Теоретический материал. Понятие «система» является одним из фундаментальных и самых распространенных понятий науки

6.1. Понятие системы

Понятие «система» является одним из фундаментальных и самых распространенных понятий науки. Наверное, именно поэтому единого определения данного понятия не существует: разным уровням абстракции соответствуют разные формулировки. Однако во всех определени­ях подчеркивается следующее:

Система - это совокупность взаимосвязанных элементов образующих определенную целостность.

Для того чтобы стал понятен смысл данной формулировки, необходимо ввести определения понятий «элемент», «связь» и «целостность».

Элементом называется некоторый объект (материальный, энергетический, информационный), который в рамках конкретного исследования достаточно рассматривать без раскрытия внутреннего строения (содержания).

Другими словами, элемент - это относительно неделимый объект. Термин «относительно» подчеркивает тот факт, что элемент является неделимым только с точки зрения решения конкретной задачи.

Связью называется важный для целей исследования обмен меж­ду объектами веществом, энергией, информацией (рис. 6.1).



                   
         
 
 


Рис. 6.1. Классификации связей в системе

Наиболее существенные и устойчивые взаимосвязи между эле­ментами образуют структуру системы.

Совокупность элементов образует целостность в том слу­чае, если данная совокупность приобретает новые качества, отсутствующие у образующих ее элементов.

Свойство системы, заключающееся в появлении у нее новых ка­честв, называют свойством эмерджентности (от англ. emergent - неожиданно возникающий).

Понятия системы, элемента и целостности подчиняются принципу релятивности. В отношении системы этот принцип формулируется так: любое множество предметов можно рассматривать как систему и как не систему.

Но в таком случае как же понять, является ли рассматриваемая совокупность объектов системой в данном конкретном слу­чае? Для этого нужно определиться, какая функция (или цель) системы выступает предметом исследования. Дело в том, что функция системы выступает в роли системообразующего фактора (для систем целенаправленного действия). Именно функция реорганизует систему, осво­бождает ее от лишних элементов и лишних связей. Каждый элемент целостной системы является необходимым, а все вместе - достаточными для выполнения системой своей функции.

Для того чтобы понять, является ли рассматриваемая совокупность объектов системой, нужно ответить на вопрос, является ли набор элементов и связей необходимым и достаточным для выполнения системой своей функции, для достижения системой своей цели.

Системы могут быть классифицированы по разным основаниям.

По природе своих элементов системы делятся на реальные (объек­тивные, материальные) и идеальные (абстрактные, концептуальные).

Реальные системы - это все объективно существующие системы неорганической и органической природы, а также социальные системы.

ЛЕКЦИЯ 7. МЕТОДИКА РАБОТЫ С ПОНЯТИЯМИ

Работа с понятиями, формирование определений и классификаций является неотъемлемой составляющей исследовательского процесса (Пример 7.1). Для того чтобы раскрыть суть исследуемого явления, необходимо выявить его существенные признаки и зафиксировать полученные знания в форме определения. Дальнейшее изучение исследуемого явления требует анализа его различных вариантов, сопровождаемого формированием классификации. Четкая формулировка определений и классификаций позволяет избежать неясностей, как на стадии проведения научного исследования, так и на стадиях апробации и внедрения результатов.

Цель данной лекции - разъяснить правила работы с понятиями и, прежде всего, правила формирования определений и классификаций. Для того чтобы правильно составлять определения и классификации, нужно знать, что такое существенные признаки пред­мета, какие понятия являются родовыми, а какие видовыми, что такое ограничение и обобщение понятия. Эти вопросы мы и рассмотрим в данной лекции.

Ключевые понятия: понятие, существенные признаки предмета, содержание и объем понятия, родовое понятие, видовое понятие, обоб­щение и ограничение понятий, определение, классификация.

Пример 7.1

Иллюстрация применения операций с понятиями в научном исследовании

Пусть, например, вы проводите научное исследование на тему «Влияние на­циональных и личных праздников на производительность труда работников ма­шиностроительной отрасли». Для начала вам нужно будет разобраться с понятием «праздник». Например, что значит «национальный праздник». Каков объем данного понятия? Подпадает ли под данное понятие празднование победы национальной сборной на чемпионате мира по футболу? Или это личный праздник каждого? И каковы существенные признаки данного понятия? Можно ли отнести к таковым употребление салата «оливье»? Далее, для того чтобы донести понимание этих тон­костей до других, нужно сформулировать определения ключевых понятий. Далее вы заметите, что влияние праздников на производительность труда зависит от коли­чества празднующих, длительности празднования, сложившихся традиций и т. д.

В результате вы разделите национальные праздники на формальные и неформальные (например), а личные праздники – на мелкомасштабные и крупномасштабные. А это значит, что вы приступили к формированию классификации.

Теоретический материал

7.1. Понятие. Характеристики понятий. Виды понятий

Понятие - это мысль, в которой отражаются общие, и при том существенные, свойства предметов и явлений.

Например, экономическая теория сформировала такие понятия, как «товар», «капитал», «добавленная стоимость», «эффективность». Заметьте: если какой-то конкретный товар человек может себе представить в виде мысленного образа, то представить себе таким образом добавленную стоимость или эффективность он не может. Так же как доброту, красоту, скорость и т.п. Человек может это понять, но не представить. Почему? Потому что понятия отражают не конкретные предметы и явления, а их общие свойства. Точнее, их общие сущестненные признаки.

Понятие является результатом следующих операций:

1. Выделение общего в ряду сходных объектов

2. Абстрагирование, отвлечение от других признаков

3. Формирование понятия на основе операций обобщения и абстрагирования.

Существенные признаки предметов - это такие признаки, каждый из которых необходим, а все вместе достаточны для того, чтобы отличить данные предметы от всех других. Существенные признаки устойчивы, без них предмет не может существовать в своей качественной определенности. В отличие от существенных, несущественные признаки преходящи, приобретая или теряя их, предмет остается самим собою.

Две важнейшие характеристики любого понятия - его содержание и объем.

Содержание понятия - это совокупность существенных признаков предметов, мыслимых в понятии.

Объем понятия - это множество тех предметов, на кото­рые распространяется данное понятие.

Содержание понятия позволяет определить, какие предметы под­падают под данное понятие, а какие - нет. То есть содержание понятия определяет его объем. Взаимосвязь содержания и объема понятия вы­ражена в логическом законе обратного отношения (рис. 7.1).

Инвестор - лицо, вкладывающее средства

в инвестиционные проекты

 
 


СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ

       
 
   
 


Портфельный инвестор - лицо,

вкладывающее средства в инвестиционные

проекты и заинтересованное в максимизации

прибыли непосредственно от ценных бумаг,

а не в контроле над предприятием

Рис. 7.1. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия

ЛЕКЦИЯ 8. ОБЩЕЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Все общенаучные методы познания подразделяются на три группы:

- общелогические методы;

- методы эмпирического исследования;

- методы теоретического исследования.

Цель данной лекции - кратко описать те методы, которые относят к группе общелогических методов.

Ключевые понятия главы: анализ, синтез, дедукция, индукция, полная индукция, неполная индукция, простая (популярная) индукция, научная индукция, аналогия, абстрагирование, обобщение.

Теоретический материал

8.1. Анализ и синтез

Анализ представляет собой процедуру мысленного (а в экспериментальных исследованиях часто и реального) расчлене­ния объектов, их свойств и отношений на составные части (признаки, свойства, отношения).

Синтез представляет собой процедуру исследования явления на основе объединения взаимосвязанных элементов в единое целое.

Любой процесс получения нового знания основывается на единстве анализа и синтеза. Выделяют следующие виды анализа и синтеза:

· эмпи­рический,

· элементарно-теоретический,

· структурно-генетический.

Эмпирический (прямой) вид анализа-синтеза предполагает поверхностное исследование объекта, выделение отдельных его частей, фиксацию его свойств, простейшие измерения. Данный вид анализа-синтеза недостаточен для проникновения в сущность явления.

Элементарно-теоретический (возвратный) вид анализа-синтеза предполагает осуществление операций анализа и синтеза на основе некоторых теоретических соображений (предположений о причинно-следственной связи явлений, о наличии законов и закономерностей в поведении объектов).

Структурно-генетический вид анализа-синтеза предполагает вычленение в сложном объекте таких ключевых элементов, которые имеют решающее влияние на все другие стороны объекта. Данный вид анализа-синтеза позволяет наиболее глубоко проникнуть в сущность объекта (Пример 8.1).

Пример 8.1.

Различные виды анализа в научном исследовании

Исследование процесса создания дохода на предприятии предполагает применение следующих видов анализа:

- эмпирический анализ: доходы предприятия подразделяются по цехам;

- элементарно-теоретический анализ: в результатах деятельности предприятия выделяются затраты и выпуск (так как доход формируется в виде разности выручки и затрат);

- структурно-генетический анализ: в результатах деятельности предприятия выделяются налоги, оплата труда и прибыль, а в прибыли - ресурсы на развитие, как основа будущих доходов предприятия.

8.2. Дедукция и индукция

Умозаключение - это логическая операция, в результате которой из исходных утверждений (посылок) получается но­вое утверждение - заключение (вывод, следствие). Частными случаями умозаключения являются дедукция и индукция.

Дедукция - это умозаключение, при котором осуществляет­ся логический переход от исходных достоверных утвержде­ний к новому достоверному утверждению. Типичная дедук­ция - умозаключение от общего знания к частному.

Дедукция позволяет новое знание об объекте выводить на основании знания класса, к которому принадлежит исследуемый объект, и общих свойств, характерных для объектов данного класса.

Например, хлеб относится к классу товаров первой необходимо­сти; известно, что спрос на товары первой необходимости неэластичен; следовательно можно сделать вывод о том, что спрос на хлеб неэласти­чен (рис. 8.2).

Пример 8.2.

Шерлок Холмс о дедуктивном методе

«По одной капле воды... человек, умеющий мыслить логически, может сделать вывод о существовании Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если он не видал ни того, ни другого и никогда о них не слыхал...

По ногтям человека, по его рукам, обуви, сгибу брюк... выражению лица и обшлагам рубашки — по таким мелочам нетрудно угадать его профессию» Артур Конан Дойл «Этюд в багровых тонах».

Схема дедуктивного умозаключения «от общего к частному»:

Посылки:

1) объектам класса К присущ признак Р;

2) объект S принадлежит к классу К.

Заключение: объекту S присущ признак Р.

Индукция - это логический переход от достоверных утвер­ждений к вероятным. Типичная индукция - это умозаключе­ние от частного знания к общему, когда на основании знания о части объектов класса делается вывод обо всех объектах класса, о классе в целом (рис. 8.1).


ЛЕКЦИЯ 9. МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ

Цель данной лекции представить основные понятия моделирования, описать свойства и виды моделей, а также дать характеристику особенностей математического моделирования экономических систем.

В данной лекции мы ответим на следующие вопросы: Что такое мо­дель? Какими существенными с точки зрения научного исследования свойствами обладают модели? Какие требования предъявляются к мо­делям? Какие существуют виды моделей? Что такое экономико-мате­матическая модель? В чем состоит специфика математического моде­лирования экономических объектов и процессов?

Ключевые понятия: модель, адекватность модели, образно-знаковая модель, математическая модель, экономико-математическая модель.

Теоретический материал

9.1. Понятие модели

Модель - это образ (аналог) объекта - оригинала, отража­ющий его существенные свойства и заменяющий его в про­цессе исследования.

Моделирование - это исследование каких-либо объектов (явлений, процессов) путем построения и изучения их моде­лей (рис. 9.1).

 
 


 
 

       
   
 
 


 
 


Рис. 9.1. Этапы процесса моделирования

Замена объекта исследования моделью осуществляется по следу­ющим причинам:

- вследствие недоступности объекта (в пространстве, во време­ни, по этическим соображениям и т. п.),

- вследствие неуправляемости объекта,

- вследствие сложности объекта.

Общими для всех моделей являются следующие важные свойства:

1. Наличие в моделях потенциального знания.

Модель содержит не только ту информацию, которая была положена в ее основу в процессе конструирования, но и новые знания, которые выявляются («раскодируются») в процессе теоретического анализа модели.

2. Упрощенность (конечность) моделей.

Конечность реальных моделей проявляется в том, что реальная модель подобна оригиналу в ограниченном числе свойств и отношений. Конечность абстрактных моделей проявляется в том, что абстрактные модели изначально наделяются ограниченным числом свойств.

Упрощенность модели по сравнению с объектом-оригиналом явля­ется вполне допустимой и даже в некотором отношении полезной. Во-первых, упрощение позволяет выделить ключевые элементы и свойства в исследуемом объекте. Во-вторых, упрощение позволяет проводить теоретический анализ модели (сложные модели могут не поддаваться анализу вследствие отсутствия пригодных для этого методов).

3. Неточность (приближенность) отображения действительности с помощью моделей. Степень точности модели можно определить только путем ее соотнесения с целью моделирования. Например, точность часов, достаточная для бытовых целей, недостаточна для целей астрономии.

К моделям предъявляются следующие типовые требования:

- полнота модели (учет всех существенных сторон моделируемо­го объекта);

- простота модели (возможность проведения анализа модели с помощью известных методов);

- точность (высокая степень приближенности количественных значений параметров, получаемых в процессе применения модели, к реальным значениям соответствующих параметров);

- экономность (потребность в незначительных затратах ресур­сов для синтеза и анализа модели);

- объяснительная и предсказательная сила (способность модели вскрывать причины наблюдаемых фактов и предсказывать новые факты).


ЛЕКЦИЯ 10. МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель данной лекции - описать две группы общенаучных методов: методы теоретического и эмпирического исследования.

В этой лекции мы ответим на следующие вопросы: Использование каких методов характерно для теоретического исследования? С помощью каких методов строятся научные теории? Какие методы типичны для эмпирических исследований? Чем эксперимент отличается от наблюдения, а измерение от сравнения?

Кроме этого, в практической компоненте лекции мы рассмотрим методы одной из наук (математической статистики), предназначенные для обработки больших массивов эмпирических данных.

Ключевые понятия лекции: формализация, идеализация, мысленный эксперимент, метод восхождения от абстрактного к конкретному, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, методы математической статистики, коэффициент парной корреляции.

Теоретический материал

10.1. Методы теоретического исследования

Напомним, что теоретическое исследование - это исследование, направленное на объяснение сущности связей в исследуемых объектах, на вскрытие внутреннего механизма явлений (см. лекцию 3).

К общенаучным методам теоретического исследования относят методы построения научных теорий (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы), а также формализацию, идеализацию, мыслен­ный эксперимент и метод восхождения от абстрактного к конкретному. Рассмотрим кратко эти методы.

Формализация - это отображение объектов предметной об­ласти в формализованном языке в виде стойких точных поня­тий и утверждений, символов и формул. При этом дальнейшее исследование ведется «формально», то есть путем преобразо­вания одних формул (утверждений, символов) в другие.

Формальное описание объектов предметной области поз­воляет исключить неопределенность и неоднозначность естественных языков. Особенно широко формализация применяется в математике.

Идеализации – это мысленное конструирование идеализи­рованных объектов, не существующих в действительности или практически неосуществимых.

Примерами идеальных объектов являются: в физике - абсолютно черное тело, идеальный газ; в механике - абсолютно жесткое тело, идеально пластичное тело; в математике - линия, плоскость, точка, окруж­ность; в экономике - экономический человек, полная рациональность в принятии решений.

Идеализация может быть осуществлена с помощью метода абстрагирования (например, абстрагирование от толщины приводит к понятию плоскости), а также мысленным переходом к предельному случаю в развитии какого-либо свойства (так, например, было сформировано понятие абсолютно твердого тела).

Мысленный эксперимент - это один из важнейших познавательных приемов теоретического мышления, суть которого заключается в том, что с помощью одного лишь вооб­ражения объект исследования рассматривается в «чистом виде», независимо от конкретной формы его взаимодействия с окружающей средой.

Мысленный эксперимент осуществляется на основе абстракции и идеализации. Мысленный эксперимент с идеализированными объек­тами как бы замещает реальный эксперимент с реальными объектами.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному - это метод теоретического исследования, заключающийся в том, что после перехода от конкретного объекта к его абс­трактному описанию и исследования полученной абстрак­ции, осуществляется обратный переход от абстрактного к конкретному, когда объект воспроизводится в своей целост­ности и многогранности - но уже в мышлении.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному применяется при построении научных теорий. Например, при построении теории орга­низации исследователь формулирует основные принципы создания орга­низационных структур, а затем переходит к изучению того, как сформули­рованные принципы проявляются в различных экономических системах.

К методам построения научных теорий также относятся гипотетико- дедуктивный и аксиоматический методы.

Гипотетико-дедуктивный метод состоит в выдвижении некоторых гипотез и дальнейшей проверке этих гипотез путем вывода из них следствий и сопоставления этих следствий с фактами. В гипотетико-дедуктивном методе в качестве посылки выступают гипотезы, а следствия из гипотез выводятся методом дедукции.


ЛЕКЦИЯ 11. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В предыдущих лекциях мы рассматривали научно-исследовательскую деятельность как деятельность творческую и индивидуальную. Теперь настало время обратить внимание на то, что осуществление научно-исследовательских работ является также деятельностью коллек­тивной, управляемой и финансируемой.

Цель данной лекции - рассмотреть систему организации науки в Украине.

Мы ответим на следующие вопросы: Какие виды деятельности относятся к научной деятельности? Какие существуют формы организа­ции науки в Украине? Что представляет собой система государственных академий наук в Украине? Какие существуют формы финансирования научных исследований?

Ключевые понятия: научная деятельность, Академия наук Украины, госбюджетные научно-исследовательские работы (НИР), хоздоговорные НИР, грантовое финансирование НИР, заявка на грант.

Теоретический материал

11.1. Понятие научной деятельности, ее виды

Не следует думать, что научно-исследовательская деятельность является единственной формой научной деятельности. Наука - это не только эксперименты и теоретический анализ. Для того чтобы уче­ный мог успешно творить, его нужно обучить и организовать. Нужно наладить его взаимодействие с другими исследователями. Нужно пла­тить ему заработную плату, наконец. В связи с этим научная деятель­ность включает в себя, кроме научно-исследовательской, еще и другие виды деятельности (рис. 11.1).

Законодательные определения основных видов научной деятель­ности даны в Законе Украины «О науке и научно-технической деятель­ности».

Научная деятельность - интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение и использование новых знаний. Основными ее формами являются фундамен­тальные и прикладные научные исследования.

Научно-техническая деятельность - интеллектуаль ная творческая деятельность, направленная на получение и использование новых знаний во всех отраслях техники и технологии. Ее основными формами являются научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, технологические, изыскательские и проектно- изыскательские работы, изготовление опытных образцом или партий научно-технической продукции, а также другие работы, связанные с доведением научных и научно-технических знаний до стадии практического их использования.

Научно-педагогическая деятельность - педагогическая деятельность в высших учебных заведениях и заведениях последипломного образования III - IV уровней аккредитации, связанная с научной и (или) научно-технической деятельностью.


НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (НД)


НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (НТД)

       
 
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   


НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (НПД)

 
 


Рис. 11.1. Виды научной деятельности

Научно-организационная деятельность - деятельность, направленная на методическое, организационное обеспечение и координацию научной, научно-технической и научно-педагогической деятельности.

ЛЕКЦИЯ 12. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Цель данной лекции - очертить круг вопросов, связанных с темой информационного обеспечения научно-исследовательской деятельности; познакомить читателей с организацией Национальной системы научно-технической информации Украины; описать основные средства современного информационного поиска - библиографические указате­ли и поисковые системы сети Интернет.

Ключевые понятия: информационное обеспечение научных исследований, научно-технические документы, библиографическая информация, поисковые системы сети Интернет, Национальная систе­ма научно-технической информации Украины, Украинский институт научно-технической и экономической информации (УкрИНТЭИ).

Теоретический материал

12.1. Информационное обеспечение научных исследований

Суть научного исследования состоит в создании нового знания. При этом ученый создает новое знание не «из ничего». Производство знания является результатом переработки значительных массивов ис­ходной информации. И качество этой исходной информации сущест­венно влияет на качество научного результата. Поэтому ученый тратит свои силы не только на получение нового научного результата, но и на поиск «старого результата», который должен стать исходной информа­цией для проводимого исследования. «Старый научный результат» уже был кем-то получен и вошел в состав общемировых информационных ресурсов, а теперь его нужно из этих ресурсов извлечь. Проблема со­стоит в том, что человечество испокон веков производило большое ко­личество информации. И с течением времени человеку стало все слож­нее найти в массе разнообразных данных нужные ему сведения. В связи с этим появился опасный «разрыв» между созданием информации и ее потреблением: создатель информации и ее потребитель далеко не всегда могут найти друг друга. В идеале для решения такой проблемы нужно было бы упорядочить всю произведенную человечеством пись­менную информацию и создать что-то вроде «документарной вселен­ной», в которой все знания, накопленные человечеством, представляли бы единую информационную систему, пронизанную миллиардами пе­рекрестных ссылок. Подобные идеи появлялись у ученых с давних пор.

Воплощением этих идеи стали библиотечные каталоги, библиографические указатели, и конечно, сеть Интернет. Все эти средства составлют важную часть информационного обеспечения научно-исследовательской деятельности ученых.

Информационное обеспечение научно-исследовательской деятельности - это:

1) информация, необходимая для проведе­ния научного исследования;

2) создание условий для обеспечения научно-исследовательских работ необходимой информацией.

К системе информационного обеспечения научных исследований можно отнести:

- научно-техническую информацию;

- каналы распространения научно-технической информации, научно-технические издания (рис. 12.1), Интернет, семинары и конфе­ренции, а также компьютерные информационные системы;

- средства поиска научно-технической информации - библиогра­фические указатели и поисковые системы в сети Интернет;

       
   


 
 


 
 


Рис. 12.1. Типология научно-технических документов

ЛЕКЦИЯ 13. ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Цель данной лекции - разъяснить суть процессов оценки эффективности и внедрения результатов научно-исследовательских работ.

В этой лекции мы ответим на следующие вопросы: Каковы основные этапы внедрения научной продукции в производство? Какие виды эффективности учитываются при оценке значимости результатов научно-исследовательской работы? Какие виды эффектов характеризуют результаты научных исследований с точки зрения их вклада в развитие социально-экономических систем? Чем эффективность отличается от эффекта? Какие критерии используются для оценки эффективности научного исследования? Какие меры применяются для повышения эф­фективности НИР?

Ключевые понятия: внедрение результатов НИР, научная продукция, опытное испытание, договор на выполнение научно-технической работы, эффект от внедрения НИР, эффективность НИР, эконо­мическая эффективность НИР, социальная эффективность НИР, научно-техническая эффективность НИР, эффективность работы научного сотрудника, эффективность работы научной организации.

Теоретический материал

13.1. Внедрение результатов научных исследований

Заключительным этапом прикладной научно-исследовательской работы является внедрение ее результатов в практику. Если фундаментальные исследования служат, в основном, целям дальнейшего развития науки, то смысл прикладных исследований заключается именно в во внед­рении их результатов.

Внедрение НИР - это передача научной продукции, созданной в рамках данной НИР, в практическое использование (промышленную эксплуатацию).

Научная продукция - это результаты НИР, предназначенные для передачи в практическое использование и представленные в виде отчетов, конструкторской и технологической документации, новых технологий, лабораторных и промышленных образцов и т. п.

Примерами научной продукции, полученной и результате эконо­мических исследований, являются теоретические и научно-методоло­гические положения, методики и рекомендации. Их внедрение спо­собствует повышению уровня организации производства, увеличению производительности труда, повышению качества продукции и эконо­мии разного рода ресурсов.

Заказчиками научной продукции выступают: государство, предпри­ятия и организации, а исполнителями - вузы, НИИ, проектные фирмы. Процесс создания научной продукции регулируется договором, заклю­ченным между организацией-заказчиком и организацией-исполните­лем. Требования к научной продукции отображаются в техническом задании, которое прилагается к договору (рис. 13.1).

Договор

· реквизиты сторон (исполнителя и заказчика)

· предмет договора: наименование научной (научно-технической) продукции

· сроки выполнения работ

· стоимость работ и порядок расчетов

· порядок сдачи и приема работ

· ответственность сторон

· форс-мажорные обстоятельства

· срок действия договора, юридические адреса сторон

· реквизиты сторон с печатями и подписями уполномоченных лиц

Приложения

· протокол согласования договорной цены на научную (научно-техническую) продукцию

· календарный план работ

· техническое задание

Рис. 13.1. Содержание договора на выполнение научной (научно-технической) работы

Процесс внедрения научной продукции в производство включает следующие этапы:

Этап № 1. Сдача заказчику выполненной НИР, сопровождаемая оформлением акта приемки-сдачи научной (научно-технической) продукции.

В составлении акта приемки-сдачи принимает участие приемоч­ная комиссия, состоящая из представителей исполнителя и заказчика. В акте указываются сроки выполнения работ, сметные и фактические затраты, данные об исполнителях, перечень публикаций и патентов по итогам выполненной работы, а также сведения об апробации результа­тов. В постановочной части акта отмечается факт завершения научно-исследовательской работы и оформляется решение относительно внедрения научной продукции (указывается место внедрения, сроки и ожидаемый экономический эффект).

Этап № 2. Опытное испытание, то есть проверка результатов НИР в производственных условиях.

Результаты опытных испытаний оформляются протоколом. В слу­чае выявления недоработок, исполнитель исправляет их в согласован­ные с заказчиком сроки.

Этап № 3. Устранение организацией-исполнителем недоработок, выявленных в ходе опытного испытания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: