ТЕМА: Физиология сосудов. Функциональная система, поддерживающая постоянство АД

Сосудистое русло представлено сложной системой транспортных, распределительных, обменных, ёмкостных и шунтирующих сосудов. Функциональное назначение каждого из видов сосудов обусловлено их микроструктурой – наличием эластических и мышечных волокон, особенностями базальной мембраны и эндотелия, а также степенью ветвления, наличием клапанов и др. Кровеносные сосуды тесно сопряжены с лимфатическими и вместе с ними обеспечивают, в конечном счёте оптимальный для жизнедеятельности тканевый и клеточный гомеостазис.

В организме человека существует сложнейшая и вместе с тем уникальная по своей целесообразности система регуляции кровяного давления. Трудно однозначно сказать, какой компонент в ней является главным – сосудистый, сердечный, гуморальный, нервный, эндокринный, почечный и др. Сложная «мозаика» включения различных звеньев регуляции обеспечивает адекватный потребностям организма органный и тканевый кровоток.

Функциональная система, поддерживающая АД – это динамическая, саморегулирующая организация, где всё взаимосвязано и взаимообусловлено, и направленная на поддержание нормы АД (120/80).

Цель занятия:

1) знать:

- строение и функции сосудистой системы;

- классификацию сосудов;

- принцип строения микроциркуляторного русла;

- понятие функциональной системы, её основные компоненты и динамику работы;

- функцию и свойства барорецепторов;

- законы гемодинамики.

2) уметь:

- оценивать и интерпретировать основные показатели деятельности сердца и сосудов;

- измерять артериальное давление (АД) у человека аускультативным и пальпаторным методами, анализировать факторы его определяющих;

- исследовать артериальный пульс и его свойства (частоту, ритм, напряжение, наполнение) в покое и при функциональных нагрузках;

- нарисовать схему давления крови в разных отделах кровеносного русла;

- нарисовать сфигмограмму, показав в ней анакроту, катакроту, инцизуру, дикротический зубец, систолическое плато.

Методическое и техническое оснащение занятия:

Основная литература:

1) Физиология человека под редакцией Покровского В.М., Коротько Г.Ф. М.: Медицина, 1998 г.

2) Физиология человека. Курс лекций под редакцией Агаджаняна Н.А., Циркина В.И. Сотис, 1998 г.

3) Физиология. Курс лекций под ред. К.В. Судакова. М.: Медицина, 2000 г.

4) Практикум по нормальной физиологии. Москва. Издательство Российского университета дружбы народов, 1996 г.

5) Задания на самоподготовку к практическим занятиям по нормальной физиологии./ Под ред. Ю.Г. Ткаченко. Курск, 1993 г.

6) Руководство к практическим занятиям по физиологии./ Под ред. К.В. Судакова.- М.: Медицина, 2002 г.

Дополнительная литература:

1) Нормальная физиология: учебное пособие для студ. вузов: в 3-х томах. Частная физиология/ В.Н.Яковлев, И.Э. Есауленко, А.В. Сергиенко и др. Под ред. Яковлева В.Н. – М.: Академия, 2006 г.

2) Физиология человека: Учебник в 3-х томах./ М. Циммерман, В. Ениг, В. Вутке и др. Пер. с англ. Алипова Н.Н. и др. под ред. Костюка П.Г. – 2-е изд. доп., перераб.- М.: Мир,1996 г.

3) Словарь физиологических терминов. / Под ред. О.Г. Газенко. - М., " Наука ", 1987 г.

4) Учебные таблицы, видеофильмы, набор тестов.

Основные вопросы темы, подлежащие тестированию и обсуждению:

1) Классификация сосудов.

2) Микроциркуляция: структурные единицы микроциркуляторного русла.

3) Факторы, определяющие движение крови по сосудам.

4) Кровяное давление, методы его определения. Факторы, определяющие величину АД.

5) Линейная и объёмная скорости кровотока и методы их определения. Время полного кругооборота крови.

6) Функциональная система, поддерживающая АД (по К.В. Судакову).

7) Функция и свойства барорецепторов.

8) Сосудодвигательный центр.

9) Механизмы быстрого, небыстрого и медленного реагирования АД.

Задания для самостоятельной работы на занятии:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: