Раздел П. Микроэкономика

Глава 3. Основы деятельности фирмы

Место фирмы в рыночной экономике

Фирма - институциональное образование, один из субъектов рыночной экономики. Фирма - это организация, осуществляющая свою деятельность по производству товаров с целью получения прибыли. Следует отметить, что прибыль является основной, но не единственной целью деятельности фирмы. В отличие от рынка, для фирмы характерна планомерная форма организации экономической деятельности. Планомерный порядок предполагает создание иерархических систем, в которых все ключевые вопросы решаются собственниками. Основными признаками любой фирмы являются: экономически обособленный кругооборот и особая комбинация ресурсов. Каждая фирма одновременно осуществляет три вида деятельности: финансовую, коммерческо-сбытовую и собственно производственную. Во всех видах своей деятельности фирма рискует. Базовый признак деятельности фирмы ‑ действовать на пересечении трёх зон риска: риска не найти финансовых средств на ведение дела, риска не найти ресурса, риска не продать готовую продукцию. Функции фирмы многообразны: потреблять ресурсы и производить товары; осуществлять организацию производства; получать и распределять прибыль; заниматься инвестированием. Поведение фирмы во многом зависит от состояния внутренней среды (целей, мощностей, ресурсов, организационной структуры фирмы), промежуточной среды (контрагентов, конкурентов, бирж, банковской системы, профессиональных союзов, союзов предпринимателей, обществ потребителей), внешней среды (состояния экономики, правового обеспечения рыночной деятельности, политики правительства, технологий, социо-культурной среды, демографии и экологии).

Если фирма в своей деятельности в первую очередь обращает внимание на состояние внутренней среды - такую фирму называют закрытой системой. Подобный стиль поведения характерен для фирм, занимающихся массовым производством. Для фирмы ‑ открытой системы почти одинаковое значение имеют все три среды.

Существует множество признаков, по которым можно классифицировать фирмы. Например, по экономическим функциям (производственная, сбытовая); в зависимости от внутренней структуры (концерн, картель, холдинг); по размерам предприятий (крупные, средние, мелкие); по организационно-правовому признаку. Рассмотрим последнюю классификацию подробнее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: