что кто-то вскоре задаст нам сложный вопрос, мы укрепляемся в нашем решении жить так, чтобы иметь возможность дать ответ, не краснея.

Большим благословением для организации "Путешествие по Библии" является ее замечательный совет директоров. Члены этого совета, так же, как и я, являются кормчими, в чьих руках находится управление, доверенное нам Господом. На каждой нашей встрече они требуют, чтобы я дал им отчет как в делах организации, так и в своих личных делах. Такая подотчетность не раз служила мне и моей семье надежным средством защиты, а также стимулом к дальнейшему росту.

4. Подотчетность учителю. Такая подотчетность является в учебном процессе наиболее наглядной из всех внешних источников мотивации. Когда я преподавал в колледже, я порой заканчивал первое занятие тем, что говорил студентам о своих обязательствах по отношению к ним, а затем просил их написать, какие обязательства они принимают на себя по отношению ко мне как к учителю.

Иногда вам придется подходить к ученику, у которого возникли проблемы, и напоминать ему о данном вам обещании оставаться на верном пути. Может пройти немало времени, прежде чем этот ученик, в сердце которого идет борьба, в конце концов пожмет вам руку в знак согласия выполнить свое решение. Возможно, вам придется вызвать на разговор человека, переживающего бурный период тайной любовной связи, с тем чтобы помочь ему разорвать эту связь. Каковы бы ни были нужды ваших учеников, будьте всегда рядом, чтобы помочь им, и требуйте у них отчета в том, что они поступают правильно.

5. Подотчетность Богу. Выбирая для этого подходящее время, подводите своих учеников к тому, чтобы они дали обещание Господу. Вы можете попросить их высказать это обещание вслух, повторив за вами слова молитвы. Они также могут помолиться про себя, используя свои собственные слова, или же записать свою молитву-обещание на листке бумаги и молиться ею каждый день в течение недели.

Окончательная проверка успешности нашей работы происходит в жизни наших учеников тогда, когда нас уже нет рядом. Сумели ли мы пробудить в них внутреннюю и внешнюю мотивацию, достаточно сильную для того, чтобы истина стала неотъемлемой частью их жизни?

Помните, что учителя понесут перед Богом большую ответственность. Поэтому, готовясь к дню оному, давайте привнесем немного этой ответственности в нашу жизнь здесь и сейчас – ради наших учеников и ради нас самих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: