Ар-равдат ан-надийя. С. 34

Поэтому мусульманин должен избегать следующих действий, которые нарушают таухид Божественности: уподобления

(ташбих), искажения (тахриф), отрицания (та'тылъ) иопределения (такйиф).

Ташбих — уподобление качества Творца одноимённым качествам творений. Например, христиане уподобляют Всевышнему Аллаху 'Ису (Иисуса), иудеи — 'Узейра (Ездру), а язычники — своих идолов. Сюда же относится уподобление некоторыми группами людей Лика Аллаха ликам творений, Его слуха — слуху творений, и так далее. Абду-ль-Азиз Мухаммад ас-Сальман. Аль-ас'иля ва аль-аджвиба.

С. 31; Ар-равдат ан-надийя. С. 35.

Тахриф — подмена и искажение Имени или Атрибута Аллаха, при котором добавляется или отнимается буква либо изменяется порядок букв, составляющих данное слово, изменяется огласовка в арабском слове или же искажается его смысл (некоторые приверженцы нововведений назвали это «та'виль» — интерпретация). «Та'виль» — это искажение подлинного (языкового) значения слова или фразы. Например, некоторые исказили смысл Слов Всевышнего: «А Аллах говорил с Мусой разговором», превратив их путём изменения огласовки в такую фразу: «А Муса говорил с Аллахом разговором». Они сделали это из желания доказать, что среди качеств Аллаха нет способности говорить: то есть Муса говорил с Аллахом, а не Аллах говорил с Мусой.

Та'тыль — отрицание Божественных Атрибутов и неверие в то, что Аллаху изначально присущи эти качества. Так, например, отрицанием Его Имён и Атрибутов отвергается Совершенство Аллаха, а отказом от поклонения Ему отрицается зависимость от Него (то есть то, что Он — Господь. — Ред.). Ещё один пример — когда о Его творениях говорят, что они не были сотворены Им, а существуют изначально, то есть отрицается то, что Аллах — Создатель.

Такйиф — определение истинной сущности Имён и Атрибутов Всевышнего и рассуждение о том, как именно происходит нечто, связанное с Аллахом, или что именно представляют собой Его Имена и Атрибуты.

Такой подход к Именам и Атрибутам Аллаха — то есть вера в те Имена и Атрибуты, которые упомянуты в Коране и Сунне, без уподобления, искажения и попыток проникнуть в их истинную сущность — это подход наших праведных предшественников из числа сподвижников, заставшего их поколения и их последователей. Аш-Шаукани сказал: «Мазхаб наших праведных предшественников из числа сподвижников (да будет доволен ими Аллах), поколения, заставшего их, и последующих поколений — это принятие Атрибутов Всевышнего без искажения, необоснованных, произвольных толкований, уподобления и отрицания, к которым в большинстве случаев приводят эти бездоказательные толкования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: