double arrow

Совершенная конкуренция. Исследуя поведение фирмы, мы предполагаем, что основной задачей фирмы является максимизация прибыли

Исследуя поведение фирмы, мы предполагаем, что основной задачей фирмы является максимизация прибыли. Известно, что в условиях совершенной конкуренции цена (Р, рис.21) всех единиц реализованной продукции одинакова и не меняется с увеличением объема продаж. Из этого следует, что Р = AR = MR. Поскольку в условиях совершенной конкуренции спрос на продукцию фирмы (D) будет совершенно эластичным, то кривая спроса совпадет с линией цены фирмы и графиком предельного и среднего дохода. В этом случае фирма будет получать прибыль, производя объемы между Q1 и О3. А общим условием максимизации прибыли является равенство: MR = МС, в ситуации, когда МС возрастают. Правилом минимизации убытков является равенство: Р = min AC = MR, так как в этом случае фирма только окупает общие затраты, работая без прибыли, без убытка.

Рис.21. Определение точки максимизации прибыли конкурентной фирмы через предельные и средние величины.

Фирма: условия равновесия. Равновесие фирмы-совершенного конкурента в коротком (краткосрочном) периоде достигается в случае, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR = МС). В любых других случаях производство убыточно и поэтому нецелесообразно. В условиях краткосрочного равновесия можно выделить четыре типа фирм (рис.22-25). Фирма, способная возместить лишь средние переменные издержки (AVC = Р) называется предельной фирмой (рис.22). Если цена повысится, фирма может возместить не только текущие (AVC), но и все издержки (Р = АС), то есть получит нормальную прибыль и превратится в допредельную фирму с нормальной прибылью (рис.24).

Рис.22. Предельная фирма. Рис.23. Запредельная фирма.
Рис.24. Допредельная фирма с нормальной прибылью. Рис.25. Допредельная фирма со сверхприбылью.

Если же цена превышает все издержки (Р > АС), то мы имеем дело с допредельной фирмой со сверхприбылью (рис.25). В случае снижения цены фирма становится неконкурентоспособной, поскольку не возмещает даже текущих издержек (Р < AVC) и вынуждена покинуть отрасль, оказавшись за ее пределами (запредельная фирма, рис.23).

Равновесие фирмы-совершенного конкурента в долгосрочном (длительном) периоде. В длительном периоде ни одна фирма не может обладать преимуществами, так как свободная конкуренция, открытый вход и выход на рынок позволяют фирмам принимать любые, выгодные для них решения. Следовательно, цена не упадет ниже точки закрытия и не превысит долгосрочных средних издержек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: