double arrow

Форма проведения занятия: групповое решение творческих задач. Отрабатываемые вопросы:

Отрабатываемые вопросы:

1. Бытие. Реальность объективная и субъективная. Материальное и идеальное. Монистические и плюралистические концепции бытия.

2. Механистические и телеологические космологические системы.

3. Пространство и время: сущности и свойства.

4. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности. Эволюционизм и креационизм о происхождении и развитии живых существ.

5. Системность мира. Механические, органические, открытые системы. Уровни организации бытия. Биосфера.

Управление самостоятельной работой студента

Консультации при подготовке к практическому занятию, при подготовке к тестированию.

Лекция 10. Учение о развитии.

Тип лекции: Информационная лекция

10.1.Изменение, движение, развитие. Прогресс, регресс, завершенность, конец.

10.2 Метафизическая концепция развития. История метафизического метода.

10.3. Диалектика. Исторические формы диалектики и ее современные разновидности. Категории, принципы и законы развития.

10.4. Синергетическая концепция развития. Хаос и порядок. Самоорганизация. Устойчивость и изменчивость. Прерывность и непрерывность.

10.5. Развитие систем. Цикличность, круговорот и поступательность. Источники развития и стадии усложнения систем.

10.1. Типы движения (помимо форм движения)

- Без изменения качества (или механическое изменение).

- С изменением качества.

Виды изменения качества:

- Изменения в функционирующих системах.

- Круговорот.

- Развитие.

Развитие - в основном необратимое качественное и направленное изменение.

Прогресс - прогрессивное развитие - начинается с простых определенностеи с последующим усложнением (Гегель). Новое включает в себя все предыдущие определенности и новые определенности.

Характеристики развития

- Направленность

- Поступательность

- Преемственность

- Момент повторяемости

- Отрицание старого и появление нового

- Развитие - процесс

10.2. Метафизическая концепция развития (классическая)

Начало у Аристотеля, обращавшегося к анализу развития форм в живой природе. Развитие есть реализация, разворачивание под действием конечной цели тех * потенций, которые изначально заложены в том или ином объекте. Метафизические схемы развития, отрицают скачкообразный, революционный характер преобразований и обращает внимание на количественные изменения в пределах качества. Изменение происходили циклически (например, восточные древние философии) или взаимоперемещением одной части в другую. Предполагался постоянный возврат к прошедшим состояниям.

Метафизическая концепция развития в отношении источника развития:

- считает развитие самопроизвольным, спонтанным процессом, причины которого непознаваемы, а потому снимается вопрос об управлении этим процессом.

- его источник - нематериальное, за которым проступала рука Абсолюта, или Бога (энтелехия, точка Омега и т.д.). Например, теория равновесия Г. Спенсера.

Развитие с точки зрения метафизики (упрощенная схема - круг):

- Источник - внутреннее содержание (способность) или непознаваемый субъект.

- Развитие - это количественное уменьшение или увеличение в рамках качества.

- Развитие есть циклическое изменение, постоянно возвращающееся.

10.3. Диалектика (теория диалектического развития). Получила наиболее четкое рациональное обоснование на идеалистической основе в теории диалектики Гегеля и на материалистической основе в марксизме, где гегелевская концепция, сохранив свое содержание, была преобразована. Три закона диалектики (суть развития).

1. Закон единства и борьбы противоположностей (причина развития). Любой предмет (объект, явление...) заключает в себе диалектическое противоречие. В некотором смысле противоречие обусловлено противоположностями, которые взаимодействуют, то есть борются.

Борьба ведет к трем исходам:

- взаимное уничтожение,

- уничтожение одной из сторон,

- компромисс.

2. Закон перехода количества в качество (скачкообразное развитие).Гегель определял:

- Качество - тождественная с бытием определенность.

- Количество - внешняя бытию, безразличная для него определенность.

Количество плюс качество есть мера.

При изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за не разрушения меры.

3. Закон отрицание отрицания (направление развития).

Простое отрицание - идущее после данного предмета (объекта, явления...), полностью его уничтожает. Диалектическое отрицание приводит к тому, что происходит воспроизведение этого предмета (объекта, явления...), но в другом качестве:

Развитие с точки зрения диалектики (упрощенная схема - спираль)

. - Источник (причина) развития - внутреннее противоречие (результат появления закона единства и борьбы противоположностей).

- Смена стадий развития реализуется в виде скачкообразного (революционного) изменения (переход количества в качество).

- Развитие идет по спирали, повторяя пройденные ступени, но на более высоком уровне (закон отрицание отрицания).

10.4. В течение последних 70-80 лет в современном естествознании формировалась новая научная концепция - синергетическая. Слово «синергизм» происходит от греческого слова "synergeia" - содействие, сотрудничество, а понятие «синергетика» было предложено Хакеном. Считается, что поведение открытой макросистемы неоднозначно и зависит от воздействия информации на факторы порядка и флуктуации внутри любой части системы. Для характеристики развития вводятся понятия:

- Хаос как триада: «бесструктурность - неустойчивость - стихийность».

- Порядок - «структурность - устойчивость - организованность».

С точки зрения синергетики, развитие происходит за счет самоорганизации, которая возникает в хаосе и ведет к порядку, чем и заканчивается. Этот процесс развития коротко сформулировал Антуан де Сент-Экзюпери: «Жизнь создает порядок. Порядок же бессилен создать жизнь». Т.е. если система упорядочена, она не способна к развитию. В соответствии с этой концепцией, все части сущего объединяются в единую систему живого и неживого, состоящую из определенных саморазвивающихся видов.

Жизненный цикл вида: зарождение - стабильность - стагнация. В процессе развития вида, происходит самоорганизация нового более «сильного» вида, который заместит предыдущий. Процесс смены - бифуркация, точка непрогнозируемого и невозвратного перехода. Развитие с точки зрения синергетики (последовательность жизненных циклов)

- Источник (движущая сила) развития - самоорганизация.

- Развитие реализуется как последовательность чередующихся друг за другом жизненных циклов видов.

- Переход от одного вида к другому - процесс бифуркации.

Развитие систем. В качестве основной концепции принимается - эволюционизм, предусматривающий постоянную направленность изменений в сторону усложнения. Однако эволюционизм имеет особенности реализации главного принципа на разных стадиях.

Стадии эволюционного развития окружающего мира

1. Механическое (физическое) развитие. Развитие неживой природы.
Характеризуется постоянным выравниванием энтропии в пространстве. Процесс
упрощения. Основной источник - действие внешних сил.

2. Биологическое развитие. Развитие живой природы. Возможно усложнение с понижением энтропии и повышением информационной емкости. Процесс усложнения. Основной источник - самоорганизация.

3. Социальное развитие. Развитие сознающего субъекта. Возможно целенаправленное воздействие на физическую и биологическую составляющие жизни. Основной источник - способность к управлению (организующему воздействию).

10.5. Источник развития систем

Существуют различные взгляды на соотношение внутреннего и внешнего в системе и их влияние на изменение ее структуры и элементов.

1. Изменения во внутренних отношениях вызываются изменениями внешних отношений и следуют за ними по времени.

Следовательно, эволюция - реакция системы на внешние изменения. Так развиваются объекты неживой природы, например, горы. Главным закон такой эволюции является второе начало термодинамики - все стремится к выравниванию энтропии. Как следствие - концепция тепловой смерти Вселенной.

2. Изменения происходят за счет внутренних сил.

Л. фон Берталанфи считал, что организм даже при постоянных внешних условиях и при отсутствии внешних стимулов выступает в качестве активной системы. Чтобы объяснить этот феномен, введено понятие открытой системы. В открытую систему постоянно поступает извне вещество, которое подвергается внутри системы переработке. Это приводит к двум специфическим процессам:

- анаболиз - появление более сложных элементов.

- катаболиз - вывод продуктов анаболиза из системы.

При соответствующих условиях открытая система достигает состояния подвижного равновесия, когда структура остается постоянной, но идет непрерывный процесс обмена и движения вещества.

В открытых системах могут возникать процессы, противоречащие второму началу термодинамики, т.е. система может усложняться за счет негэнтропии (информации).

Такие системы принято называть самоорганизующимися, и ее поведение изучается синергетикой (теория диссипативных структур, теория катастроф).

Процессы самоорганизации могут привести к различным результатам.

- либо, произойдет приращение организованности на одном структурном уровне.

- либо будет сформирована система более высокого уровня сложности (переход количества в качество).

3. Комплексная эволюция.

В результате самоорганизации могут возникать более сложные и более совершенные структуры, но сами процессы изменения могут протекать:

- либо без специфического воздействия (самоорганизация).

- либо под действием специфических внешних воздействий, которые навязывают системе структуру и функционирование.

Если на систему действует внешняя сила, направленная на ее организационное изменение, то осуществляется процедура регулирования или управления.

Стадии возникновения (усложнения) системы

1. Образование множества объектов, способных стать элементами будущей системы. В течение этой стадии происходит накопление и концентрация объектов уровня. Образуются группы, объединяемые взаимодействиями и связями между элементами.

2. Первоначально группы обособлены между собой из-за сильных внутренних связей, но затем наступает фаза интегрирующих взаимодействий между группами и их объединение.

3. Формирование единой системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: