ТЕМА: Регуляция сердца и сосудов. Методы исследования сердца и сосудов

Сердечная деятельность динамично изменяется в соответствии с потребностями организма. Существует несколько путей регулирования – гемодинамический, нервный и гуморальный, работающие содружественно и согласованно. Согласно закону гемодинамической регуляции, сила сердечных сокращений прямо пропорциональна растяжению сердца во время диастолы. Внутрисердечная регуляция осуществляется интракардиальными периферическими рефлексами, внесердечная – центробежными вегетативными нервами сердца. Значительную роль в рефлекторной регуляции деятельности сердца играют рецепторные образования рефлексогенных зон кровеносных сосудов – дуги аорты, сонного синуса, верхней полой вены, правого предсердия, а также брыжейки, желудка, кишечника и др. Гуморальная регуляция опосредуется веществами, находящимися в крови и в тканях миокарда.

Работа сердца сопровождается рядом проявлений, которые можно зарегистрировать и использовать в качестве показателей его функционально состояния. Современные методы исследования многообразны – это электрокардиография (ЭКГ), мониторинг Холтера, компьютерный анализ показателей вариабельности сердечного ритма, эхокардиография (УЗИ сердца), рентгенокардиография и др.

Основными методами исследования сосудов являются сфигмография, флебография и плетизмография.

Цель занятия:

2) знать:

- регуляцию сердца и сосудов;

- характер влияния симпатической и парасимпатической систем на частоту, силу сокращения, проводимость и сократимость миокарда;

- механические, звуковые и электрические проявления деятельности сердца и методы их оценки;

- методы исследования сосудов.

2) уметь:

- объяснить механизм влияния гормональных факторов в регуляции сердца – катехоламинов, тироксина и др.;

- объяснить механизм влияния вагосимпатического раздражения на работу сердца лягушки;

- применить значимость закона Франка-Старлинга при различных функциональных особенностях организма;

- нарисовать ЭКГ и показать на ней зубцы, сегменты, интервалы.

Методическое и техническое оснащение занятия:

Основная литература:

1) Физиология человека под редакцией Покровского В.М., Коротько Г.Ф. М.: Медицина, 1998 г.

2) Физиология человека. Курс лекций под редакцией Агаджаняна Н.А., Циркина В.И. Сотис, 1998 г.

3) Физиология. Курс лекций под ред. К.В. Судакова. М.: Медицина, 2000 г.

4) Практикум по нормальной физиологии. Москва. Издательство Российского университета дружбы народов, 1996 г.

5) Задания на самоподготовку к практическим занятиям по нормальной физиологии./ Под ред. Ю.Г. Ткаченко. Курск, 1993 г.

6) Руководство к практическим занятиям по физиологии./ Под ред. К.В. Судакова.- М.: Медицина, 2002 г.

Дополнительная литература:

1) Нормальная физиология: учебное пособие для студ. вузов: в 3-х томах. Частная физиология/ В.Н.Яковлев, И.Э. Есауленко, А.В. Сергиенко и др. Под ред. Яковлева В.Н. – М.: Академия, 2006 г.

2) Физиология человека: Учебник в 3-х томах./ М. Циммерман, В. Ениг, В. Вутке и др. Пер. с англ. Алипова Н.Н. и др. под ред. Костюка П.Г. – 2-е изд. доп., перераб.- М.: Мир,1996 г.

3) Словарь физиологических терминов. / Под ред. О.Г. Газенко. - М., " Наука ", 1987 г.

4) Учебные таблицы, видеофильмы, набор тестов.

Основные вопросы темы, подлежащие тестированию и обсуждению:

1) Иннервация сердца. Влияние симпатической и парасимпатической стимуляции на работу сердца.

2) Гемодинамическая регуляция. Закон Франка - Старлинга. Феномен Анрепа. Лестница Боудича.

3) Гуморальная регуляция сердечной деятельности.

4) Рефлекторная регуляция деятельности сердца.

5) Нервная и гуморальная регуляция сосудов.

6) Рефлекторна регуляция сосудов. Собственные и сопряжённые рефлексы.

7) Методы исследования сосудов (сфигмография, флебография, плетизмография, реография). Артериальный и венозный пульс. Факторы, определяющие движение крови по венам.

8) Методы исследования сердца (аускультация, фонокардиография и т. д.).

9) Электрокардиограмма: зубцы, сегменты, интервалы.

10) Возникновение электрического тока в сердце. Дипольная теория.

11) Электрическая ось сердца.

12) ЭКГ – отведения.

Задания для самостоятельной работы на занятии:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: