ГЛАВА 1. 4 страница

Бо­лее то­го, пе­ре­кос меж­по­ло­вых от­но­ше­ний в сто­ро­ну чрез­мер­но­го до­ми­ни­ро­ва­ния муж­чин и уг­не­те­ния жен­щин во­об­ще ни­где не встре­ча­ет­ся. При­чи­на не­воз­мож­но­сти та­ко­го ги­пер­тро­фи­ро­ван­но­го пат­ри­ар­ха­та ком­плекс­ная. Здесь скла­ды­ва­ет­ся не­сколь­ко со­став­ляю­щих. Это и муж­ской ин­стинкт за­щи­ты сам­ки, и вро­ж­ден­ная жен­ская спо­соб­ность ма­ни­пу­ли­ро­вать муж­чи­на­ми, и то, что вос­пи­ты­ва­ют маль­чи­ков до оп­ре­де­лен­но­го воз­рас­та в лю­бом слу­чае жен­щи­ны, ус­пе­вая вос­пи­тать в них поч­те­ние к се­бе. Труд­но се­бе да­же пред­ста­вить су­ще­ст­во­ва­ние та­ко­го об­ще­ст­ва, где все жен­щи­ны на­хо­ди­лись бы на по­ло­же­нии бес­прав­ных ра­бынь и ис­поль­зо­ва­лись бы на тя­же­лых и опас­ных ра­бо­тах, а муж­чи­ны бы экс­плуа­ти­ро­ва­ли их и поль­зо­ва­лись ре­зуль­та­та­ми их тру­да, ос­та­ва­ясь до­ма в те­п­ле и сы­то­сти. Ре­аль­ная кар­ти­на – все­гда об­рат­ная. Муж­чи­ны соз­да­ют и до­бы­ва­ют ре­сур­сы. А жен­щи­ны на­хо­дят­ся в са­мом вы­год­ном мес­те – там, где эти ре­сур­сы хра­нят­ся. Жен­щи­ны и пе­ре­ра­ба­ты­ва­ют, и пе­ре­рас­пре­де­ля­ют, и в пер­вую оче­редь поль­зу­ют­ся эти­ми ре­сур­са­ми. Ну, те чи­та­те­ли, ко­то­рые про­шли при­зыв­ную ар­мию, все по­ня­ли. На скла­де и на кух­не все­гда умуд­ря­ют­ся слу­жить са­мые хит­рые и про­ныр­ли­вые сол­да­ты.

Во­об­ще, тер­мин «пат­ри­ар­хат» в по­след­нее вре­мя бла­го­да­ря фе­ми­ни­ст­кам стал чуть ли не ру­га­тель­ным. Обо­зна­чаю­щим сис­те­му уг­не­те­ния жен­щин. Хо­тя на са­мом де­ле он обо­зна­ча­ет об­ще­ст­вен­ный ук­лад с чет­кой эф­фек­тив­ной ие­рар­хи­ей и раз­де­ле­ни­ем по­ло­ро­ле­вых функ­ций, где обо­ро­на, снаб­же­ние и пред­став­ле­ние ин­те­ре­сов се­мьи на уров­не об­ще­ст­ва – муж­ская функ­ция. Сба­лан­си­ро­ван­ную сис­те­му меж­по­ло­вых от­но­ше­ний.

К мат­ри­ар­ха­ту пред­рас­по­ло­же­ны круп­ные осед­лые ми­ро­лю­би­вые со­циу­мы. Мел­кие ко­че­вые и во­ин­ст­вен­ные со­циу­мы – на­про­тив, име­ют от не­го им­му­ни­тет. Так как имен­но об­раз жиз­ни со­циу­ма оп­ре­де­ля­ет, в сфе­ре до­ми­ни­ро­ва­ния ка­ко­го из по­лов на­хо­дят­ся об­ще­ст­вен­ные от­но­ше­ния.

Итак:

Зна­чи­тель­ное на­ру­ше­ние ба­лан­са до­ми­ни­ро­ва­ния в об­ще­ст­ве в сто­ро­ну жен­ско­го до­ми­ни­ро­ва­ния ги­бель­но для об­ще­ст­ва, а в сто­ро­ну муж­ско­го - не­воз­мож­но. Вы­жи­ва­ет и раз­ви­ва­ет­ся толь­ко сба­лан­си­ро­ван­ный со­ци­ум.

1.7 Ро­ж­де­ние Че­ло­ве­че­ст­ва.

Огонь, жен­щи­на и мо­ре – три бед­ст­вия.

Эзоп

Ни для пол­но­цен­ной ба­лан­си­ров­ки меж­по­ло­вых от­но­ше­ний, ни для ба­лан­си­ров­ки со­циу­ма в це­лом од­ной ими­та­ции пле­мен­ной струк­ту­ры в семь­ях и кла­нах бы­ло не­дос­та­точ­но. Мы пом­ним, что мат­ри­ар­халь­ная де­гра­да­ция со­циу­мов – толь­ко од­на из про­блем, по­ро­ж­ден­ных раз­ви­ти­ем ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры.

И внут­ри пат­ри­ар­халь­ной се­мьи, и ме­ж­ду семь­я­ми точ­но так­же мо­гут слу­чать­ся и кра­жи, и гра­бе­жи, и смер­тель­ные меж­до­усо­би­цы. Точ­но так­же, как и в раз­ба­лан­си­ро­ван­ном пле­ме­ни воо­ру­жен­ных лю­дей, поч­ти ли­шен­ных вро­ж­ден­ной мо­ра­ли.

Ре­ше­ние этой про­бле­мы оче­вид­но. Ес­ли вро­ж­ден­ной мо­ра­ли не­дос­та­точ­но, зна­чит нуж­на мо­раль ис­кус­ст­вен­ная. За­кре­п­лен­ная в ви­де тра­ди­ции. И ба­зи­рую­щая­ся на ка­ком-ни­будь силь­ном ин­стинк­те. А луч­ше – сра­зу на не­сколь­ких. И для на­деж­но­сти - про­дуб­ли­ро­ван­ная. По­то­му в этот са­мый эво­лю­ци­он­ный мо­мент очень силь­но по­тре­бо­ва­лись ре­ли­гия и куль­тур­ная тра­ди­ция. Даль­ней­шая эво­лю­ция че­ло­ве­че­ских со­циу­мов и раз­ви­тие ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры без них ста­ли про­сто не­воз­мож­ны.

В ус­ло­ви­ях со­от­вет­ст­вия ин­стинк­тов че­ло­ве­ка ус­ло­ви­ям оби­та­ния осо­бо силь­ной их кор­рек­ти­ров­ки не тре­бо­ва­лось. По­это­му ре­ли­гия но­си­ла по­на­ча­лу ха­рак­тер ска­зок и пре­да­ний, вы­пол­няю­щих боль­ше по­зна­ва­тель­но-обу­чаю­щую функ­цию. Но при слу­чае ис­поль­зо­ва­лась в ка­че­ст­ве стра­шил­ки для воз­дей­ст­вия че­рез страх и ие­рар­хи­че­ский ин­стинкт на дру­гие ин­стинк­тив­ные про­грам­мы че­ло­ве­ка. Ну как со­вре­мен­ная мать го­во­рит рас­ша­лив­ше­му­ся ре­бен­ку: «ес­ли бу­дешь ба­ло­вать­ся, при­дет ба­бай и уне­сет те­бя». Не по­нят­но, кто та­кой ба­бай, но уже страш­но, и ди­тя ус­по­каи­ва­ет­ся. А ес­ли ша­ман ди­ко­го пле­ме­ни на­де­нет на се­бя шку­ру, об­ве­сит­ся аму­ле­та­ми, на­ес­т­ся гри­бов-по­га­нок и объ­яс­нит, дер­га­ясь в экс­та­зе и под­вы­вая, что ба­бай – это злой дух, ко­то­рый жи­вет в ду­п­ли­стом де­ре­ве у ре­ки и управ­ля­ет гро­зой, то страш­но ста­но­вит­ся уже взрос­лым чле­нам пле­ме­ни. Та­ким об­ра­зом в че­ло­ве­че­ском пле­ме­ни по­ми­мо во­ж­дя воз­ник вир­ту­аль­ный су­пер­до­ми­нант – бо­же­ст­во. И с по­мо­щью об­раза это­го бо­же­ст­ва, не­пло­хо под­дер­жи­вае­мо­го ин­стинк­том са­мо­со­хра­не­ния и ие­рар­хи­че­ским ин­стинк­том лю­дей, ста­ло воз­мож­но ре­шить эво­лю­ци­он­ные про­бле­мы за­ро­ж­даю­ще­го­ся Че­ло­ве­че­ст­ва.

На­при­мер, жен­щи­ны пле­ме­ни, по­ви­ну­ясь жи­вот­но­му са­моч­но­му ин­стинк­ту уров­ня пер­во­быт­но­го ста­да, стре­мят­ся об­ра­зо­вать па­ру с вы­со­ко­ран­го­вым и ро­дить де­тей имен­но от во­ж­дя. А низ­ко­ран­го­вых хо­тят во­дить за нос и до­пол­ни­тель­но по­лу­чать от них по­дар­ки. Но со­циу­му вы­го­ден мо­но­гам­ный брак. И не то что вы­со­ко­ран­го­вых, а и сред­не­ран­го­вых муж­чин на всех жен­щин не хва­та­ет. По­это­му мно­гие жен­щи­ны вы­ну­ж­де­ны об­ра­зо­вы­вать бра­ки с низ­ко­ран­го­вы­ми. Од­на­ко их са­моч­ный жи­вот­ный ин­стинкт тут же всту­па­ет в силь­ное про­ти­во­ре­чие с дей­ст­ви­тель­но­стью. Хо­чет­ся сек­са и де­тей с вы­со­ко­ран­го­вым, а муж – низ­ко­ран­го­вый. Вот тут, да­бы из­бе­жать в пле­ме­ни бар­да­ка и по­но­жов­щи­ны на сек­су­аль­ной поч­ве, и по­на­до­бил­ся не­кий до­ве­сок к низ­ко­ран­го­во­му муж­чи­не – по­кро­ви­тель­ст­во су­пер­до­ми­нан­та с вы­со­чай­шим ран­гом – бо­га или ду­хов. «Муж – от Бо­га» - эта зна­ко­мая всем фор­му­ла и слу­жи­ла для то­го, что­бы при­ми­рить жи­вот­ный ин­стинкт жен­щи­ны с не­вы­со­ким ран­гом ее муж­чи­ны в ие­рар­хии. Часть сверх­вы­со­ко­го ран­га бо­га в че­ло­ве­че­ской ие­рар­хии, часть бо­же­ст­вен­но­сти как бы пе­ре­но­си­лась на муж­чи­ну.

На­при­мер, бла­го­да­ря стра­ху пе­ред все­ви­дя­щим и мо­гу­ще­ст­вен­ным су­пер­до­ми­нан­том уда­лось вве­сти эф­фек­тив­ную сис­те­му та­бу – за­пре­тов на ка­кие-ли­бо дей­ст­вия, про­ти­во­ре­ча­щие ну­ж­дам со­циу­ма. Сде­лать па­кость мож­но тай­но от во­ж­дя. Но не скро­ешь­ся от все­ви­дя­ще­го ока бо­же­ст­ва. И на­ка­за­ние не­ми­нуе­мо на­стиг­нет пре­ступ­ни­ка. Этот страх сверхъ­ес­те­ст­вен­ной не­от­вра­ти­мо­сти на­ка­за­ния по­зво­лил вве­сти ис­кус­ст­вен­ную мо­раль в по­все­днев­нюю жизнь со­циу­ма. Ну­жен был не про­стой смерт­ный вождь, ко­то­ро­го лег­ко убить, а не­кий не­уяз­ви­мый бес­смерт­ный все­ви­дя­щий и все­мо­гу­щий су­пер­вождь. И этот су­пер­вождь - поя­вил­ся. И за­нял выс­шее ме­сто в ие­рар­хии со­циу­ма – пря­мо над смерт­ным во­ж­дем. Бог или бо­ги во гла­ве с вер­хов­ным бо­гом.

Так ро­дил­ся ве­ли­чай­ший ком­пен­са­ци­он­ный ме­ха­низм, при­зван­ный ней­тра­ли­зо­вы­вать жи­вот­ные ин­стинк­ты лю­дей – ре­ли­гия и куль­тур­ная тра­ди­ция. Имен­но бла­го­да­ря ре­ли­гии уда­лось ис­поль­зо­вать бла­га и пре­иму­ще­ст­ва ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры, но при этом ней­тра­ли­зо­вать ее из­держ­ки. Имен­но бла­го­да­ря ре­ли­гии Че­ло­ве­че­ст­во и по­лу­чи­ло воз­мож­ность мол­ние­нос­но­го по био­ло­ги­че­ским мер­кам со­ци­аль­но­го и тех­ни­че­ско­го про­грес­са. Кста­ти, в от­ли­чие от древ­них лю­дей, не­ан­дер­таль­цы, ко­то­рые не об­ла­да­ли во­об­ра­же­ни­ем и по­это­му ока­за­лись не спо­соб­ны соз­дать ре­ли­гию как сис­те­му по­дав­ле­ния сво­их стад­ных ин­стинк­тов, за­стря­ли в эво­лю­ци­он­ном ту­пи­ке. По­это­му, не смот­ря на то, что поя­ви­лись на до­б­рую сот­ню ты­сяч лет рань­ше, так и ос­та­лись на уров­не ста­да, по­ка не бы­ли вы­тес­не­ны людь­ми.

Из эво­лю­ци­он­но­го кот­ла верх­не­го па­лео­ли­та и ме­зо­ли­та вы­шли вновь сба­лан­си­ро­ван­ные со­циу­мы. На­ча­лась но­вая часть эво­лю­ции на­ше­го ви­да. Ис­то­рия Че­ло­ве­че­ст­ва.

До­маш­нее за­да­ние. Про­чи­тать кни­гу А. Про­то­по­по­ва «ТРАКТАТ О ЛЮБВИ, как её по­ни­ма­ет жут­кий за­ну­да», Ес­ли нет бу­маж­ной кни­ги, то ее мож­но най­ти в Ин­тер­не­те по ад­ре­су: https://protopop.chat.ru/tl3.html

Про­чи­тать ста­тью В.Р. Доль­ни­ка «Жизнь - раз­гад­ка по­ла или пол - раз­гад­ка жиз­ни?» Хи­мия и жизнь. №№ 9-12, 1995 г. В Ин­тер­не­те: https://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/SEX.DOL/DOLSEX.HTM

ГЛАВА 2. Муж­чи­на и жен­щи­на. Био­ло­ги­че­ская ис­то­рия ци­ви­ли­за­ции.

Вы­би­рая бо­гов - мы вы­би­ра­ем се­бе судь­бу.

Вер­ги­лий

2.1 Куль­тур­ные на­слое­ния и ком­пен­са­ци­он­ные ме­ха­низ­мы. Ре­ли­гии как сис­те­мы про­ти­во­дей­ст­вия стад­ным ин­стинк­там и ба­лан­си­ров­ки меж­по­ло­вых от­но­ше­ний.

Луч­ше все­го об­ра­ща­ют­ся в ис­лам языч­ни­ки,

ху­же - хри­стиа­не и во­об­ще ни­как - иу­деи.

Про­рок Му­хам­мед

С уров­нем ста­да и древ­не­го пле­ме­ни мы в об­щих чер­тах ра­зо­бра­лись. Но во­круг нас – раз­но­об­раз­ный со­вре­мен­ный мир. Мы ви­дим, что от­но­ше­ния ме­ж­ду жен­щи­на­ми и муж­чи­на­ми внеш­не очень от­ли­ча­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от вре­ме­ни, мес­та, куль­тур­ных тра­ди­ций и про­чих об­стоя­тельств. И в то же вре­мя смут­но уга­ды­ва­ют­ся ка­кие-то за­ко­но­мер­но­сти, ко­то­рые по­зво­ля­ют нам хоть как-то ори­ен­ти­ро­вать­ся в ре­аль­ной жиз­ни. Но нам-то хо­чет­ся ра­зо­брать­ся до кон­ца и все по­нять раз и на­все­гда. Для это­го нам при­дет­ся про­сле­дить раз­ви­тие то­го са­мо­го древ­не­го пле­ме­ни, ко­то­рое мы по­на­блю­да­ли в пре­ды­ду­щей гла­ве, вплоть до на­ших дней.

Итак, пе­ред на­ми рас­ту­щее про­цве­таю­щее пле­мя. До­ми­ни­ру­ют в нем и муж­чи­ны, и жен­щи­ны в за­ви­си­мо­сти от об­стоя­тельств. При­чем в по­все­днев­ной жиз­ни па­рал­лель­но од­но­вре­мен­но вы­пол­ня­ет­ся и внут­рен­няя ре­про­дук­тив­ная функ­ция, тре­бую­щая управ­ле­ния пле­ме­нем в ин­те­ре­сах ре­про­дук­тив­ной час­ти, и функ­ция до­бы­чи и ох­ра­ны, тре­бую­щая управ­ле­ния в ин­те­ре­сах бу­фер­ной час­ти. Та­ким об­ра­зом, сис­те­ма вла­сти в пле­ме­ни, сис­те­ма управ­ле­ния долж­на быть двой­ной. По­смот­рим, как это уст­рое­но.

Пле­мя обя­за­тель­но под­чи­ня­ет­ся ну­ж­дам цен­траль­ной, ре­про­дук­тив­ной, час­ти, то есть жен­щин, и ими же управ­ля­ет­ся. Но кро­ме то­го, есть вождь и со­вет ста­рей­шин – муж­ское управ­ле­ние. Как же они де­лят вла­ст­ные функ­ции? Вождь вы­би­ра­ет­ся из мо­ло­дых и силь­ных охот­ни­ков. Он ру­ко­во­дит от­ря­дом на охо­те или в бою, на нем - так­ти­че­ское ру­ко­во­дство в сфе­ре муж­ской ком­пе­тен­ции во вре­мя взаи­мо­дей­ст­вия пле­ме­ни с ок­ру­жаю­щей сре­дой. Муд­рые ста­рей­ши­ны, хра­ня­щие опыт и тра­ди­ции пле­ме­ни, управ­ля­ют пле­ме­нем на со­ве­те, на них - стра­те­ги­че­ское ру­ко­во­дство. Но у ка­ж­до­го из них есть же­на. И уж ес­ли же­на во­ж­дя про­сто­на­ла во вре­мя сек­са, что меч­та­ет о шку­ре ле­о­пар­да, то будь­те уве­ре­ны - вождь по­ве­дет свой от­ряд за­го­нять ка­ба­на имен­но в тот рай­он, где во­дят­ся ле­о­пар­ды. Что­бы при слу­чае по­ра­до­вать же­ну. И ес­ли же­ны ста­рей­шин, встре­тив­шись у ру­чья, ре­шат, что де­тям пле­ме­ни бу­дет ве­се­лее иг­рать ка­муш­ка­ми на бе­ре­гу ре­ки, то муд­рые ста­рей­ши­ны на со­ве­те при­мут ре­ше­ние пе­ре­не­сти лет­нее стой­би­ще к ре­ке по­то­му, что там мож­но ло­вить ры­бу и охо­тить­ся на ан­ти­лоп на во­до­пое. При­ня­тое жен­щи­на­ми ре­ше­ние до­во­дит­ся та­ким об­ра­зом до муж­чин, ко­то­рые его «при­ни­ма­ют» во вто­рой раз. А ес­ли ре­ше­ние ока­жет­ся не­удач­ным, то от­вет­ст­вен­ность за не­го бу­дет не­сти тот, кто при­нял его во вто­рой раз. Кста­ти, вы ни­ко­гда не за­ду­мы­ва­лись, по­че­му на ру­ко­во­дя­щие долж­но­сти при­ня­то на­зна­чать, пре­ж­де все­го, же­на­тых муж­чин? Бо­лее то­го, это дол­жен быть «хо­ро­ший семь­я­нин». Пра­виль­но! По­то­му, что он дол­жен быть управ­ля­ем жен­щи­ной, под­кон­тро­лен че­рез нее все­му жен­ско­му со­об­ще­ст­ву. По­доб­ную сис­те­му от­но­ше­ний в чис­том ви­де мож­но на­блю­дать в со­вре­мен­ном ми­ре в во­ен­ных струк­ту­рах, ко­пи­рую­щих ие­рар­хию древ­не­го пле­ме­ни, на­при­мер, в изо­ли­ро­ван­ных во­ен­ных гар­ни­зо­нах и по­гра­нич­ных за­ста­вах. Же­на ко­ман­ди­ра в та­ких гар­ни­зо­нах яв­ля­ет­ся не­ко­ро­но­ван­ной ко­ро­ле­вой, ре­шаю­щей боль­шую часть со­ци­аль­ных про­блем. Жен­щи­ны гар­ни­зо­на пред­по­чи­та­ют об­ра­щать­ся не в офи­ци­аль­ные ор­га­ны, а к ней лич­но. Так - эф­фек­тив­нее. Та­ким об­ра­зом, жен­щи­ны об­ра­зу­ют в об­ще­ст­ве до­пол­ни­тель­ную, го­ри­зон­таль­ную «ветвь» вла­сти. При­чем, ко­гда есть муж­чи­ны, жен­ское со­об­ще­ст­во не име­ет та­кой яр­ко вы­ра­жен­ной ие­рар­хи­че­ской струк­ту­ры под­чи­не­ния, как муж­ское. Хо­тя, ко­неч­но, ста­тус жен­щи­ны за­ви­сит от ста­ту­са муж­чи­ны, ко­то­ро­го она кон­тро­ли­ру­ет. Ме­ж­ду жен­щи­на­ми су­ще­ст­ву­ет так­же кон­ку­рен­ция и кон­флик­ты. Но для жен­щин важ­но не столь­ко вы­яс­нять, кто из них глав­нее, сколь­ко за­ста­вить муж­чин пле­ме­ни обес­пе­чи­вать их и де­тей. По­это­му они под­дер­жи­ва­ют друг друж­ку и ми­гом объ­е­ди­ня­ют­ся про­тив муж­чин, ко­гда де­ло ка­са­ет­ся их об­щих жен­ских ин­те­ре­сов, это яв­ле­ние на­зы­ва­ет­ся кор­по­ра­тив­ной жен­ской со­ли­дар­но­стью. Муж­чи­ны на свою бе­ду так не уме­ют.

Функ­ция вла­сти ока­зы­ва­ет­ся как бы раз­мы­той на­ли­чи­ем па­рал­лель­ных свя­зей, по­это­му в дву­по­лых груп­пах ие­рар­хия не та­кая же­ст­кая, как в од­но­по­лых. На­ли­чие раз­де­ле­ния функ­ций ме­ж­ду по­ла­ми не­из­беж­но вле­чет за со­бой раз­де­ле­ние управ­лен­че­ской, вла­ст­ной функ­ции. На­при­мер, мы зна­ем, что в тюрь­мах (как жен­ских, так и муж­ских) и ар­мии очень же­ст­кая ие­рар­хия, иден­тич­ная жи­вот­ной. Од­на­ко, как толь­ко об­ще­ст­во ста­но­вит­ся дву­по­лым, же­ст­кость ие­рар­хии и от­но­ше­ний умень­ша­ет­ся. Го­во­рят, что при­сут­ст­вие жен­щи­ны «об­ла­го­ра­жи­ва­ет» муж­ское об­ще­ст­во. Но это не со­всем вер­но. Жен­щи­ны про­сто от­би­ра­ют у во­жа­ка часть вла­сти.

Чем боль­ше и мо­гу­ще­ст­вен­нее ста­но­вит­ся на­ше пле­мя, тем в боль­шей безо­пас­но­сти чув­ст­ву­ют се­бя жен­щи­ны, тем на­деж­нее лег­че и сыт­нее их жизнь, и как след­ст­вие, тем мень­ше они чув­ст­ву­ют страх пе­ред ок­ру­жаю­щим ми­ром, тем силь­нее их до­ми­ни­ро­ва­ние, и тем боль­ше вла­сти они от­би­ра­ют у во­ж­дя. В кон­це кон­цов, вождь ощу­ща­ет кон­ку­рен­цию, про­ти­во­дей­ст­вие сво­ей вла­сти. На­при­мер, вождь со­би­ра­ет от­ряд вои­нов на охо­ту, а же­на не от­пус­ка­ет сво­его муж­чи­ну, ей хо­чет­ся, что­бы муж по­иг­рал с деть­ми. Или во­ин вме­сто то­го, что­бы быть мак­си­маль­но со­б­ран­ным в бою с вра­га­ми, пе­ре­жи­ва­ет по по­во­ду се­мей­но­го скан­да­ла с бить­ем гли­ня­ных горш­ков, ко­то­рый за­ка­ти­ла ему же­на. Все это ак­ту­аль­но и се­го­дня. Лю­бой со­вре­мен­ный ру­ко­во­ди­тель сра­зу пой­мет, о чем здесь речь. Все­гда при­хо­дит­ся учи­ты­вать влия­ние на под­чи­нен­но­го муж­чи­ну его жен­щи­ны. Да вот хоть вспом­ним из­вест­ную пес­ню В. Вы­соц­ко­го.

Пол­ча­са до ата­ки. Ско­ро сно­ва под тан­ки.

Сно­ва слу­шать раз­ры­вов кон­церт.

А бой­цу мо­ло­до­му пе­ре­да­ли из до­му

Не­боль­шой го­лу­бой тре­уголь­ный кон­верт.

И как буд­то не здесь ты, ес­ли по­черк не­вес­ты

Или пи­шут отец твой и мать.

Но слу­чи­лось дру­гое. Вид­но, зря пе­ред бо­ем

По­спе­ши­ли сол­да­ту пись­мо пе­ре­дать.

Там стоя­ло сна­ча­ла: «Из­ви­ни, что мол­ча­ла,

Ждать не бу­ду». И все. Весь лис­ток.

Толь­ко сни­зу при­пис­ка: «Уез­жаю не близ­ко.

Ты ж спо­кой­но во­юй и про­сти, ес­ли что».

Вме­сте с пер­вым раз­ры­вом па­рень крик­нул тоск­ли­во:

«Поч­таль­он, что ты мне при­та­щил!

За ми­ну­ту до смер­ти в тре­уголь­ном кон­вер­те

Пу­ле­вое ра­не­ние я по­лу­чил».

Он шаг­нул из тран­шеи с ав­то­ма­том на шее.

Он раз­ры­вов бе­речь­ся не стал.

И в бою над Су­рою он об­нял­ся с зем­лею

Толь­ко ве­тер об­рыв­ки пись­ма раз­ме­тал.

В дан­ном при­ме­ре мы ви­дим, что в свя­зи с воз­дей­ст­ви­ем жен­щи­ны на муж­чи­ну ар­мия по­те­ря­ла сол­да­та. То есть, по су­ти, жен­щи­на, не обес­пе­чи­ваю­щая муж­чи­не ощу­ще­ние ты­ла, сра­бо­та­ла как вра­же­ский сол­дат. Не в ин­те­ре­сах по­бе­ды, а на­обо­рот. Вряд ли ко­ман­дир был до­во­лен смер­тью сво­его бой­ца. Кста­ти, из­вест­ная у не­ко­то­рых на­ро­дов тра­ди­ция за­хо­ро­не­ния жен­щи­ны вме­сте с без­вре­мен­но скон­чав­шим­ся му­жем ви­дит­ся в этом смыс­ле не та­ким уж и вар­вар­ским обы­ча­ем. На жен­щи­не ле­жит ре­аль­ная от­вет­ст­вен­ность за жизнь ее муж­чи­ны. И она долж­на ее не­сти.

Ес­те­ст­вен­но, наш вождь край­не не за­ин­те­ре­со­ван в том, что­бы его от­ряд те­рял бое­спо­соб­ность в ре­зуль­та­те влия­ния на вои­нов их жен­щин. Од­на­ко на спло­чен­ное жен­ское со­об­ще­ст­во воз­дей­ст­во­вать труд­но. По­ко­ло­тить чу­жую жен­щи­ну – нель­зя по по­нят­ным при­чи­нам. Чуть ка­кой кон­фликт – сбе­га­ют­ся со все­го стой­би­ща и по­ды­ма­ют гвалт, не рад бу­дешь, что свя­зал­ся. Еще и муж­чин сво­их на­кру­тят, на­усь­ка­ют про­тив во­ж­дя. А муж­чи­на, по­пав­ший под же­ни­но до­ми­ни­ро­ва­ние - сам с про­бле­мой не спра­вит­ся, так как бо­ит­ся же­ны. Что де­лать? И вот тут ока­зы­ва­ют­ся весь­ма кста­ти со­вет ста­рей­шин и ша­ман. Ста­рей­ши­ны с низ­ким гор­мо­наль­ным фо­ном муд­ры, то есть уже в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни не под­кон­троль­ны жен­ско­му со­об­ще­ст­ву, и си­лой сво­его ав­то­ри­те­та мо­гут на­да­вить на жен­щи­ну. Они зна­ют, как жи­ли пред­ки, они хра­нят обы­чаи пле­ме­ни. Ша­ман же мо­жет ска­зать ей, что она про­гне­ви­ла бо­ги­ню до­маш­не­го оча­га сво­им не­дос­той­ным по­ве­де­ни­ем, да и ду­хи пред­ков ей то­же очень не­до­воль­ны. А все зна­ют, что с бо­га­ми и ду­ха­ми шут­ки пло­хи. Это те­бе не вождь, с ко­то­рым в дет­ст­ве вме­сте в ка­меш­ки иг­ра­ли. По­нят­но, что за под­держ­ку ша­ма­ну и ста­рей­ши­нам нуж­но бу­дет вы­де­лить по жир­но­му кус­ку мя­са по­сле охо­ты. Но это не про­бле­ма, ес­ли от­ряд охот­ни­ков спло­чен, и ка­ж­дый охот­ник со­б­ран и про­во­рен. До­бы­чи бу­дет мно­го.

Та­ким об­ра­зом, воз­ник­ли ос­нов­ные ком­пен­са­ци­он­ные ме­ха­низ­мы, про­ти­во­ве­сы мат­ри­ар­ха­ту – куль­тур­ная тра­ди­ция и ре­ли­гия. И в ре­зуль­та­те ес­те­ст­вен­но­го от­бо­ра в борь­бе за при­род­ные ре­сур­сы и кон­ку­рент­ной борь­бе с со­се­дя­ми вы­жи­ли толь­ко те со­циу­мы, в ко­то­рых эти ком­пен­са­ци­он­ные ме­ха­низ­мы бы­ли дос­та­точ­но силь­ны­ми, что­бы обес­пе­чить ба­ланс сил внут­ри об­ще­ст­ва, ве­дя ин­тен­сив­ную ка­ж­до­днев­ную борь­бу с жи­вот­ны­ми ин­стинк­та­ми уров­ня ста­да. По­это­му в цен­тре жиз­ни ка­ж­до­го со­циу­ма круп­нее пле­ме­ни обя­за­тель­но на­хо­ди­лось свя­ти­ли­ще или храм ка­ко­го-ни­будь бо­га. Как толь­ко ком­пен­са­ци­он­ный ме­ха­низм пе­ре­ста­вал справ­лять­ся – жен­щи­ны под­ми­на­ли муж­чин, вос­пи­ты­ва­ли маль­чи­ков не как силь­ных вои­нов, а как свою при­слу­гу, со­ци­ум ска­ты­вал­ся в мат­ри­ар­хат, де­гра­ди­ро­вал, ста­но­вил­ся не­эф­фек­тив­ным и по­ги­бал под ду­би­на­ми, ка­мен­ны­ми то­по­ра­ми, а позд­нее - ме­ча­ми силь­ных муж­чин со­сед­не­го со­циу­ма со сба­лан­си­ро­ван­ной сис­те­мой.

Рис.13. Ие­рар­хия боль­шо­го пле­ме­ни. Дис­ба­ланс до­ми­ни­ро­ва­ния и дру­гие пе­ре­жит­ки жи­вот­но­го ста­да ней­тра­ли­зо­ва­ны ре­ли­ги­ей, опи­раю­щей­ся на ав­то­ри­тет вве­ден­но­го в ие­рар­хию су­пер­до­ми­нан­та - бо­га.

Од­на­ко ес­ли ком­пен­са­ци­он­ный ме­ха­низм ока­зы­вал­ся эф­фек­ти­вен, то со­ци­ум про­цве­тал.

Ра­зу­ме­ет­ся, функ­ция ком­пен­са­ции и ней­тра­ли­за­ции вред­ных ин­стинк­тив­ных про­грамм ка­са­ет­ся не толь­ко от­но­ше­ний ме­ж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной.

Мы го­во­ри­ли уже, что силь­но воо­ру­жен­ные био­ло­ги­че­ские ви­ды во из­бе­жа­ние внут­ри­ви­до­вых убийств на­де­ле­ны так на­зы­вае­мой вро­ж­ден­ной мо­ра­лью. То есть вро­ж­ден­ны­ми ин­стинк­тив­ны­ми про­грам­ма­ми, пре­пят­ст­вую­щи­ми убий­ст­ву. На­при­мер, волк, лег­ко вспа­ры­ваю­щий брю­хо и пе­ре­ку­сы­ваю­щий кость оле­ню, не ста­нет пус­кать в ход свои клы­ки в пол­ную си­лу, вы­яс­няя от­но­ше­ния с дру­гим вол­ком. Бо­лее то­го, ес­ли волк при­мет по­зу под­чи­не­ния, от­крыв свое гор­ло, то его со­пер­ник сра­зу же пре­кра­тит по­еди­нок. А ядо­ви­тые змеи де­рут­ся ме­ж­ду со­бой во­об­ще не рас­кры­вая рта и от­вер­нув­шись друг от дру­га, что­бы ис­клю­чить ядо­ви­тые уку­сы.

Че­ло­век из­на­чаль­но эво­лю­цио­ни­ро­вал как сла­бо воо­ру­жен­ный био­ло­ги­че­ский вид. По­это­му вро­ж­ден­ной мо­ра­лью не об­ла­дал. Но с по­яв­ле­ни­ем ору­жия, то есть ко­гда че­ло­век, по су­ти, пре­вра­тил­ся в иной био­ло­ги­че­ский вид, эта мо­раль ему ста­ла край­не не­об­хо­ди­ма. И не имея эво­лю­ци­он­но­го вре­ме­ни при­об­ре­сти ее био­ло­ги­че­ским пу­тем, че­ло­ве­че­ские со­циу­мы вы­ра­бо­та­ли ис­кус­ст­вен­ную мо­раль как ана­лог, за­ме­ни­тель вро­ж­ден­ной мо­ра­ли и ста­ли при­ви­вать ее в про­цес­се вос­пи­та­ния и че­рез ре­ли­гию. Мы все это по­вто­ря­ем сно­ва по­то­му, что это очень важ­но для по­ни­ма­ния даль­ней­ше­го по­ве­ст­во­ва­ния.

На­блю­дя за жи­вот­ны­ми, на­при­мер за стай­кой во­робь­ев, ко­гда мы кор­мим их хле­бом, мы за­ме­ча­ем, что как толь­ко один из них за­вла­дел крош­кой, дру­гие тут же пы­та­ют­ся ее у не­го от­нять. Это - ин­стинк­тив­ное жи­вот­ное по­ве­де­ние. Мы на­зва­ли его ин­стинк­том «ук­ра­ди». За­ду­ма­ем­ся те­перь над ра­цио­наль­но­стью их по­ве­де­ния. Тра­тят вре­мя и энер­гию все во­ро­бьи, а на­ес­т­ся в луч­шем слу­чае толь­ко один. А ча­ще все­го при­ле­та­ет бо­лее круп­ная силь­ная пти­ца, на­при­мер го­лубь, и от­би­ра­ет крош­ку у во­робь­ев. Уси­лия по­тра­че­ны впус­тую. Од­на­ж­ды я ви­дел, как од­на из кур пой­ма­ла яще­ри­цу. Од­на­ко, яще­ри­ца бы­ла так ве­ли­ка, что сра­зу ее за­гло­тить ку­ри­це не уда­лось. Ку­ры це­лый час бе­га­ли друг за друж­кой и от­ни­ма­ли друг у друж­ки до­бы­чу. В кон­це кон­цов ее про­гло­тил пе­тух. Все в ре­зуль­та­те ос­та­лись го­лод­ны­ми, по­тра­ти­ли си­лы и вре­мя. А ес­ли бы этот час был по­тра­чен на по­иск и со­би­ра­ние, чер­вя­ков и иной пи­щи, то все бы­ли бы сы­ты. Хо­ро­шо еще, что ку­ры – не­воо­ру­жен­ный вид и не пе­ре­би­ли друг друж­ку из-за до­бы­чи.

Пред­ста­вим се­бе на ми­ну­ту, что так же ве­дут се­бя все лю­ди во­круг нас. Нет ни мо­ра­ли, ни за­ко­нов, ни по­ли­ции, ни­че­го, ней­тра­ли­зую­ще­го жи­вот­ные ин­стинк­ты. Все толь­ко и де­ла­ют, что гра­бят друг дру­га, во­ру­ют и уби­ва­ют. Пред­ста­ви­ли, что бу­дет? Об­ще­ст­во тут же рас­па­дет­ся на не­боль­шие бан­ды, в ко­то­рых власть скон­цен­три­ро­ва­на в ру­ках во­жа­ка. То есть на струк­ту­ры, ана­ло­гич­ные пер­во­быт­но­му ста­ду. Для то­го что­бы это­го не про­изош­ло, ре­ли­гия и да­ет лю­дям за­по­ве­ди «не убий, не ук­ра­ди». То есть соз­да­ет пси­хо­ло­ги­че­ский барь­ер, не по­зво­ляю­щий уби­вать и красть. Чис­тый пра­во­вой за­прет в от­сут­ст­вие в пре­де­лах пря­мой ви­ди­мо­сти по­ли­цей­ско­го ра­бо­тать про­сто не бу­дет. Кро­ме то­го, у по­ли­цей­ско­го ра­бо­та­ет тот же са­мый ин­стинкт «ук­ра­ди» и нет силь­ной вро­ж­ден­ной мо­ра­ли.

Иная си­туа­ция, ес­ли жи­вот­ные стад­ные ин­стинк­ты ней­тра­ли­зо­ва­ны. То­гда уси­лия ка­ж­до­го че­ло­ве­ка ока­зы­ва­ют­ся на­прав­ле­ны не на вред­ный для со­циу­ма путь – отъ­ем ре­сур­сов друг у дру­га, а на по­лез­ный – соз­да­ние ре­сур­сов и отъ­ем их у ок­ру­жаю­щей сре­ды. Это де­ла­ет со­ци­ум го­раз­до эф­фек­тив­нее и жиз­не­спо­соб­нее (мно­го­чис­лен­нее, силь­нее и бо­га­че). По­это­му ни один со­ци­ум в ми­ре еще не смог пол­но­цен­но раз­ви­вать­ся без ре­ли­гии. Он про­сто-на­про­сто не вы­дер­жи­вал кон­ку­рен­ции с со­се­дя­ми, у ко­то­рых ре­ли­гия бы­ла.

Вот при­мер про­стей­ше­го ком­пен­са­ци­он­но­го ме­ха­низ­ма, ко­то­рый мо­жет быть не­вер­но ис­тол­ко­ван как дис­кри­ми­на­ция жен­щи­ны. Рас­сказ зна­ко­мо­го гео­ло­га.

«Груп­па гео­ло­гов, ве­ду­щих раз­вед­ку зем­ных недр в якут­ской тай­ге, на­ня­ла се­бе в про­вод­ни­ки не­мо­ло­дую жен­щи­ну из ме­ст­но­го пле­ме­ни. Од­на­ж­ды слу­чи­лось так, что они ос­та­лись но­че­вать у ее со­пле­мен­ни­ков. То­гда они уви­де­ли, что муж­чи­ны пле­ме­ни по­зво­ля­ют их про­вод­ни­це пи­тать­ся лишь скуд­ны­ми объ­ед­ка­ми. Гео­ло­ги бы­ли по­тря­се­ны та­ким воз­му­ти­тель­но бес­че­ло­веч­ным от­но­ше­ни­ем к жен­щи­не и вы­ска­за­ли свое воз­му­ще­ние. То­гда им и объ­яс­ни­ли…

Муж­чи­на - охот­ник и во­ин. Он мо­жет и от­бить­ся от хищ­ни­ка. Жен­щи­на мо­жет толь­ко убе­жать или за­брать­ся на де­ре­во. Они о ней так за­бо­ти­лись. Ес­ли жен­щи­на бу­дет тол­стая, то не смо­жет бы­ст­ро дви­гать­ся, и лю­бой зверь в тай­ге ее лег­ко пой­ма­ет. А жен­щи­на ча­ще все­го не спо­соб­на са­мо­стоя­тель­но со­блю­дать же­ст­кую дие­ту. Они так про­дле­ва­ли ее жизнь...»

А вот опи­са­ние жиз­ни або­ри­ге­нов Тас­ма­нии в мо­мент по­яв­ле­ния там ев­ро­пей­цев:

«Так­же тас­ма­ний­цы упот­реб­ля­ли в пи­щу мол­лю­сков и ра­ко­об­раз­ных, жен­щи­ны ны­ря­ли за ни­ми в мо­ре и об­ша­ри­ва­ли под­вод­ные ска­лы. У них не бы­ло ни се­тей, ни крюч­ков, ни ле­сок. К жен­щи­нам в пле­ме­ни от­но­си­лись без осо­бен­но­го поч­те­ния, и, по­ка муж­чи­ны охо­ти­лись, им при­хо­ди­лось де­лать всю ос­таль­ную ра­бо­ту. Во вре­мя тра­пе­зы жен­щи­ны си­де­ли по­за­ди сво­их по­ве­ли­те­лей, ко­то­рые, опи­ра­ясь на один ло­коть, по­доб­но рим­ля­нам, пе­ре­да­ва­ли сво­им по­кор­ным суп­ру­гам бо­лее же­ст­кие кус­ки.»

Здесьмы ви­дим, что жен­щи­ны тас­ма­ний­цев мо­гут при­ни­мать уча­стие в до­бы­ва­нии пи­щи. Ес­ли не охо­тить­ся, то хо­тя бы со­би­рать мол­лю­сков и го­то­вить еду. В том слу­чае, ес­ли от жен­щин есть поль­за кро­ме де­то­ро­ж­де­ния, со­ци­ум в це­лом бо­лее жиз­не­спо­со­бен. По­это­му жен­щин обе­ре­га­ли от ожи­ре­ния. По­ду­май­те са­ми, мог­ла ли жен­щи­на с ком­плек­ци­ей «па­лео­ли­ти­че­ской Ве­не­ры» ныр­нуть в оке­ан за ми­ди­ей, до­бы­вать хоть ка­кое-то про­пи­та­ние, ес­ли муж­чи­ны, не дай бог, по­гиб­нут и не вер­нут­ся с охо­ты? Не­по­во­рот­ли­вая ожи­рев­шая тет­ка так­же не спо­соб­на ни пол­но­цен­но вы­пол­нять бы­то­вые обя­зан­но­сти, ни уха­жи­вать за деть­ми. Она – бал­ласт пле­ме­ни. Не­ко­то­рые со­вре­мен­ные ци­ви­ли­зо­ван­ные жен­щи­ны уже спо­соб­ны са­ми се­бя ог­ра­ни­чи­вать в по­треб­ле­нии пи­щи, со­блю­дать дие­ту. Но вы­со­ко­при­ма­тив­ные жен­щи­ны пле­мен не спо­соб­ны про­ти­во­сто­ять силь­но­му пи­ще­во­му ин­стинк­ту. По­это­му им не­об­хо­ди­ма по­мощь. Как бы ди­ко это ни вы­гля­де­ло в гла­зах низ­ко­при­ма­тив­ных ев­ро­пей­цев.

Пат­ри­ар­хат, ко­то­рый из­не­жен­ные, жи­ву­щие в ме­га­по­ли­сах фе­ми­ни­ст­ки трак­ту­ют как раб­ст­во жен­щин, есть по­про­сту ос­во­бо­ж­де­ние древ­не­го пле­ме­ни от бал­ла­ста ожи­рев­ших, па­ра­зи­ти­рую­щих на муж­чи­нах те­ток. По­вы­ше­ние жиз­не­спо­соб­но­сти со­циу­ма. Борь­ба за вы­жи­ва­ние.

2.2 Эво­лю­ция со­циу­мов. Ти­пы ие­рар­хий. Го­су­дар­ст­ва – двор­цы. Пи­ра­ми­даль­ные мо­нар­хии.

Го­су­дар­ст­во су­ще­ст­ву­ет не для то­го, что­бы пре­вра­щать зем­ную жизнь в рай, а для то­го, что­бы по­ме­шать ей окон­ча­тель­но пре­вра­тить­ся в ад.

Ни­ко­лай Бер­дя­ев

У ре­ли­гии кро­ме ком­пен­са­ции вред­ных ин­стинк­тов в те да­ле­кие вре­ме­на бы­ла еще од­на край­не важ­ная функ­ция – под­держ­ка ие­рар­хи­че­ской струк­ту­ры. Как вы ду­мае­те, сколь­ко че­ло­век один во­жак лич­но спо­со­бен кон­тро­ли­ро­вать, удер­жать сво­ей вла­стью? За сколь­ки­ми ус­ле­дить лич­но? От­вет: око­ло двух де­сят­ков. Та­ков мак­си­маль­ный раз­мер ста­да или при­ми­тив­но­го пле­ме­ни. Та­ко­ва чис­лен­ность пе­хот­но­го взво­да в на­ши дни. Ес­ли очень силь­ный во­жак – пусть бу­дет вдвое боль­ше, но все рав­но это очень не­мно­го. Ина­че при­дет­ся толь­ко тем и за­ни­мать­ся, что драть­ся с дру­ги­ми силь­ны­ми сам­ца­ми, пре­тен­дую­щи­ми на ме­сто во­жа­ка. Но си­ла со­циу­ма – в его чис­лен­но­сти. Как быть? А очень про­сто! Дос­та­точ­но ми­ни­маль­ной ре­ли­гии и куль­тур­ной тра­ди­ции, под­дер­жи­вае­мых ша­ма­ном и ста­рей­ши­на­ми, что­бы ста­до пре­вра­ти­лось в пле­мя и вы­рос­ло до по­лу­то­ра со­тен (так на­зы­вае­мое, «чис­ло Дан­ба­ра»). Та­ко­ва чис­лен­ность пле­мен. И та­ко­ва же чис­лен­ность со­вре­мен­ной пе­хот­ной ро­ты, ие­рар­хия ко­то­рой под­дер­жи­ва­ет­ся, кро­ме ко­ман­ди­ра ро­ты, еще и ко­ман­ди­ра­ми взво­дов, и ко­мис­са­ром (ка­пел­ла­ном, зам­по­ли­том или ар­мей­ским пси­хо­ло­гом, не­важ­но как на­звать – суть од­на). Но как уве­ли­чить со­ци­ум еще боль­ше? Ре­ли­гия и тут при­шла на вы­руч­ку. Вождь до­го­ва­ри­вал­ся с ша­ма­ном и объ­яв­лял се­бя на­ме­ст­ни­ком, а то и сы­ном бо­га. Та­ким об­ра­зом, его ранг в ие­рар­хии под­ни­мал­ся во­об­ще на не­дос­ти­жи­мую вы­со­ту. Все это ме­ро­прия­тие со­про­во­ж­да­лось вся­ки­ми ша­ман­ски­ми фо­ку­са­ми и вну­ша­ло суе­вер­ный ужас со­пле­мен­ни­кам. Од­но де­ло кон­флик­то­вать про­сто с са­мым силь­ным вои­ном, дру­гое – с сы­ном бо­га. Ав­то­ри­тет во­ж­дя ста­но­вил­ся не­зыб­ле­мым. А пле­мя по­лу­ча­ло шанс зна­чи­тель­но уве­ли­чить­ся. Ни мно­го, ни ма­ло - на два по­ряд­ка. Од­на­ко не­дос­та­точ­но про­сто за­пу­гать боль­шое ко­ли­че­ст­во со­пле­мен­ни­ков. Нуж­но ими еще и управ­лять. Фи­зи­че­ски од­но­му во­ж­дю это сде­лать бы­ло про­сто не­воз­мож­но. Воз­ник­ла не­об­хо­ди­мость в пе­ре­дат­чи­ках вла­сти – чи­нов­ни­ках. Так воз­ник­ли пер­вен­цы ци­ви­ли­за­ции, го­су­дар­ст­ва-двор­цы. Вождь, жре­цы и чи­нов­ни­ки жи­ли во двор­це, яв­ляю­щем­ся по со­вмес­ти­тель­ст­ву и хра­мом, и склад­ским ком­плек­сом, и обо­ро­ни­тель­ным со­ору­же­ни­ем. Вну­ши­тель­ность раз­ме­ров и уб­ран­ст­ва жи­ли­ща бо­га, его сы­на (по­ма­зан­ни­ка, на­ме­ст­ни­ка, и т.п.), а так­же его слу­жи­те­лей, долж­ны бы­ли вну­шать бла­го­го­вей­ное поч­те­ние оби­та­те­лям ла­чуг ок­ре­ст­ных де­ре­вень и страх по­тен­ци­аль­но­му аг­рес­со­ру. По­это­му на строи­тель­ст­ве не эко­но­ми­ли. Та­кие го­су­дар­ст­ва-двор­цы ар­хео­ло­ги на­хо­дят по все­му ми­ру, но наи­бо­лее из­вест­ны - крит­ские.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: