Предисловие ко 2-му изданию

В настоящее время рынок учебной экономической литера­туры России приблизился к состоянию изобилия. Постоянно выходят новые издания. Повторные выпуски апробированных учебников становятся все масштабнее по глубине рассматри­ваемых теоретических проблем и широте подходов к анализу.

Возможность богатого выбора в системе информации, без­условно, - благо. Однако обилие учебников и содержащихся в них сведений порой затрудняет читателю самостоятельную «фильтрацию материала» (особенно на стадии подготовки к экзамену). К тому же, фундаментальность новых учебни­ков делает нелегким запоминание всего объема материала при подготовке к экзамену. Эти обстоятельства побудили разра­ботать новый вариант учебного пособия. В его построении использованы следующие принципы.

1. Ведущие темы курса экономической теории представ­
лены в емкой, логически структурированной форме.
Излагаемые проблемы подаются в форме определенных
блоков. Такой ориентир нацелен на облегчение восприя-­
тия читателем каждой темы как единого целого.

2. В качестве приема, позволяющего повысить степень
обобщенного восприятия материала, используются зри­
тельные образы
(структурно-логические схемы, табли-­
цы, графики). Данный прием позволяет более активно
использовать подсознательный потенциал человече­-
ской памяти.

3. Емкость текста и обилие зрительных образов дает воз­
можность читателю цельно воспринимать содержа­
тельный образ каждой главы, эффективно запоминать
содержание при подготовке к экзамену.

4. Материал излагается многоаспектно, с толерантным
отношением к различным теоретическим школам. До­
влеющий во многих американских учебниках «Эконо­
микс» прагматический подход неоклассики («мейнст-
рима») заменен в некоторых темах пособия на более ши-

Предисловие ко 2-му изданию 11

рокую политэкономическую трактовку, предполагаю­щую учет не только экономических, но и социальных, политических и психологических аспектов.

5. По структуре содержания данное пособие отражает при­нятую стандартную структуру учебного курса экономической теории. Вместе с тем в нем более обстоятельно
рассматривается блок тем, связанных с экономичес­-
кой политикой государства.
Этот факт объясняется
не только тем, что в пособии широко использован опыт
развития рыночной экономики в странах Западной
Европы (где роль экономической политики проявляет-­
ся заметнее, чем в США). Российские условия формиро-­
вания рыночной экономики требуют в настоящее вре­-
мя активной институциональной роли правительства.

6. Данная тематическая особенность пособия не препят­ствует, однако, тому, что содержание основных тем хорошо корреспондирует с материалами ведущих учебников России. Исходная задача при этом состояла в том, чтобы студенты (и аспиранты) могли изучать глу­бинные основы теории по традиционным учебникам, используя данное пособие для интенсивного восстановле­ния (и закрепления) в памяти цельной картины каждо­го тематического блока при подготовке к экзамену.

Возрастающая роль в процессе обучения письменных форм занятий и тот факт, что в экономических вузах отсут­ствуют специальные занятия по обучению приемам делового текста, побудили авторский коллектив ввести в структуру но­вый раздел. Он посвящен принципам и наиболее рациональ­ным методам работы над экономическим текстом эссе, реферата, курсовой, диплома, статей и диссертации.

Учебное пособие написано творческой группой, созданной на базе Финансовой академии при Правительстве РФ.

А.Г. Грязнова,

ректор Финансовой академии при Правительстве РФ,

доктор экономических наук, профессор


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: