Отрабатываемые вопросы:
1. Бытие. Реальность объективная и субъективная. Материальное и идеальное. Монистические и плюралистические концепции бытия.
2. Механистические и телеологические космологические системы.
3. Пространство и время: сущности и свойства.
4. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности. Эволюционизм и креационизм о происхождении и развитии живых существ.
5. Системность мира. Механические, органические, открытые системы. Уровни организации бытия. Биосфера.
Управление самостоятельной работой студента
Консультации при подготовке к практическому занятию, при подготовке к тестированию.
Лекция 10. Учение о развитии.
Тип лекции: Информационная лекция
10.1.Изменение, движение, развитие. Прогресс, регресс, завершенность, конец.
10.2 Метафизическая концепция развития. История метафизического метода.
10.3. Диалектика. Исторические формы диалектики и ее современные разновидности. Категории, принципы и законы развития.
10.4. Синергетическая концепция развития. Хаос и порядок. Самоорганизация. Устойчивость и изменчивость. Прерывность и непрерывность.
10.5. Развитие систем. Цикличность, круговорот и поступательность. Источники развития и стадии усложнения систем.
10.1. Типы движения (помимо форм движения)
- Без изменения качества (или механическое изменение).
- С изменением качества.
Виды изменения качества:
- Изменения в функционирующих системах.
- Круговорот.
- Развитие.
Развитие - в основном необратимое качественное и направленное изменение.
Прогресс - прогрессивное развитие - начинается с простых определенностеи с последующим усложнением (Гегель). Новое включает в себя все предыдущие определенности и новые определенности.
Характеристики развития
- Направленность
- Поступательность
- Преемственность
- Момент повторяемости
- Отрицание старого и появление нового
- Развитие - процесс
10.2. Метафизическая концепция развития (классическая)
Начало у Аристотеля, обращавшегося к анализу развития форм в живой природе. Развитие есть реализация, разворачивание под действием конечной цели тех * потенций, которые изначально заложены в том или ином объекте. Метафизические схемы развития, отрицают скачкообразный, революционный характер преобразований и обращает внимание на количественные изменения в пределах качества. Изменение происходили циклически (например, восточные древние философии) или взаимоперемещением одной части в другую. Предполагался постоянный возврат к прошедшим состояниям.
Метафизическая концепция развития в отношении источника развития:
- считает развитие самопроизвольным, спонтанным процессом, причины которого непознаваемы, а потому снимается вопрос об управлении этим процессом.
- его источник - нематериальное, за которым проступала рука Абсолюта, или Бога (энтелехия, точка Омега и т.д.). Например, теория равновесия Г. Спенсера.
Развитие с точки зрения метафизики (упрощенная схема - круг):
- Источник - внутреннее содержание (способность) или непознаваемый субъект.
- Развитие - это количественное уменьшение или увеличение в рамках качества.
- Развитие есть циклическое изменение, постоянно возвращающееся.
10.3. Диалектика (теория диалектического развития). Получила наиболее четкое рациональное обоснование на идеалистической основе в теории диалектики Гегеля и на материалистической основе в марксизме, где гегелевская концепция, сохранив свое содержание, была преобразована. Три закона диалектики (суть развития).
1. Закон единства и борьбы противоположностей (причина развития). Любой предмет (объект, явление...) заключает в себе диалектическое противоречие. В некотором смысле противоречие обусловлено противоположностями, которые взаимодействуют, то есть борются.
Борьба ведет к трем исходам:
- взаимное уничтожение,
- уничтожение одной из сторон,
- компромисс.
2. Закон перехода количества в качество (скачкообразное развитие).Гегель определял:
- Качество - тождественная с бытием определенность.
- Количество - внешняя бытию, безразличная для него определенность.
Количество плюс качество есть мера.
При изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за не разрушения меры.
3. Закон отрицание отрицания (направление развития).
Простое отрицание - идущее после данного предмета (объекта, явления...), полностью его уничтожает. Диалектическое отрицание приводит к тому, что происходит воспроизведение этого предмета (объекта, явления...), но в другом качестве:
Развитие с точки зрения диалектики (упрощенная схема - спираль)
. - Источник (причина) развития - внутреннее противоречие (результат появления закона единства и борьбы противоположностей).
- Смена стадий развития реализуется в виде скачкообразного (революционного) изменения (переход количества в качество).
- Развитие идет по спирали, повторяя пройденные ступени, но на более высоком уровне (закон отрицание отрицания).
10.4. В течение последних 70-80 лет в современном естествознании формировалась новая научная концепция - синергетическая. Слово «синергизм» происходит от греческого слова "synergeia" - содействие, сотрудничество, а понятие «синергетика» было предложено Хакеном. Считается, что поведение открытой макросистемы неоднозначно и зависит от воздействия информации на факторы порядка и флуктуации внутри любой части системы. Для характеристики развития вводятся понятия:
- Хаос как триада: «бесструктурность - неустойчивость - стихийность».
- Порядок - «структурность - устойчивость - организованность».
С точки зрения синергетики, развитие происходит за счет самоорганизации, которая возникает в хаосе и ведет к порядку, чем и заканчивается. Этот процесс развития коротко сформулировал Антуан де Сент-Экзюпери: «Жизнь создает порядок. Порядок же бессилен создать жизнь». Т.е. если система упорядочена, она не способна к развитию. В соответствии с этой концепцией, все части сущего объединяются в единую систему живого и неживого, состоящую из определенных саморазвивающихся видов.
Жизненный цикл вида: зарождение - стабильность - стагнация. В процессе развития вида, происходит самоорганизация нового более «сильного» вида, который заместит предыдущий. Процесс смены - бифуркация, точка непрогнозируемого и невозвратного перехода. Развитие с точки зрения синергетики (последовательность жизненных циклов)
- Источник (движущая сила) развития - самоорганизация.
- Развитие реализуется как последовательность чередующихся друг за другом жизненных циклов видов.
- Переход от одного вида к другому - процесс бифуркации.
Развитие систем. В качестве основной концепции принимается - эволюционизм, предусматривающий постоянную направленность изменений в сторону усложнения. Однако эволюционизм имеет особенности реализации главного принципа на разных стадиях.
Стадии эволюционного развития окружающего мира
1. Механическое (физическое) развитие. Развитие неживой природы.
Характеризуется постоянным выравниванием энтропии в пространстве. Процесс
упрощения. Основной источник - действие внешних сил.
2. Биологическое развитие. Развитие живой природы. Возможно усложнение с понижением энтропии и повышением информационной емкости. Процесс усложнения. Основной источник - самоорганизация.
3. Социальное развитие. Развитие сознающего субъекта. Возможно целенаправленное воздействие на физическую и биологическую составляющие жизни. Основной источник - способность к управлению (организующему воздействию).
10.5. Источник развития систем
Существуют различные взгляды на соотношение внутреннего и внешнего в системе и их влияние на изменение ее структуры и элементов.
1. Изменения во внутренних отношениях вызываются изменениями внешних отношений и следуют за ними по времени.
Следовательно, эволюция - реакция системы на внешние изменения. Так развиваются объекты неживой природы, например, горы. Главным закон такой эволюции является второе начало термодинамики - все стремится к выравниванию энтропии. Как следствие - концепция тепловой смерти Вселенной.
2. Изменения происходят за счет внутренних сил.
Л. фон Берталанфи считал, что организм даже при постоянных внешних условиях и при отсутствии внешних стимулов выступает в качестве активной системы. Чтобы объяснить этот феномен, введено понятие открытой системы. В открытую систему постоянно поступает извне вещество, которое подвергается внутри системы переработке. Это приводит к двум специфическим процессам:
- анаболиз - появление более сложных элементов.
- катаболиз - вывод продуктов анаболиза из системы.
При соответствующих условиях открытая система достигает состояния подвижного равновесия, когда структура остается постоянной, но идет непрерывный процесс обмена и движения вещества.
В открытых системах могут возникать процессы, противоречащие второму началу термодинамики, т.е. система может усложняться за счет негэнтропии (информации).
Такие системы принято называть самоорганизующимися, и ее поведение изучается синергетикой (теория диссипативных структур, теория катастроф).
Процессы самоорганизации могут привести к различным результатам.
- либо, произойдет приращение организованности на одном структурном уровне.
- либо будет сформирована система более высокого уровня сложности (переход количества в качество).
3. Комплексная эволюция.
В результате самоорганизации могут возникать более сложные и более совершенные структуры, но сами процессы изменения могут протекать:
- либо без специфического воздействия (самоорганизация).
- либо под действием специфических внешних воздействий, которые навязывают системе структуру и функционирование.
Если на систему действует внешняя сила, направленная на ее организационное изменение, то осуществляется процедура регулирования или управления.
Стадии возникновения (усложнения) системы
1. Образование множества объектов, способных стать элементами будущей системы. В течение этой стадии происходит накопление и концентрация объектов уровня. Образуются группы, объединяемые взаимодействиями и связями между элементами.
2. Первоначально группы обособлены между собой из-за сильных внутренних связей, но затем наступает фаза интегрирующих взаимодействий между группами и их объединение.
3. Формирование единой системы.