Аль-Куртуби. Ат-тафсир. Т. 16. С. 9

Человек инстинктивно, благодаря своей изначальной естественной природе, верит в эту элементарную истину. Творения, конечно же, не могут быть такими же, как Тот, Кто сотворил их

В это положение входит вера в то, что Аллаху не присущи качества, противоречащие тем описаниям, которые Он дал Себе

Сам, или тем, которые дал Ему Его Посланник. Таухид Имён и Атрибутов Аллаха обязывает мусульманина верить в то, что у Аллаха нет и не может быть супруги, сотоварища, равного, помощника и того, кто заступается перед Ним, защищает или покровительствует без Его разрешения. Мусульманин также обязан верить в то, что Аллах не спит, не устаёт, не умирает, от Его знания ничто не может ускользнуть, Он не притесняет никого, не поступает ни с кем несправедливо, ничто не ускользает от Его внимания, Он ничего не забывает, Им не овладевает дремота, Он беспристрастен. Иными словами, Он свободен от любых недостатков. Что же касается второго положения, то оно обязывает нас ограничиваться признанием лишь тех Имён и Атрибутов, которые упомянуты в Коране или достоверной Сунне. Имена и Атрибуты Аллаха мы узнаём только из этих надёжных источников, и здесь нет места для мнений и самостоятельных суждений. Мы обязаны описывать Аллаха только так, как Он Сам описал Себя, или так, как описал Его Посланник, и называть Его только теми Именами, которыми Он Сам назвал Себя, или которыми назвал Его Посланник. Это потому, что Всевышний Аллах лучше знает о Себе, Своих Именах и Атрибутах, чем кто-либо другой.

Всевышний сказал: «Скажи: "Вы лучше знаете или же Аллах?"» (2:140). Он знает о Себе больше, чем кто бы то ни было, а Его посланники приходят к людям только с Истиной и говорят лишь то, что внушает им Всевышний в Откровении. Поэтому мы должны признавать или отрицать Имена и Атрибуты Аллаха, руководствуясь только тем, что сообщил нам об этом Всевышний или Его Посланник. Имам Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Аллаха можно описывать лишь посредством характеристик, которые дал Себе Он Сам или дал Ему Его Посланник, и мы не должны выходить за пределы сказанного в Коране и хадисах»

Ар-равдат ан-надийя. С. 22; Шарх аль-'акыдат аль-васатыйя. С. 21.э

Ну'айм ибн Хаммад, шейх аль-Бухари, сказал: «Кто уподобляет Аллаха Его творениям, тот неверующий, и кто отказывается верить в те описания, которые дал Себе Аллах или которые дал Ему Посланник, тот неверующий. В том, что касается описаний, данных Всевышним Самому Себе, или же тех, которые дал Ему Его Посланник, недопустимо уподобление»

Итхаф аль-каинат. С. 6; Мулла 'Али аль-Кари. Шарх. С. 15.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: