ГЛАВА 1. 7 страница

Два по­след­ние ви­да аль­тру­из­ма не так силь­но раз­ви­ты, как ос­таль­ные. По­это­му они срав­ни­тель­но лег­ко по­дав­ля­ют­ся лю­бы­ми эгои­сти­че­ски­ми ин­стинк­тив­ны­ми про­грам­ма­ми. Но­ва­тор­ская ге­ни­аль­ная идея Ии­су­са из На­за­ре­та со­стоя­ла в том, что­бы раз­вить имен­но эти два ин­стинк­та и с их по­мо­щью ней­тра­ли­зо­вать эгои­сти­че­ские ин­стинк­ты, сни­жаю­щие эф­фек­тив­ность со­циу­ма. Он на­зы­вал их «лю­бовь к ближ­не­му». В чис­ло «ближ­них» он, как из­вест­но, вклю­чал и вра­гов. «Воз­лю­би­те вра­гов сво­их» и т.д.

2.10 Во­жак и со­ци­ум.

Кто спо­со­бен управ­лять жен­щи­ной, Спо­со­бен управ­лять го­су­дар­ст­вом.

Оно­ре де Баль­зак

Мы ви­дим, что власть ме­ня­ет лю­дей. Лю­ди, под­няв­шие­ся на са­мую вер­ши­ну да­же не­боль­шой ие­рар­хи­че­ской пи­ра­мид­ки, ста­но­вят­ся ины­ми. Они ина­че от­но­сят­ся к преж­не­му ок­ру­же­нию, за­бра­сы­ва­ют ста­рых зна­ко­мых, у них об­на­ру­жи­ва­ют­ся ка­че­ст­ва, чер­ты ха­рак­те­ра, ко­то­рые мы не за­ме­ча­ли рань­ше. Мы счи­та­ем, что власть их ис­пор­ти­ла и раз­вра­ти­ла. Это не со­всем так.

Ие­рар­хи­че­ский ин­стинкт при­во­дит пси­хи­ку че­ло­ве­ка в со­от­вет­ст­вие с его по­зи­ци­ей в ие­рар­хии. Мы го­во­ри­ли об этом рань­ше. Функ­ция управ­ле­ния груп­пой не мо­жет быть не за­ло­же­на в на­бо­ре ин­стинк­тов ка­ж­дой осо­би. Прав­да, в раз­лич­ной сте­пе­ни. Ес­ли особь на­хо­дит­ся на ниж­них уров­нях ие­рар­хи­че­ской пи­ра­ми­ды, то функ­ция ру­ко­во­дства не вос­тре­бо­ва­на, ин­стинкт дрем­лет, ин­ди­вид об­ла­да­ет ка­че­ст­ва­ми низ­ко­ран­го­во­го. Но как толь­ко его по­зи­ция в ие­рар­хии из­ме­ня­ет­ся, на­бор ка­честв из­ме­ня­ет­ся на ха­рак­тер­ный для вы­со­ко­ран­го­во­го. Про­ще все­го та­кую ме­та­мор­фо­зу на­блю­дать в ар­мей­ских час­тях в ус­ло­ви­ях «де­дов­щи­ны» во вре­мя при­зы­ва. По­ко­ле­ние «ста­ро­слу­жа­щих», сред­не­ран­го­вых и да­же вы­со­ко­ран­го­вых ра­бо­вла­дель­цев де­мо­би­ли­зу­ет­ся. Ос­во­бо­див­шие­ся верх­ние по­зи­ции в стад­ной ие­рар­хии тут же за­ни­ма­ют вче­раш­ние низ­ко­ран­го­вые ра­бы млад­ше­го при­зы­ва и прак­ти­че­ски мгно­вен­но ста­но­вят­ся та­ки­ми же жес­то­ки­ми сред­не­ран­го­вы­ми до­ми­ни­рую­щи­ми ра­бо­вла­дель­ца­ми, уг­не­тая но­вое по­ко­ле­ние при­зыв­ни­ков. В те­че­ние не­де­ли са­мо­ощу­ще­ние и по­ве­де­ние лю­дей из­ме­ня­ет­ся пол­но­стью. Про­сто вы­клю­ча­ет­ся од­на ин­стинк­тив­ная про­грам­ма и вклю­ча­ет­ся дру­гая.

А как толь­ко ин­ди­вид под­ни­ма­ет­ся на са­мый верх­ний уро­вень ие­рар­хии, за­ни­ма­ет ме­сто на вер­ши­не, то есть имен­но но­си­те­ля вер­хов­ной вла­сти (ца­ря, ко­ро­ля, хо­зяи­на фир­мы), а не пе­ре­дат­чи­ка вла­сти (ми­ни­ст­ра, на­чаль­ни­ка), про­ис­хо­дит еще од­на ме­та­мор­фо­за. У не­го вклю­ча­ет­ся ин­стинкт во­жа­ка. Он ста­но­вит­ся иным су­ще­ст­вом. Он чув­ст­ву­ет свою пи­ра­ми­ду, лю­дей, ко­то­рые ее со­став­ля­ют, их жизнь, ин­три­ги, от­но­ше­ния, мыс­ли, по­ступ­ки, а так­же ма­те­ри­аль­ные и фи­нан­со­вые струк­ту­ры пи­ра­ми­ды прак­ти­че­ски как про­дол­же­ние сво­его ор­га­низ­ма. И свою от­вет­ст­вен­ность пе­ред этой ча­стью се­бя. И ра­зу­ме­ет­ся, у во­жа­ка обо­ст­ря­ет­ся спо­соб­ность ма­ни­пу­ли­ро­вать, управ­лять людь­ми. А так­же при­ни­мать по­лез­ные для под­вла­ст­ной ему ие­рар­хии ре­ше­ния. Внеш­не все это мо­жет вы­гля­деть как сверх­ин­туи­ция, муд­рость и про­зор­ли­вость вла­сти­те­ля.

По­это­му в боль­шин­ст­ве че­ло­ве­че­ских куль­тур во все вре­ме­на при­сут­ст­ву­ет фи­гу­ра вер­хов­но­го вла­сти­те­ля. Царь, ко­роль, пре­зи­дент, пре­мьер и т.п. На ран­них ста­ди­ях раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ции в не слиш­ком круп­ных пи­ра­ми­даль­ных со­циу­мах от ин­стинк­та во­жа­ка бы­ло боль­ше поль­зы, чем вре­да от из­дер­жек аб­со­лю­тиз­ма. По­это­му на­вер­ху не­боль­шо­го пи­ра­ми­даль­но­го со­циу­ма вы­год­но бы­ло иметь не на­ме­ст­ни­ка-вре­мен­щи­ка, а имен­но ца­ря или ко­ро­ля, то есть хо­зяи­на, чув­ст­вую­ще­го лич­ную от­вет­ст­вен­ность за стра­ну, ко­то­рую он ос­та­вит сво­им де­тям в на­след­ст­во. Од­на­ко, ес­ли со­ци­ум очень ве­лик, то вер­хов­ный пра­ви­тель ста­но­вит­ся слиш­ком не­уяз­вим. И в слу­чае яв­ной не­аде­к­ват­но­сти дей­ст­вий вер­хов­но­го пра­ви­те­ля, сверг­нуть его (дру­ги­ми сло­ва­ми, за­ме­нить в ава­рий­ном ре­жи­ме) весь­ма за­труд­ни­тель­но. Кро­ме то­го, пра­ви­тель очень круп­но­го со­циу­ма час­то не в со­стоя­нии его кон­тро­ли­ро­вать. По­это­му у не­го не вклю­чен ин­стинкт во­жа­ка. И вот та­кой пра­ви­тель с от­клю­чен­ным ин­стинк­том во­жа­ка и ра­бо­таю­ши­ми ин­стинк­та­ми сред­не­ран­го­во­го, или да­же низ­ко­ран­го­во­го, ста­но­вит­ся ли­бо ти­ра­ном, ли­бо сат­ра­пом, ли­бо дес­по­том. Да еще и прак­ти­че­ски не­уяз­ви­мым при этом. Для со­циу­ма в це­лом это обыч­но име­ет ка­та­ст­ро­фи­че­ские по­след­ст­вия. При­ме­ры – Ка­ли­гу­ла, Не­рон, Мао, Ста­лин, Гит­лер и т.д. По­это­му в круп­ных со­вре­мен­ных со­циу­мах вер­хов­но­му вла­сти­те­лю до­ве­ря­ют толь­ко ис­пол­ни­тель­ную власть. И то не­на­дол­го. Де­нег - обыч­но не до­ве­ря­ют. Их де­лят пар­ла­мен­ты.

Ес­ли ин­стинкт во­жа­ка вклю­ча­ет­ся у ин­ди­ви­да уже на уров­не пе­ре­дат­чи­ка вла­сти, то мы го­во­рим, что у не­го "та­лант ру­ко­во­ди­те­ля".

Во­жак на­все­гда, не­об­ра­ти­мо ос­та­ет­ся иным. И сво­им сре­ди сво­их бу­дет толь­ко в сре­де та­ких же, как он. Ца­рей пи­ра­ми­док и пи­ра­мид. И внут­ри чу­жой пи­ра­мид­ки бу­дет уже не на сво­ем мес­те. Ли­бо своя пи­ра­мид­ка, пусть да­же не­боль­шая, ли­бо оди­ноч­ка. По­это­му те, кто не зна­ет, что та­кое ин­стинкт во­жа­ка, го­во­рят, что власть слад­ка, что она за­тя­ги­ва­ет.

Пи­ра­ми­даль­ная ие­рар­хия сам­цов дер­жит­ся на сис­те­ме под­чи­нен­но­сти. На стра­хе (ви­де­ние опас­но­сти, ис­хо­дя­щей от со­пер­ни­ка), ува­же­нии (при­зна­ние по­ло­же­ния выс­ше­го или рав­но­го сам­ца в ие­рар­хии) и кон­фликт­но­сти (аг­рес­сив­но­сти). Со­об­ще­ст­во са­мок дер­жит­ся на вза­им­ном ма­ни­пу­ли­ро­ва­нии. По­это­му во­жак, что­бы не те­рять кон­троль над си­туа­ци­ей, сам яв­ля­ет­ся не­пло­хим ин­стинк­тив­ным ма­ни­пу­ля­то­ром. Кста­ти, на спо­соб­ность муж­чи­ны ма­ни­пу­ли­ро­вать жен­щи­ны реа­ги­ру­ют од­но­знач­но как на при­знак вы­со­ко­ран­го­во­го сам­ца, во­жа­ка. Ин­стинкт сам­ки сра­ба­ты­ва­ет чет­ко: «Раз ма­ни­пу­ли­ру­ет, зна­чит - во­жак». По­это­му та­ких муж­чин жен­щи­ны лю­бят. И у жен­щин прак­ти­че­ски от­сут­ст­ву­ет им­му­ни­тет про­тив ма­ни­пу­ля­ций. Они лег­ко ло­вят­ся на соб­ст­вен­ные прие­мы. Это лег­ко объ­яс­ни­мо. Жен­ское со­об­ще­ст­во пле­ме­ни или стаи обя­за­тель­но долж­но кон­тро­ли­ро­вать­ся во­жа­ком. У во­жа­ка на­про­тив, есть им­му­ни­тет про­тив ма­ни­пу­ля­ций, так как его ре­ше­ния долж­ны быть мак­си­маль­но аде­к­ват­ны. Во­жак мыс­лит соб­ст­вен­ны­ми ин­те­ре­са­ми и ин­те­ре­са­ми его стаи. Жен­щи­ны мыс­лят соб­ст­вен­ны­ми ин­те­ре­са­ми и ин­те­ре­са­ми де­те­ны­шей. Сред­не­ран­го­вые и низ­ко­ран­го­вые муж­чи­ны мыс­лят на­вя­зан­ны­ми им схе­ма­ми. Что пол­но­стью со­от­вет­ст­ву­ет их вза­им­но­му по­ло­же­нию и взаи­мо­от­но­ше­ни­ям в ие­рар­хии.

В раз­ба­лан­си­ро­ван­ном, де­мо­ра­ли­зо­ван­ном со­циу­ме, муж­чи­на с ак­тив­ным ин­стинк­том во­жа­ка мо­жет стать ма­лень­ким ти­ра­ном у се­бя в се­мье и да­же жить за счет жен­щи­ны, па­ра­зи­ти­руя на ее люб­ви.

Ин­стинкт во­жа­ка не­раз­рыв­но свя­зан с ин­стинк­том тер­ри­то­рии. Са­мец без сво­ей тер­ри­то­рии, без кон­тро­ли­руе­мо­го им охот­ничь­е­го уча­ст­ка пол­но­цен­ным сам­цом не яв­ля­ет­ся. По­это­му ес­ли у муж­чи­ны есть пусть не­боль­шой, но соб­ст­вен­ный биз­нес, от­дель­ный дом или уча­сток зем­ли, то это вос­пи­ты­ва­ет в нем от­вет­ст­вен­ность и силь­но об­лег­ча­ет вклю­че­ние ин­стинк­та во­жа­ка. По­это­му же в об­ще­ст­вах, где муж­чи­на ли­шен ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти, ли­бо его соб­ст­вен­ность лег­ко от­ни­ма­ет­ся жен­щи­ной или го­су­дар­ст­вом, у муж­чи­ны ин­стинкт во­жа­ка не вклю­ча­ет­ся. На­при­мер, в Рос­сии, муж­чи­на на про­тя­же­нии сто­ле­тий ли­шен га­ран­тий прав соб­ст­вен­но­сти. По­это­му зна­чи­тель­ная часть муж­чин яв­ля­ют­ся сла­бы­ми, вя­лы­ми и без­от­вет­ст­вен­ны­ми. Ин­стинкт во­жа­ка в них за­бло­ки­ро­ван низ­ким фак­ти­че­ским ран­гом в ие­рар­хии. Ра­бо­та­ет на­бор ин­стинк­тов низ­ко­ран­го­во­го или сред­не­ран­го­во­го сам­ца. Как след­ст­вие, муж­чи­ны низ­ко це­нят свою жизнь, не сле­дят за здо­ровь­ем, пьют, бе­зы­ни­циа­тив­ны и да­же не до­жи­ва­ют в сред­нем до пен­си­он­но­го воз­рас­та.

Ес­ли ин­стинкт во­жа­ка вклю­ча­ет­ся слиш­ком ра­но, еще у ре­бен­ка, то этот ре­бе­нок ста­но­вит­ся «труд­ным». Лю­бое по­ку­ше­ние взрос­лых на его не­за­ви­си­мость вы­зо­вет кон­фликт. Он – во­жак, и ни­кто ему не указ. В шко­ле он со­бе­рет под со­бой стаю низ­ко­ран­го­вых вы­со­ко­при­ма­тив­ных де­тей и бу­дет в ней цар­ст­во­вать, пор­тя кровь пе­да­го­гам и ро­ди­те­лям. По­это­му в сба­лан­си­ро­ван­ных куль­ту­рах с деть­ми не за­иг­ры­ва­ют, а дер­жат их в стро­го­сти в са­мом ни­зу ие­рар­хии. Но по окон­ча­нии обу­че­ния и вос­пи­та­ния их пе­ре­во­дят в ие­рар­хию взрос­лых на по­зи­цию сред­не­ран­го­во­го. Со­циу­му край­не не­вы­год­но, что­бы член об­ще­ст­ва ос­тал­ся пас­сив­ным и без­от­вет­ст­вен­ным низ­ко­ран­го­вым. Эт­но­гра­фам из­вест­ны все­воз­мож­ные ри­туа­лы «по­свя­ще­ния в муж­чи­ны». Да, в об­щем, лю­бое по­вы­ше­ние че­ло­ве­ка в ие­рар­хии де­ла­ет­ся «тор­же­ст­вен­ным». То есть со­про­во­ж­да­ет­ся ри­туа­лом. С по­мо­щью ри­туа­ла по­вы­ша­ют са­мо­оцен­ку мо­ло­до­го че­ло­ве­ка и вклю­ча­ют блок ин­стинк­тов сред­не­ран­го­во­го. С при­су­щей это­му бло­ку от­вет­ст­вен­но­стью и ак­тив­но­стью. Те­перь пусть вклю­ча­ет­ся и ин­стинкт во­жа­ка, раз че­ло­век уже вос­пи­тан. По­лу­чит­ся от­лич­ный ру­ко­во­ди­тель. Толь­ко поль­за бу­дет.

2.11 Куль­тур­ная кор­рек­ция меж­по­ло­вых от­но­ше­ний.

Куль­ту­ра на­ча­лась с фи­го­во­го ли­ст­ка и кон­ча­ет­ся, ко­гда фи­го­вый лис­ток от­бро­шен.

Кри­сти­ан Фрид­рих Геб­бель

Че­ло­ве­че­ских эт­но­сов, как мы по­ни­ма­ем, все­гда бы­ло ве­ли­кое мно­же­ст­во, оби­та­ли они в раз­лич­ных ус­ло­ви­ях, и сле­до­ва­тель­но, ка­ж­дый раз­ви­вал­ся по сво­ему соб­ст­вен­но­му пу­ти. И путь этот за­ви­сел от иг­ры не­сколь­ких фак­то­ров, та­ких, как ге­но­тип, при­род­ные ус­ло­вия и ок­ру­же­ние дру­ги­ми эт­но­са­ми. Но ос­нов­ным фак­то­ром, ко­то­рый оп­ре­де­лял раз­ви­тие, яв­лял­ся куль­тур­но-ре­ли­ги­оз­ный ме­ха­низм ком­пен­са­ции жи­вот­ных ин­стинк­тов. Од­ни эт­но­сы с при­ми­тив­ной сис­те­мой ком­пен­са­ции бы­ст­ро раз­ви­ва­лись и бы­ст­ро ис­че­за­ли. Дру­гие, с бо­лее со­вер­шен­ной - об­ра­зо­вы­ва­ли мощ­ные го­су­дар­ст­ва, дос­ти­га­ли не­ви­дан­но­го мо­гу­ще­ст­ва, и то­же ис­че­за­ли, ко­гда об­ще­ст­во вы­рас­та­ло из сво­его ре­ли­ги­оз­но-куль­тур­но­го ком­пен­са­ци­он­но­го ме­ха­низ­ма как ре­бе­нок из ста­рых шта­ни­шек. Тре­тьи - дос­ти­га­ли оп­ре­де­лен­но­го уров­ня, ос­та­нав­ли­ва­лись в сво­ем раз­ви­тии и стаг­ни­ро­ва­ли ве­ка­ми без из­ме­не­ний. Чет­вер­тые - не раз­ви­ва­лись во­все и за­сты­ли в ви­де пер­во­быт­ных пле­мен, со­хра­нив­шись на тер­ри­то­ри­ях, на ко­то­рые не пре­тен­до­ва­ли бо­лее силь­ные на­ро­ды. Об­ра­зо­вав свое­об­раз­ный му­зей ту­пи­ко­вых бес­пер­спек­тив­ных куль­тур, где из­ред­ка мож­но от­ко­пать да­же та­кую эк­зо­ти­ку, как на­стоя­щие мат­ри­ар­халь­ные пле­ме­на. Л.Н.Гу­ми­лев опи­сы­ва­ет этот про­цесс в кни­ге «Рит­мы Ев­ра­зии». В ито­ге в ре­зуль­та­те ты­сяч лет ес­те­ст­вен­но­го от­бо­ра, иду­ще­го уже не столь­ко ме­ж­ду людь­ми, сколь­ко ме­ж­ду куль­тур­но-ре­ли­ги­оз­ны­ми ком­пен­са­ци­он­ны­ми ме­ха­низ­ма­ми со­циу­мов, на пла­не­те к на­стоя­ще­му вре­ме­ни сло­жи­лось мно­же­ст­во очень от­ли­чаю­щих­ся друг от дру­га куль­тур. Но лю­бая из них, как бы она ни пы­та­лась ком­пен­си­ро­вать жен­ское до­ми­ни­ро­ва­ние и унич­то­жить сек­су­аль­ный ры­нок, за­ни­ма­ет­ся пре­ж­де все­го об­слу­жи­ва­ни­ем по­ме­щен­ных в са­мое сыт­ное и безо­пас­ное ме­сто жен­щин и их де­то­род­ной функ­ции. Тут и бес­чис­лен­ные куль­ты жен­щи­ны-ма­те­ри, и куль­тур­ные тра­ди­ции, и ре­ли­ги­оз­ные та­бу, и за­ко­ны, и ме­ди­цин­ские, и со­ци­аль­ные пра­ви­тель­ст­вен­ные про­грам­мы за­щи­ты ма­те­рин­ст­ва, и сис­те­мы вос­пи­та­ния де­тей в ду­хе по­чи­та­ния и за­щи­ты жен­щин. Все слу­жит пре­ж­де все­го жен­щи­нам, их безо­пас­но­сти и бла­го­по­лу­чию. И уже по­том – бла­го­по­лу­чию их по­том­ст­ва. Та­ким об­ра­зом, в лю­бом об­ще­ст­ве, в лю­бой стра­не, что бы там ни бы­ло на­пи­са­но в ее свя­щен­ных кни­гах о гла­вен­ст­ве муж­чи­ны, а в кон­сти­ту­ции о рав­но­пра­вии гра­ж­дан, де-фак­то, жен­щи­на яв­ля­ет­ся са­мой при­ви­ле­ги­ро­ван­ной еди­ни­цей че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва. И ес­ли да­же муж­чи­на ей по за­ко­ну че­го-то не очень-то дол­жен как гра­ж­да­нин, то он обя­за­тель­но ей дол­жен го­раз­до боль­ше, чем она ему как муж­чи­на (за­бо­тить­ся), как во­ен­но­обя­зан­ный (за­щи­щать), как муж и отец де­тей (со­дер­жать). Все это за­кре­п­ле­но за­ко­на­ми, су­деб­ны­ми пре­це­ден­та­ми и куль­тур­ной тра­ди­ци­ей. Да­же то, что это за­час­тую про­ти­во­ре­чит прин­ци­пу рав­но­пра­вия и кон­сти­ту­ции, ни­ко­го не вол­ну­ет. Но что­бы не до­пус­тить ги­бель­но­го мат­ри­ар­ха­та, в ка­че­ст­ве про­ти­во­ве­са жен­ским при­ви­ле­ги­ям в сба­лан­си­ро­ван­ных об­ще­ст­вах муж­чи­нам обя­за­тель­но да­ны и не­ко­то­рые пре­иму­ще­ст­ва. Не­ко­то­рые до­пол­ни­тель­ные пра­ва. Рас­смот­рим не­ко­то­рые из них.

1. Фи­зи­че­ское воз­дей­ст­вие.

Ес­ли ес­те­ст­вен­ным био­ло­ги­че­ским пре­иму­ще­ст­вом жен­щи­ны яв­ля­ет­ся спо­соб­ность ма­ни­пу­ли­ро­вать муж­чи­ной, ис­поль­зуя пси­хо­ло­ги­че­ские прие­мы и свою сек­су­аль­ную при­вле­ка­тель­ность, то ес­те­ст­вен­ным пре­иму­ще­ст­вом муж­чи­ны яв­ля­ет­ся фи­зи­че­ская си­ла. В боль­шин­ст­ве сба­лан­си­ро­ван­ных куль­тур при­ме­не­ние муж­чи­ной к жен­щи­не фи­зи­че­ско­го воз­дей­ст­вия по­ощ­ря­ет­ся. На­при­мер, в пат­ри­ар­халь­ной рус­ской се­мье бы­ло при­ня­то «учить» же­ну. Да­же плет­ка спе­ци­аль­ная су­ще­ст­во­ва­ла, так и на­зы­ва­лась, «ду­ра». Од­на­ко, жен­ско­му до­ми­ни­ро­ва­нию не так про­сто бы­ло про­ти­во­сто­ять, и жен­щи­ны бы­ли не прочь сна­ча­ла под­чи­нив му­жа пси­хо­ло­ги­че­ски, са­ми за­тем при­ме­нять фи­зи­че­скую си­лу. И с этим нуж­но бы­ло бо­роть­ся. За­ни­ма­лась ре­гу­ли­ров­кой меж­по­ло­вых от­но­ше­ний, как и по­ло­же­но, цер­ковь. В Рос­сии еще в 12 ве­ке, ес­ли же­на би­ла му­жа, то на­ка­зы­ва­ли все рав­но му­жа. Ст.40 Ус­та­ва кня­зя Яро­сла­ва Муд­ро­го о цер­ков­ных су­дах гла­си­ла: "Аще же­на бьет му­жа, ми­тро­по­ли­ту 3 грив­ны". Учи­ты­вая, что грив­на - око­ло 200г. се­реб­ра, штраф ог­ром­ный.

Счи­та­лось, и не без ос­но­ва­ний, что би­тие ук­ре­п­ля­ет се­мью. Де­ло в том, что ин­стинкт сам­ки за­став­ля­ет жен­щи­ну по­сто­ян­но про­во­ци­ро­вать муж­чи­ну, то есть зон­ди­ро­вать на пси­хо­ло­ги­че­скую ус­той­чи­вость и од­но­вре­мен­но пы­тать­ся про­вес­ти ин­вер­сию до­ми­ни­ро­ва­ния. Ес­ли он сда­ет по­зи­ции, то ин­стинкт иден­ти­фи­ци­ру­ет муж­чи­ну как сла­бо­го не­жиз­не­спо­соб­но­го, сле­до­ва­тель­но, ге­не­ти­че­ски не­пол­но­цен­но­го сам­ца, от­клю­ча­ет лю­бовь и за­став­ля­ет ис­кать дру­го­го сам­ца-про­из­во­ди­те­ля. Ес­ли же муж­чи­на со­про­тив­ля­ет­ся, при­ме­няя в от­вет на пси­хо­ло­ги­че­скую про­во­ка­цию фи­зи­че­ское воз­дей­ст­вие, то са­моч­ный ин­стинкт жен­щи­ны иден­ти­фи­ци­ру­ет его как силь­но­го, ге­не­ти­че­ски пер­спек­тив­но­го сам­ца, от ко­то­ро­го нуж­но иметь по­том­ст­во. Так объ­яс­ня­ет­ся очень рас­про­стра­нен­ная в суп­ру­же­ских па­рах «па­ра­док­саль­ная» си­туа­ция, ко­гда муж бьет же­ну, а она его лю­бит.

"При­по­ми­ная этот слу­чай от­цу в Кие­ве, я спро­сил его, не­у­же­ли суп­ру­же­ская лю­бовь пре­ж­де вы­ра­жа­лась по­боя­ми?
— А как же ина­че? По­ду­май, от ко­го те­бе тя­же­лее не­при­ят­ность, от че­ло­ве­ка те­бе близ­ко­го или от по­сто­рон­не­го?
— Ко­неч­но, от близ­ко­го.
— На не­при­ят­ность от по­сто­рон­не­го я и вни­ма­ния не об­ра­щу, а огор­че­ние от близ­ко­го хва­та­ет за серд­це. А кто же мо­жет быть бли­же же­ны? Ес­ли я не об­ра­щаю вни­ма­ния на ос­лу­ша­ние или гру­бые сло­ва же­ны, зна­чит ме­ня не тро­га­ют ее не­при­лич­ные по­ступ­ки, зна­чит я имею к ней чув­ст­ва, как к чу­жо­му че­ло­ве­ку. Мы жи­ли по Пи­са­нию: Бог со­че­та­ет, че­ло­век не раз­лу­ча­ет. Же­на по­ви­ну­ет­ся сво­ему му­жу, а муж да лю­бит свою же­ну. Есть рус­ская по­сло­ви­ца — лю­би же­ну как ду­шу, а бей ее — как шу­бу. Муж гла­ва в до­ме, ему по­ви­ну­ют­ся все, то­гда толь­ко и по­ря­док. Так, бра­тец, жи­ли на­ши де­ды, так жи­ли и мы, и бы­ли сча­ст­ли­вы".

Сто­гов Э.И. За­пис­ки жан­дарм­ско­го штаб-офи­це­ра эпо­хи Ни­ко­лая I. - М.: Ин­д­рик, 2003.

2. Рег­ла­мен­та­ция от­но­ше­ний.

Бы­ла рас­про­стра­не­на так­же пря­мая рег­ла­мен­та­ция от­но­ше­ний. На­при­мер, куль­тур­ная тра­ди­ция оп­ре­де­ля­ла весь путь, весь ри­ту­ал об­ра­зо­ва­ния но­вой па­ры, вклю­чая вы­бор, сва­тов­ст­во, по­молв­ку, уха­жи­ва­ние и свадь­бу. А по­сле об­ра­зо­ва­ния па­ры зна­ме­ни­тый "До­мо­строй" или ана­ло­гич­ная ин­ст­рук­ция от­во­ди­ли жен­щи­не в про­из­вод­ст­вен­ной еди­ни­це сис­те­мы «се­мья» роль топ-ме­нед­же­ра в пре­де­лах до­маш­не­го хо­зяй­ст­ва, ты­ло­вой сфе­ры ком­пе­тен­ции и оп­ре­де­лял ее обя­зан­но­сти. Му­жу же пред­пи­сы­ва­лось вы­пол­нять внеш­ние функ­ции и при­во­дить ее дей­ст­вия в со­от­вет­ст­вие с об­щи­ми и стра­те­ги­че­ски­ми за­да­ча­ми се­мей­но­го про­из­вод­ст­ва. В на­ши дни та­ким об­ра­зом на пред­при­яти­ях со­став­ля­ют­ся долж­но­ст­ные ин­ст­рук­ции для топ ме­нед­же­ра. Вы­держ­ки из «До­мо­строя»:

«По­учать му­жу свою же­ну, как Бо­гу уго­дить и му­жу сво­ему уно­ро­вить, и как дом свой хо­ро­шо обу­строить, и всю до­маш­нюю ра­бо­ту, и ру­ко­де­лье вся­кое знать и слуг учить и са­мой де­лать.

По­до­ба­ет по­учить му­жу же­ну свою, с лю­бо­вью и бла­го­рас­суд­ным ука­за­ни­ем. Же­ны му­жей сво­их во­про­ша­ют о вся­ком бла­го­чи­нии как ду­шу спа­сти, Бо­гу и му­жу уго­дить, и дом свои хо­ро­шо обу­строить, и во всем ему по­ко­рять­ся, и что муж ука­жет то с лю­бо­вью при­ни­мать и тво­рить по его ука­за­нию. Пер­во-на­пер­во иметь страх Бо­жий и те­лес­ную чис­то­ту яко же ра­нее ука­за­но, вос­став с ло­жа сво­его сна­ча­ла очи­стив се­бя и мо­лит­ву со­вер­шив, жен­щи­нам и дев­кам де­ло ука­зать днев­ное, вся­ко­му ру­ко­де­лию. Что ра­бо­ты днев­ные еду ва­рить, и ко­му хле­бы печь сит­ные и ре­шет­ные, и са­ма бы зна­ла, как му­ку се­ять, как кваш­ню при­го­то­вить и за­ме­сить и хле­бы ва­лять и печь, и квас­ные и бу­хан­ки и вы­пек­лись, и ка­ла­чи и пи­ро­ги то­же. И сколь­ко му­ки возь­мут, и сколь­ко ис­пе­кут, и сколь­ко че­го по­лу­чит­ся из чет­вер­ти или из ось­ми­ны или из ре­ше­та, и сколь­ко вы­сев­ков, и сколь­ко ис­пе­кут ме­ру знать во всем. А еду мяс­ную и рыб­ную, и вся­кие пи­ро­ги и вся­кие бли­ны, и вся­кие ка­ши и ки­се­ли, и вся­кие при­спе­хи печь и ва­рить все бы са­ма го­су­да­ры­ня уме­ла, то­гда уме­ет и слуг нау­чить, и все са­ма зна­ет, а ко­ли хле­бы пе­кут, то­гда и пла­тья мо­ют. То­гда с од­ной топ­ки пе­чи и дро­вам не убы­точ­но, и при­гля­ды­вать как крас­ные ру­баш­ки мо­ют и луч­шие пла­тья, и сколь­ко мы­ла идет и зо­лы и на сколь­ко ру­ба­шек, и хо­ро­шо ли вы­мы­ты и про­па­ре­ны, и на­чис­то вы­по­лос­ка­ны и вы­су­ше­ны и сло­же­ны, и ска­тер­ти и уб­ру­сы и ши­рин­ки и ути­раль­ни­ки так­же. И все­му счет са­мой знать и от­дать и взять все спол­на, и бе­ло и чис­то. А вет­хое хо­ро­шо бы за­ши­то, оно си­рот­кам при­го­дит­ся. А ко­ли хле­бы пе­кут, то­го же тес­та ве­леть взять и пи­ро­гов на­де­лать а ко­ли пше­нич­ное пе­кут и се­мье из межь­сит­ки ве­леть пи­ро­гов сде­лать в ско­ром­ные дни ско­ром­ною на­чин­кою ка­кая слу­чит­ся а в по­ст­ные дни с ка­шею или с го­ро­хом или с со­ком, или ре­па или гри­бы или ры­жи­ки, или ка­пус­та что Бог по­шлет, бу­дет се­мье ра­дость. И вся­кую бы пи­щу и мяс­ную, и рыб­ную и вся­кую при­пра­ву ско­ром­ную и по­сную же­на са­ма бы зна­ла и уме­ла сде­лать и слуг нау­чить. (да­лее то же са­мое ка­са­тель­но из­го­тов­ле­ния на­пит­ков и оде­ж­ды) а са­ма бы го­су­да­ры­ня ина­че, как по при­чи­не бо­лез­ни без де­ла не бы­ла бы, ина­че и слу­ги на нее смот­ря по­ва­дят­ся. Муж ли при­дет, гос­тья ли обыч­ная при­дет, все­гда бы над ру­ко­де­ли­ем си­де­ла са­ма. Это и ей честь и сла­ва, и му­жу по­хва­ла. И что­бы ни­ко­гда слу­ги го­су­да­ры­ни не бу­ди­ли, а го­су­да­ры­ня бы слуг бу­ди­ла. А ло­жась спать по­сле ру­ко­де­лия, все­гда со­вер­ша­ла мо­ле­бен.»

То же са­мое по су­ти, но бо­лее со­вре­мен­ное из­да­ние. Жур­нал "До­маш­нее хо­зяй­ст­во" (США), 13 мая 1955 г. Ру­ко­во­дство для хо­ро­шей же­ны:
«* Дер­жи­те ужин на­го­то­ве. Спла­ни­руй­те за­ра­нее, да­же пре­ды­ду­щим ве­че­ром, при­го­то­вить вкус­ные блю­да к его при­хо­ду. Это про­де­мон­ст­ри­ру­ет то, что вы ду­мае­те о нем и бес­по­кои­тесь о его ну­ж­дах. Боль­шин­ст­во муж­чин го­лод­ны, ко­гда при­хо­дят до­мой и пер­спек­ти­ва хо­ро­ше­го ужи­на (осо­бен­но ес­ли это его лю­би­мое блю­до) - не­об­хо­ди­мая часть те­п­ло­го до­маш­не­го ую­та.
* При­го­товь­те се­бя. От­дох­ни­те 15 ми­нут, что­бы ос­ве­жить­ся к его при­хо­ду. Оп­равь­те оде­ж­ду, впле­ти­те лен­точ­ку в во­ло­сы: будь­те све­жи и ве­се­лы к его при­хо­ду.
* Будь­те ве­се­лым и ин­те­рес­ным со­бе­сед­ни­ком. Он ну­ж­да­ет­ся в подъ­е­ме на­строе­ния по­сле уто­ми­тель­но­го дня, и обя­зан­ность же­ны обес­пе­чить это.
* При­бе­ри­те до­ма. Обой­ди­те ком­на­ты пе­ред его при­хо­дом? убе­ди­тесь, что все чис­то.
* Убе­ри­те учеб­ни­ки, иг­руш­ки, га­зе­ты. Про­три­те сто­лы от пы­ли.
* В хо­лод­ные ме­ся­цы - раз­ве­ди­те огонь в ка­ми­не. Ваш муж по­чув­ст­ву­ет, что дос­тиг оа­зи­са от­ды­ха и по­ряд­ка, и воз­ра­ду­ет­ся. Кро­ме то­го, за­бо­та о его ком­фор­те дос­та­вит вам ог­ром­ное лич­ное удов­ле­тво­ре­ние.
* По­за­боть­тесь о де­тях. Ма­лень­ких де­тей умой­те и вы­мой­те им ру­ки, при­че­ши­те их и, ес­ли это нуж­но, пе­ре­одень­те. Де­ти - это ма­лень­кое со­кро­ви­ще, ему бу­дет при­ят­но уви­деть их в со­от­вет­ст­вую­щем ви­де. Со­блю­дай­те ти­ши­ну. К его при­хо­ду, вы­клю­чи­те мой­ку, су­шил­ку и пы­ле­сос. По­ста­рай­тесь убе­дить де­тей не шу­меть.
* Будь­те сча­ст­ли­вы ви­деть его.
* При­вет­ст­вуй­те его те­п­лой улыб­кой и по­ка­жи­те ис­крен­не же­ла­ние по­ра­до­вать его.
* Вы­слу­шай­те его. У вас мо­жет быть мно­го важ­но­го со­об­щить ему, но не де­лай­те это в мо­мент, ко­гда он вер­нул­ся. Дай­те сна­ча­ла вы­ска­зать­ся ему - пом­ни­те, его те­мы для раз­го­во­ра важ­нее ва­ших.
* Сде­лай­те этот ве­чер его ве­че­ром. Ни­ко­гда не жа­луй­тесь, ес­ли он при­шел позд­но, или ужи­нал и раз­вле­кал­ся без вас.
* Ва­ша за­да­ча: га­ран­ти­ро­вать, что дом - ме­сто спо­кой­ст­вия, по­ряд­ка и ми­ра, где ваш муж смо­жет вос­прять ду­хом и те­лом.
* Не вы­ва­ли­вай­те на не­го ва­ши жа­ло­бы и про­бле­мы.
* Не жа­луй­тесь, ес­ли он опо­здал на ужин или во­об­ще не при­шел но­че­вать.
* От­не­си­тесь к это­му, как к ме­ло­чи по срав­не­нию с тем, что он пе­ре­нес днем.
* Соз­дай­те ему ком­форт. Уса­ди­те его в удоб­ное крес­ло или уло­жи­те его на кро­вать.
* Имей­те на­го­то­ве про­хла­ди­тель­ный или те­п­лый на­пи­ток для не­го.
* По­правь­те ему по­ду­шеч­ку и пред­ло­жи­те снять его бо­тин­ки. Го­во­ри­те ти­хим, ус­по­каи­ваю­щим и при­ят­ным го­ло­сом.
* Не за­да­вай­те во­про­сов о его дей­ст­ви­ях и не со­мне­вай­тесь в его су­ж­де­ни­ях. Пом­ни­те, он - гла­ва се­мьи!»

А вот со­всем древ­ний текст. Прит­чи Со­ло­мо­на Гла­ва 31:

«Кто най­дет доб­ро­де­тель­ную же­ну? це­на ее вы­ше жем­чу­гов;

уве­ре­но в ней серд­це му­жа ее, и он не ос­та­нет­ся без при­быт­ка;

она воз­да­ет ему доб­ром, а не злом, во все дни жиз­ни сво­ей.

До­бы­ва­ет шерсть и лен, и с охо­тою ра­бо­та­ет свои­ми ру­ка­ми.

Она, как ку­пе­че­ские ко­раб­ли, из­да­ле­ка до­бы­ва­ет хлеб свой.

Она вста­ет еще но­чью и раз­да­ет пи­щу в до­ме сво­ем и уроч­ное слу­жан­кам сво­им.

За­ду­ма­ет она о по­ле, и при­об­ре­та­ет его; от пло­дов рук сво­их на­са­ж­да­ет ви­но­град­ник.

Пре­поя­сы­ва­ет си­лою чрес­ла свои и ук­ре­п­ля­ет мыш­цы свои.

Она чув­ст­ву­ет, что за­ня­тие ее хо­ро­шо, и — све­тиль­ник ее не гас­нет и но­чью.

Про­тя­ги­ва­ет ру­ки свои к прял­ке, и пер­сты ее бе­рут­ся за ве­ре­те­но.

Длань свою она от­кры­ва­ет бед­но­му, и ру­ку свою по­да­ет ну­ж­даю­ще­му­ся.

Не бо­ит­ся сту­жи для се­мьи сво­ей, по­то­му что вся се­мья ее оде­та в двой­ные оде­ж­ды.

Она де­ла­ет се­бе ков­ры; вис­сон и пур­пур — оде­ж­да ее.

Муж ее из­вес­тен у во­рот, ко­гда си­дит со ста­рей­ши­на­ми зем­ли.

Она де­ла­ет по­кры­ва­ла и про­да­ет, и поя­са дос­тав­ля­ет куп­цам Фи­ни­кий­ским.

Кре­пость и кра­со­та — оде­ж­да ее, и ве­се­ло смот­рит она на бу­ду­щее.

Ус­та свои от­кры­ва­ет с муд­ро­стью, и крот­кое на­став­ле­ние на язы­ке ее.

Она на­блю­да­ет за хо­зяй­ст­вом в до­ме сво­ем и не ест хле­ба празд­но­сти.

Вста­ют де­ти и уб­ла­жа­ют ее, — муж, и хва­лит ее:

"мно­го бы­ло жен доб­ро­де­тель­ных, но ты пре­взош­ла всех их".

Ми­ло­вид­ность об­ман­чи­ва и кра­со­та су­ет­на; но же­на, боя­щая­ся Гос­по­да, дос­той­на хва­лы.

Дай­те ей от пло­да рук ее, и да про­сла­вят ее у во­рот де­ла ее!»

Бо­го­бо­яз­нен­но­стью жен­щи­ны на­зы­ва­ет­ся ее спо­соб­ность про­ти­во­сто­ять сво­им жи­вот­ным ин­стинк­тив­ным же­ла­ни­ям. Вме­сто то­го, что­бы до­ми­ни­ро­вать, про­во­ци­ро­вать му­жа и ис­кать на сто­ро­не буй­но­го не­до­ум­ка осе­ме­ни­те­ля – быть парт­не­ром и со­рат­ни­ком му­жа в борь­бе за бла­го­по­лу­чие и дос­та­ток в се­мье и вос­пи­та­нии де­тей. Очень цен­ное ка­че­ст­во в лю­бой сба­лан­си­ро­ван­ной куль­ту­ре.

По­доб­ные до­ку­мен­ты, пред­пи­сы­ваю­щие муж­чи­не вы­пол­нять внеш­ние функ­ции до­быт­чи­ка и за­щит­ни­ка, а жен­щи­не – внут­рен­ние функ­ции ре­про­дук­ции и ты­ло­во­го обес­пе­че­ния се­мьи, мы на­хо­дим прак­ти­че­ски в лю­бой куль­ту­ре. Это про­сто от­ра­бо­тан­ная ты­ся­че­ле­тия­ми тех­но­ло­гия нор­маль­но­го су­ще­ст­во­ва­ния об­ще­ст­ва. А так­же тех­но­ло­гия мак­си­маль­но эф­фек­тив­но­го, со­от­вет­ст­вую­ще­го био­ло­ги­че­ским осо­бен­но­стям, су­ще­ст­во­ва­ния че­ло­ве­че­ской па­ры (см. рис.6). Долж­но­ст­ная ин­ст­рук­ция по взаи­мо­дей­ст­вию муж­чи­ны и жен­щи­ны как парт­не­ров по со­вме­ст­но­му биз­нес про­ек­ту «се­мья».

3.Сис­те­ма вос­пи­та­ния.

Раз­дель­ное вос­пи­та­ние де­тей, под­го­тов­ка их к вы­пол­не­нию их по­ло­ро­ле­вых функ­ций (см. рис.6) так­же яв­ля­лась ес­те­ст­вен­ным про­ти­во­ве­сом мат­ри­ар­ха­ту. Де­во­чек го­то­ви­ли к внут­рен­ней функ­ции. И ра­зу­ме­ет­ся, ес­те­ст­вен­ным, луч­шим ме­стом обу­че­ния яв­лял­ся соб­ст­вен­ный дом, где на при­ме­ре стар­ших жен­щин по­лу­ча­ла не­об­хо­ди­мые ей в бу­ду­щем на­вы­ки ве­де­ния до­маш­не­го хо­зяй­ст­ва а так­же не ме­нее не­об­хо­ди­мые на­вы­ки ма­ни­пу­ли­ро­ва­ния муж­чи­на­ми. Обу­че­ние маль­чи­ков внеш­ней ро­ле­вой функ­ции про­во­ди­лось боль­ше вне до­ма. В кре­сть­ян­ской се­мье отец брал сы­на с со­бой в по­ле. Ку­пец – в лав­ку. Или сын обу­чал­ся в спе­ци­аль­но ор­га­ни­зо­ван­ном учеб­ном уч­ре­ж­де­нии(шко­ла, гим­на­сий, уни­вер­си­тет, и т.п.). Та­ким об­ра­зом, зо­ны ком­пе­тен­ции по­лов бы­ли пре­до­пре­де­ле­ны их под­го­тов­кой. Наи­боль­шая эф­фек­тив­ность обу­че­ния маль­чи­ков дос­ти­га­лась при пол­ном вы­ве­де­нии их из под жен­ско­го кон­тро­ля и про­ве­де­ния обу­че­ния учи­те­ля­ми муж­чи­на­ми. При­ме­ра­ми слу­жат та же ан­тич­ная Спар­та и Ве­ли­ко­бри­та­ния. В обо­их слу­ча­ях маль­чи­кам це­ле­на­прав­лен­но при­ви­ва­ли на­вы­ки и ка­че­ст­ва, не­об­хо­ди­мые для до­быт­чи­ка и вои­на. Про Спар­ту мы уже го­во­ри­ли. Ве­ли­ко­бри­та­ния – так­же, бла­го­да­ря сис­те­ме вос­пи­та­ния маль­чи­ков, при­ня­той в клас­си­че­ских анг­лий­ских шко­лах ин­тер­на­тах, в те­че­ние дли­тель­но­го ис­то­ри­че­ско­го пе­рио­да ус­пеш­но кон­ку­ри­ро­ва­ла и вое­ва­ла с дер­жа­ва­ми, об­ла­даю­щи­ми зна­чи­тель­но боль­ши­ми, чем она ре­сур­са­ми. Не уди­ви­тель­но, что в ре­зуль­та­те весь мир те­перь об­ща­ет­ся пре­иму­ще­ст­вен­но на язы­ке од­но­го ост­ро­ва. Маль­чи­ков из­на­чаль­но вос­пи­ты­ва­ли как бу­ду­щих ак­тив­ных и от­вет­ст­вен­ных во­жа­ков их се­мей­ных ие­рар­хий. По окон­ча­нии вос­пи­та­ния ча­ще все­го про­во­дил­ся спе­ци­аль­ный ри­ту­ал, вклю­чаю­щий на­бор ин­стинк­тов сред­не­ран­го­во­го – по­свя­ще­ние в муж­чи­ны. Об­ряд бра­ко­со­че­та­ния имел смысл по­зи­цио­ни­ро­ва­ния муж­чи­ны как во­жа­ка его се­мей­ной ие­рар­хии и вклю­че­ния ин­стинк­та во­жа­ка.

4.Вла­де­ние и рас­по­ря­же­ние иму­ще­ст­вом.

Ес­те­ст­вен­но так­же, что рас­по­ря­же­ние иму­ще­ст­вом и на­сле­до­ва­ние осу­ще­ст­в­ля­лось во мно­гих (хо­тя, да­ле­ко не во всех) куль­ту­рах толь­ко по муж­ской ли­нии. Это да­ва­ло муж­чи­не воз­мож­ность при­ни­мать ре­ше­ния и кон­тро­ли­ро­вать си­туа­цию в об­лас­ти сво­ей ком­пе­тен­ции. То есть быть кон­тро­ли­рую­щим свое ло­го­во и тер­ри­то­рию от­вет­ст­вен­ным во­жа­ком соб­ст­вен­ной ие­рар­хии, а не без­от­вет­ст­вен­ной об­слу­гой жен­щи­ны и ее по­том­ст­ва. Впро­чем, ин­те­ре­сы жен­щи­ны бы­ли пре­вы­ше все­го, и муж­чи­не вме­ня­лось в обя­зан­ность со­дер­жать ее. Кро­ме то­го, прак­ти­ко­вал­ся не­кий стра­хо­воч­ный жен­ский фонд, ко­то­рый оп­ла­чи­вал­ся ли­бо от­цом, ли­бо му­жем (при­да­ное, ка­лым) и за­ко­но­да­тель­но ого­ва­ри­ва­лась до­ля иму­ще­ст­ва жен­щи­ны при раз­во­де. На­при­мер, в не­ко­то­рых стра­нах, где все иму­ще­ст­во дос­та­ет­ся при раз­во­де му­жу кро­ме лич­ных ве­щей и ук­ра­ше­ний же­ны, муж ли­бо обя­зан да­рить же­не зо­ло­тые ук­ра­ше­ния, ли­бо да­вать на них день­ги. Жен­щи­на ни­где и ни­ко­гда не ос­та­ет­ся в оби­де. Ну и ес­те­ст­вен­но, по­ка управ­ле­ние иму­ще­ст­вом вклю­ча­ло в се­бя за­щи­ту это­го иму­ще­ст­ва и тяж­кий опас­ный труд по его пре­ум­но­же­нию, жен­щи­ны и не ду­ма­ли пре­тен­до­вать на эту функ­цию. Го­раз­до вы­год­нее бы­ло во­об­ще объ­я­вить и се­бя са­му со­кро­ви­щем, цен­ной соб­ст­вен­но­стью муж­чи­ны, ко­то­рую он дол­жен хо­лить, ле­ле­ять и ох­ра­нять.




double arrow
Сейчас читают про: