Диагностика кризисов в процессе управления предприятием

Диагностика – определение состояния объекта, предмета, явления или процесса управления посредством реализации комплекса исследовательских процедур, выявление в них слабых звеньев и «узких мест».

Диагностика – это не одноразовый акт, а процесс, который осуществляется во времени и пространстве. Задачи диагностики кризисного предприятия заключаются в определении мер, направленных на отлаживание работы всех составляющих элементов его функционирования.

Диагностика – это исследовательский процесс, который – во-первых – должен быть аутентичным, т.е. основанным на первичной достоверной информации, а во-вторых – объективным и точным.

Если объектом диагностики является проблемное предприятие, то она опирается на основные технико-экономические показатели, применяемые в его бухгалтерском учете.

Неплатежеспособности предприятия соответствует неудовлетворительная структура его баланса.

Существующая официальная процедура диагностики кризисного состояния предприятия предусматривает определение четырех коэффициентов:

- коэффициента текущей ликвидности КТЛ;

- коэффициента обеспеченности собственными средствами КОСС;

- коэффициента восстановления платежеспособности предприятия КВП;

- коэффициента утраты платежеспособности предприятия КУП.

КТЛ характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными и денежными средствами для ведения хозяйственной деятельности, своевременности погашения его срочных обязательств:

2А + 3А

КТЛ =----------------------- ------------------------------

2П – (стр.500+510+730+735+740)

где: 2А и 3А – сумма «итого 2 и 3 разделов актива»;

2П – сумма «итого 2 раздела пассива».

КОСС характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости:

1П – 1А

КОСС = --------------------------------------

2А + 3А

Структура баланса предприятия неудовлетворительна, а предприятие неплатежеспособно, если:

КТЛ < 2

КОСС < 0,1

Коэффициент восстановления платежеспособности определяется как отношение расчетного КТЛ к его установленному значению. Расчетный КТЛ определяется как сумма фактического значения КТЛ на конец отчетного периода и изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на период восстановления платежеспособности, установленный равным 6 месяцам.

КТЛ + 6/Т (КТЛ – КТЛН)

КВП = -----------------------------------------

где: КТЛ – фактическое значение (в конце отчетного периода) коэффициента текущей ликвидности;

КТЛН – значение коэффициента текущей ликвидности в начале отчетного периода;

2 – нормативное значение коэффициента текущей ликвидности;

Т – отчетный период (3, 6, 9 или 12 месяцев);

6 – период восстановления платежеспособности (месяцев).

Если КВП > 1, это значит, что у предприятия есть реальная возможность восстановить свою платежеспособность, если КВП < 1, такой возможности нет.

При значении КВП < 1 определяется коэффициент утраты платежеспособности по формуле:

КТЛ + 3/Т (КТЛ – КТЛН)

КУП = ----------------------------------------

где 3 – период утраты платежеспособности предприятием (месяцы).

Если КУП > 1, это свидетельствует о наличии реальной возможности предприятия не утратить платежеспособность.

Если КУП < 1, предприятию грозит утрата платежеспособности.

Преодоление кризисного состояния требует разработки и применения специальных методов антикризисного управления предприятием.

Реализацией этих методов занимаются антикризисные управляющие (менеджеры). Их задача состоит в том, что предполагаемое банкротство диагностируется на ранних стадиях его возникновения. Если меры антикризисного управления не выводят предприятие из кризиса и не способствуют его финансовому оздоровлению, оно в добровольном или принудительном порядке прекращает свою деятельность и начинает ликвидационные процедуры.


Роль и значение инноваций
в антикризисном управлении

Современная концепция теории инновации включает такие понятия как «жизненный цикл продукции» и «жизненный цикл технологии производства». Инновационный процесс, являясь частью жизненного цикла продукции, включает различные стадии – начиная от исследования и разработки новой технической идеи, технологии и заканчивая доведением её до промышленного внедрения, получения нового продукта и его коммерциализации. Заключительный этап инновационного процесса, связанный с освоением масштабного производства новой продукции, требует реконструкции производственных мощностей, совершенствования технологии, подготовки персонала, рекламной деятельности и т.д.

В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, которое сопровождается сокращением сроков действия конкурентных преимуществ, инновационность становится ключевым фактором успеха, если не единственным средством выживания. А стратегическое управление нововведениями – важнейшей задачей антикризисной политики предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: