В настоящее время рынок учебной экономической литературы России приблизился к состоянию изобилия. Постоянно выходят новые издания. Повторные выпуски апробированных учебников становятся все масштабнее по глубине рассматриваемых теоретических проблем и широте подходов к анализу.
Возможность богатого выбора в системе информации, безусловно, - благо. Однако обилие учебников и содержащихся в них сведений порой затрудняет читателю самостоятельную «фильтрацию материала» (особенно на стадии подготовки к экзамену). К тому же, фундаментальность новых учебников делает нелегким запоминание всего объема материала при подготовке к экзамену. Эти обстоятельства побудили разработать новый вариант учебного пособия. В его построении использованы следующие принципы.
1. Ведущие темы курса экономической теории представ
лены в емкой, логически структурированной форме.
Излагаемые проблемы подаются в форме определенных
блоков. Такой ориентир нацелен на облегчение восприя-
тия читателем каждой темы как единого целого.
|
|
2. В качестве приема, позволяющего повысить степень
обобщенного восприятия материала, используются зри
тельные образы (структурно-логические схемы, табли-
цы, графики). Данный прием позволяет более активно
использовать подсознательный потенциал человече-
ской памяти.
3. Емкость текста и обилие зрительных образов дает воз
можность читателю цельно воспринимать содержа
тельный образ каждой главы, эффективно запоминать
содержание при подготовке к экзамену.
4. Материал излагается многоаспектно, с толерантным
отношением к различным теоретическим школам. До
влеющий во многих американских учебниках «Эконо
микс» прагматический подход неоклассики («мейнст-
рима») заменен в некоторых темах пособия на более ши-
Предисловие ко 2-му изданию 11
рокую политэкономическую трактовку, предполагающую учет не только экономических, но и социальных, политических и психологических аспектов.
5. По структуре содержания данное пособие отражает принятую стандартную структуру учебного курса экономической теории. Вместе с тем в нем более обстоятельно
рассматривается блок тем, связанных с экономичес-
кой политикой государства. Этот факт объясняется
не только тем, что в пособии широко использован опыт
развития рыночной экономики в странах Западной
Европы (где роль экономической политики проявляет-
ся заметнее, чем в США). Российские условия формиро-
вания рыночной экономики требуют в настоящее вре-
мя активной институциональной роли правительства.
6. Данная тематическая особенность пособия не препятствует, однако, тому, что содержание основных тем хорошо корреспондирует с материалами ведущих учебников России. Исходная задача при этом состояла в том, чтобы студенты (и аспиранты) могли изучать глубинные основы теории по традиционным учебникам, используя данное пособие для интенсивного восстановления (и закрепления) в памяти цельной картины каждого тематического блока при подготовке к экзамену.
|
|
Возрастающая роль в процессе обучения письменных форм занятий и тот факт, что в экономических вузах отсутствуют специальные занятия по обучению приемам делового текста, побудили авторский коллектив ввести в структуру новый раздел. Он посвящен принципам и наиболее рациональным методам работы над экономическим текстом эссе, реферата, курсовой, диплома, статей и диссертации.
Учебное пособие написано творческой группой, созданной на базе Финансовой академии при Правительстве РФ.
А.Г. Грязнова,
ректор Финансовой академии при Правительстве РФ,
доктор экономических наук, профессор