double arrow

Это положение обязывает каждого совершеннолетнего и разумного мусульманина верить в Имена и Атрибуты Всевышнего,

Которые упомянуты в Книге Аллаха и Сунне Его Посланника. Причём понимать их он должен в соответствии с их значением в арабском языке, то есть в прямом, очевидном смысле. Мусульманин не имеет права отрицать их полностью или частично или искажать их истинный, очевидный смысл посредством различных толкований.

Что же касается третьего положения, то оно обязывает каждого совершеннолетнего и разумного раба Всевышнего верить в Имена и Атрибуты Аллаха, упомянутые в Коране и Сунне, не спрашивая при этом об их истинной сущности, не пытаясь докопаться до их истинного смысла. Это потому, что знание истинной сути определённого качества возможно лишь в том случае, если мы знаем в точности, что представляет собой сущность, которой это качество присуще. Ведь качество не всегда одинаково — даже при одинаковом названии оно может иметь различную природу и выражение в зависимости от объекта, которому оно присуще. А когда речь идёт о Сущности Аллаха, мы не спрашиваем: «каким образом?», ибо она для нас — тайна, и нам не дано знать, что она представляет собой на самом деле. Точно так же и Атрибуты Аллаха — мы не задаём вопрос: «каким образом?» и не пытаемся постичь или представить себе это.

(Мухаммад аль-Амин аш-Шанкыты. Манхадж ва дирасат ли-аят аль- асма' ва ас-сыфат. С. 25; Ар-равдат ан-надийя. С. 23, 28.).

От многих из наших праведных предшественников передаётся, что они, отвечая на вопрос о том, как именно возвысился Всевышний Аллах над Троном, говорили:

«Возвышение известно, каким образом — неизвестно, вера в него обязательна, а вопрос о нём — нововведение»

Ар-равдат ан-надийя. С. 29.

То есть наши праведные предшественники были согласны в том, что мы не можем постичь истинный смысл этого, а вопрос об этом — нововведение.

И если кто-то спросит нас: «Как нисходит наш Господь к нижнему небу?» — мы скажем в ответ: «А каков Он Сам?» Этот человек скажет: «Я не знаю Его истинной сущности». Тогда мы скажем ему: «Точно так же мы не знаем того, как именно нисходит Он к нижнему небу». И это вполне естественно, ведь, чтобы понять и постичь определённое качество, необходимо понять и постичь сущность объекта, которому данное качество присуще, ибо качество следует за сущностью и зависит от неё. Так как же ты спрашиваешь нас о том, каким образом Всевышний Аллах слышит, видит и говорит, а также о Его возвышении над Троном и нисхождении к нижнему небу, если ты не можешь постичь Его Сущность, и она для тебя — тайна? Если ты признаёшь, что Аллах - реальность, и что Он обладает совершенными Качествами, и Он не подобен никому и ничему, то ведь Его Слух, Зрение и Речь, а также Его Нисхождение и Возвышение — это тоже реальность, и они — совершенны, а значит, не подобны слуху, зрению, словам, нисхождению и возвышению творений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: