Когда кто-нибудь спрашивал их об Атрибутах и Именах Всевышнего, они лишь приводили ему доказательство наличия у

Всевышнего данного Атрибута или Имени и воздерживались от дальнейших рассуждений на эту тему, говоря: "Аллах сказал так, а остальное нам неизвестно, и мы не строим предположений и не говорим о том, о чём у нас нет знания, и Аллах не разрешил нам выходить за пределы этого". А если задавший вопрос настаивал на том, чтобы они сказали ему больше, они предостерегали его от занятия тем, что его не касается. Они старались удержать любопытного от попыток узнать то, что узнать невозможно, и что в то же время может привести к нововведениям, противоречащим тому, чего придерживались они, и что они запомнили от Посланника Аллаха, и что сподвижники передали заставшему их поколению, а те, в свою очередь, передали это знание дальше. В эти благословенные века между мусульманами не существовало разногласий в том, что касается Имён и Атрибутов Всевышнего. Все они шли одним путём и были заняты исполнением велений Всевышнего и обязанностей, которые Он возложил на них: они верили в Аллаха, совершали молитву, выплачивали закят, постились, совершали хадж, сражались на пути Аллаха, расходовали своё имущество на разные благие дела и занимались поиском полезных знаний. Они побуждали людей к совершению благих дел, старались уберечься от Огня и оказаться в числе спасённых, то есть обитателей Рая. Они побуждали людей к одобряемому исламом и удерживали их от всего порицаемого. Они пресекали любую несправедливость и притеснение по мере своих возможностей и сил и не занимались тем, чем Аллах не обязал их заниматься, и не старались узнать то, что Аллах не обязал их знать. Тогда религия была чистой, не загрязнённой никакими нововведениями»

Аш-Шаукани. Ат-тухаф фи мазахиб ас-саляф. С. 7.

Виды Атрибутов Всевышнего Аллаха.

Атрибуты (ИЛИ Качества) Всевышнего Аллаха, упомянутые в Коране и Сунне, можно разделить на два вида (Аль-ас'иля ва аль-аджвиба. С. 48; Шарх аль-фикх аль-акбар. С. 15.): относящиеся к Сущности Аллаха (сыфат затийя) и представляющие собой действия (сыфат фи'лийя).

Первый вид — это неотъемлемые свойства Аллаха, неотделимые от Него. Например, Собственная личность (нафс), Знание, Жизнь,Могущество, Слух, Зрение, Лик, Слова (способность говорить), Изначальность, Владычество, Величие, Гордость, Возвышенность, Самодостаточность и Милосердие. К этому виду относятся все Качества, которые неотъемлемы, неотделимы от Сущности Всевышнего Аллаха.Что же касается второго вида — действий — то они связаны с Волей Аллаха и Его Могуществом. Это, например, возвышение Аллаха над Троном, Его нисхождение к нижнему небу, Его пришествие в Судный день, Смех, Довольство, Любовь, Ненависть, Гнев, Радость, Хитрость и так далее. Мы обязаны верить во все Атрибуты (Качества) Аллаха, к какому бы виду они ни относились, причём принимать их такими, какие они есть, и помнить о совершенстве Всевышнего. То есть мы должны понимать их в прямом, очевидном смысле, без уподобления, отрицания, искажения и попыток постичь их истинную сущность. И нам следует говорить то, что говорил имам аш-Шафи'и: «Я уверовал в Аллаха и в то, что пришло от Аллаха, в соответствии с тем, что желал сказать этим Сам Аллах, и я уверовал в Посланника Аллаx a то, что пришло от Посланника, в соответствии с тем, что имел в виду он сам»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: