double arrow

Производство экономических благ

Теория производства и затрат (издержек) является центральной в экономическом управлении фирмой. Производство - основная область деятельности фирмы. Взаимосвязь между ресурсами (факторами производства), которые использует фирма, производственным процессом и итоговым выходом продукции описывается производственной функцией.

Производственная функция это функция, независимые переменные которой принимают значения объемов используемых ресурсов (факторов производства), а зависимая ‑ значения объемов выпускаемой продукции. Производственная функция показывает максимальный выпуск продукции, который фирма может произвести при различных вариантах использования ресурсов (факторов производства). Исходя из определения, можно вывести множество производственных функций по одной для каждого производимого товара или для каждой фирмы. В некоторых высокотехнологичных отраслях производственные функции быстро устаревают. Тем не менее, экономисты считают, что производственные функции полезны для анализа, планирования и оценки производственного потенциала фирмы.

Исследуя экономическую деятельность фирмы при помощи производственной функции, предположим сначала, что лишь один ресурс (фактор производства) является переменным (F), а все остальные ‑ постоянными. Для того, чтобы отразить влияние переменного фактора производство, введем понятие совокупного (общего), среднего и предельного продукта. Совокупный продукт (ТР) ‑ это общее количество продукта, произведенного с использованием переменного фактора. Средний продукт (АР) ‑ определяется как отношение общего продукта к количеству переменного фактора (ресурса). АР = ТР:F. Предельный продукт ресурса (фактора производства) (МР) ‑ прирост общего (совокупного) продукта (ТР), полученной вследствие применения дополнительной единицы переменного ресурса (F) при неизменном количестве остальных ресурсов. МР = ΔТР: ΔF. Возможности увеличения совокупного продукта (ТР) с ростом использования одного переменного фактора (F) небезграничны и описываются законом убывающей отдачи (убывающей предельной производительности). Этот закон гласит, что предельный продукт для каждой единицы фактора производства (МР) убывает по мере увеличения количества этого фактора при постоянном количестве других факторов.

На производство и издержки большое влияние оказывает фактор времени. Чтобы учесть это влияние различают короткий (краткосрочный) и длительный (долгосрочный) период. Короткий период отрезок времени, в течение которого фирма может изменить количество используемого сырья и трудовых ресурсов, но не способна изменить производственные мощности (капитал). Таким образом, в краткосрочном периоде одна часть ресурсов фирмы является переменной, другая часть ‑ постоянной, соответственно ‑ одна часть издержек образует переменные издержки, другая ‑ постоянные. Длительный период функционирования фирмы ‑ отрезок времени, достаточный для изменения количества всех применяемых ресурсов (факторов производства), в том числе и капитала. Следовательно, в длительном периоде все ресурсы (а также издержки) являются переменными, то есть постоянных ресурсов и издержек нет.

Анализ долгосрочной стратегии фирмы предполагает выбор оптимального масштаба или размера деятельности фирмы. Решению проблемы помогает исследование эффекта масштаба производства. Неизменный эффект от масштаба означает, что выпуск продукции увеличивается в той же мере, в какой прирастают используемые ресурсы (факторы производства). В этом случае безразлично, будет ли работать одно крупное предприятие или вместо него будет создано несколько мелких. Убывающий эффект от масштаба производства будет иметь место, если прирост ресурсов приводит ко все меньшим приростам объема выпуска. При убывающей отдаче от масштаба невыгодно создавать крупное производство. При положительном эффекте от масштаба прирост ресурсов приводит к большему приросту объема выпуска. Здесь уместно создание крупного производства. При этом не следует забывать, что тенденция возрастающего эффекта от масштаба рано или поздно превращается в постоянную, а затем и в убывающую.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: