Экономическая теория: предмет изучения и его эволюция

В сфере познаний человеческого общества одним из важ­ных звеньев является экономическая наука. В наиболее об­щем, методологическом плане ее задачи схожи с целями лю­бой другой науки:

1) систематизация элементов познания действительно­сти;

2) определение причинно-следственных и функциональных зависимостей между данными элементами;

3) выявление закономерностей, законов и тенденций в экономической реальности; разработка системы рекомендаций для экономического поведения индивидуума, фирмы и госу­дарства.


Тема 1. Экономическая теория и пути ее эволюции 13

Экономическая наука изучает широкий круг проблем, со­бытий и явлений. В ходе исторического развития в рамках экономической науки сложилась определенная специализа­ция отдельных направлений исследования. Сформировалась совокупность экономических дисциплин, между которыми установилась своего рода иерархическая соподчиненность. Общепризнано, что «заглавную», или «лидирующую», роль в этой совокупности выполняет экономическая теория. В данной науке ярко выражены обобщающие, исходные уста­новки, необходимые для микро- и макроэкономического ана­лиза. Большая часть конкретных экономических наук ба­зируется на постулатах, изложенных в курсе экономичес­кой теории.

Первые элементы экономической науки, имевшие фор­му отдельных высказываний, философских умозаключе­ний по поводу хозяйствования, стали известны в период IX-V вв. до н.э. в Древнем Китае, Индии, Риме и Греции. Появ­ление же экономической теории как сложившейся, зрелой науки относят к XVIII в., связывая этот факт с возникнове­нием «классического» направления в исследованиях, обо­значенных, в первую очередь, работами английских эконо­мистов.

Возникновение каждой экономической науки, дисципли­ны связано с тем, что данное направление исследований вы­бирает в экономической действительности определенную об­ласть, некий «пучок проблем», фокусируя на нем свое внима­ние. Данный «пучок» получает статус предмета научного направления.

История развития науки показывает: предмет каждой на­учной дисциплины постепенно меняется, эволюционирует. Это связано с постепенным накоплением, расширением объе­ма знаний, с различиями в позициях экономистов. Степень изменений может варьироваться от незначительных отличий до радикальных перемен.

Историческая иллюстрация того, как трансформировал­ся предмет экономической науки, а начиная с XVIII в. - эко­номической теории, приведена в виде схемы (схема 1).

14 Раздел I. Введение в экономическую теорию

Схема 1: ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДМЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Представители экономических школ и направлений Предмет (или сопряженные с ним понятия и категории)
1  
Экономическая мысль периода античного рабства КсеноФонт, древнегреческий философ (430-350 гг. до н.э.). Автор понятия «экономика» (от греческого словосочетания «ой-кос» - дом, хозяйство, «номос» -правило, закон); Аристотель, древнегреческий философ (384-322 гг. до н.э.) • Домашнее хозяйство • Способы его увеличения • Умение его разумного использования Разделение хозяйственной сферы на два направления: • экономика (позитивно оцениваемая деятельность людей в земледелии, ремесле и мелкой торговле); • хрематистика (негативно оце­ниваемая деятельность людей в сфере крупных торговых сделок с целью спекуляции и ростов­щичества)
Средневековая экономическая мысль в западноевропейских странах (IV-XIV вв.) Итальянский монах Фома Аквинский (1225-1274) • Религиозно-этический подход к экономическим проблемам и категориям (богатство, обмен, «справедливые цены», деньги, торговая прибыль и ростовщи­ческий процент) • Крупная торговля, ссудные операции осуждались как явле­ния грешные
Меркантилизм – экономическое течение периода зарождения рыночных экономических отношений (XIV-X VIII вв.). Томас Мэн (1571-1641). член Совета директоров Ост-индской торговой компании, автор книги «Богатство Англии — во внешней торговле»; А. Монкоетьен (Франция), автор книги: «Трактат политической экономии» (1616 г.). Ввел в на­учный оборот термин «полити­ческая экономия» и новое название науки, остававшееся безальтернатив- ным вплоть до начала XX в. • Государственное хозяйство, координирующее и регулирующее хозяйственную жизнь (прежде всего - в области торговли) •Протекционистская Экономическая политика, нацеленная - на усиление роли торгового капитала в экономике • Деньги в форме капитала как источник богатства

Тема 1. Экономическая теория и пути ее эволюции 15

Продолжение схемы 1

1 2
Школа физиократов (XVIII в.) Франсуа Кенэ (Франция, 1694-1774), автор экономической оборот табличное (наглядное) изображение взаимосвязей продук­товых пото ков в обществе. Предпринял первую попытку макроанализа; А. Тюрго (Франция, 1727-1781), генеральный контролер финансов, реформатор. Стремится к либера лизации экономики страны • Происхождение богатства, закономер ности его роста и распределения таблицы. Ввел в научный •Анализ экономики на основе естествен ного (т.е. близкого принципам природной системы) по рядка • Труд земледельца как единственный источник всякого богатства • Кругооборот в хозяйственной жизни
Классическая политическая экономия (XVIII-XIX вв.) Адам Смит (Англия, 1723-1790), «Исследование о природе и причи нах богатства народов» (1776). Смит ввел понятия нормативной и пози тивной экономической теории; Давид Рикардо (Англия. 1772-1823), «Начала политической экономии и налогового обложения (1817) Жан Батист Сэй (Франция1767-1832). Один из авторов трехфактор ной концепции; Джон Стюарт Милль (Англия, 1806-1873), «Основы политической эконо мии» (1848). Синтезатор идей клас сической школы • Наука о происхождении богатства и его распределении между трудящими ся, землевладельцами и капиталиста ми •Политическая экономия - наука об экономических законах (Дж. Милль) •Проблема экономического развития об щества и повышение его благосостояния •Приоритетное исследование ния»; проблем сферы производства. • Понятия «экономический человек» и «невидимая рука рынка» • Теория разделения труда • Теория стоимости товара - •Теория производительного труда - •Теория денег - • Теория доходов • Теория капитала • Теория воспроизводства
Историческая школа (XIX в.) Фрилрих Лист (Германия, 1789-1846), «Национальная система поли тической экономии» (1841); Вильгельм Рошер ( 1817-1894): Бруно Гильдебрант (1812—1878) • Наука о развитии производительных сил с учетом социально-экономических особенностей каждой страны • Отрицание ортодоксальной, «космополи тической» теории А. Смита - Д. Рикардо. Универсальная; и схоластическая концепция классиков непригодна для

16 Раздел I. Введение в экономическую теорию

Продолжение схемы 1

Карл Книс (1821-1898) Густав Шмоллер (1838-1917) Адольф Вагнер (1835-1917) Карл Бюхер (1847-1930) практического использования. Дельная экономическая система должна опираться на достоверные исторические факты. «Бунт про­тив формализма» оценка «исто­риков» американским экономи­стом Б.Селигменом • Разработка теории производи­тельных сил • Концепция стадийного эконо­мичес кого развития • Положение об активной эконо­мичес кой политике государства (первые основы теории экономи­ческой политики) • «Экономическое воспитание на­ции важнее непосредственного производст ва материальных ценностей» (Лист)
Марксизм как теоретическая школа (XIX в.) Карл Маркс (Германия. 1818-1883), «Капитал» (1867); Фридрих Энгельс (Германия1820-1895), «Анти-Дюринг» (1878); Роза Люксембург (Германия 1871-1919), «Накопление капитала» (1913). В.И. Ленин (Россия. СССР, 1870-1924), «Империализм как новейший этап капитализма» (1917.) Н.И. Бухарин (Россия, СССР1888-1938), «Мировое хозяй­ство и империализм» (1918), «Политическая экономия ран­тье» (1919), «Экономика пере­ходного периода»(1920) • Предметом политэкономии являются производственные (т.е. экономические) отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распре-деления, обмена и потребления мате риальных благ • Данные отношения проявляются как система объективных экономических законов. Их изучение - задача политичес кой экономии • Приоритетное исследование проблем сферы производства
Австрийская школа (субъективно-психологическое направление маржи нализма, XIX в.) Карл Менгер (Австрия, 1840-1921), Основы Учения о народном хозяйстве (1871) Фридрих фон Визер(1851-1926) Ойген фон Бём-Баверк (1851-1914) •Теория стоимости, или ценности (цен ность как выражение предельной полез ности) • Теория ожидания • Приоритетной в экономике является не сфера производства, а сфера потребле ния

Тема 1. Экономическая теория и пути ее эволюции 17

Продолжение схемы 1

1 2
Неоклассическое направление эконо мической мысли как второй этап «мар жинальной революции» (XIX-XX вв.) АльФред Маюшалл (Англия, 1842-1924), основоположник неоклассичес кой экономической теории, лидер «кембриджской школы» маржинализ ма. «Принципы экономике» (1890). По инициативе Маршалла с 1902 г. введе но новое изложение экономической теории под названием-«экономике». Тем самым было вытеснено построе ние курса по учебникам политической экономии «классической школы» Дж.С. Милля. Джон Бейтс Клатж (США, 18471938), основатель «американской школы» маржинализма; Вильфредо Парето (Италия, 1848-1923). Представитель «лозанской школы» маржинализ­ма. «Курс политической эконо­мии» (1898), «Учение политэко­номии» (1906) • Наука об изучении принципов, в соответствии с которыми происходит оптимальное размещение редких ресурсов для удовлетворения потреб ностей • Теория стоимости и ценообразования на рынке. «Цена равновесия» в точке пересечения спроса и предложения • Концепция эластичности спроса • Учение о статике и динамике • Макроэкономическое равновесие • Разложение всего дохода общества на различные виды дохода (заработная плата, процент и; прибыль) - • Общественная максимальная полез ность. «Оптимум Парето» • Приоритетное исследование проблем сферы обращения, а не производства
Теории социального контроля общест ва над экономикой Институциональное направление экономической мысли (XX в.) Институционализм — это в определен ном смысле альтернатива неокласси ческому направлению экономической теории. Тосстейн Веблен (США, 1857-1929). «Теория праздного клас­са» (1899); Джон Р. Коммонс (США, 1862-1945); Уэсли К. Митчелл (США. 1874-1948) • Институты (как первичный элемент дви жущей силы обществав экономике и вне ее) • Предметом анализа являются как эко номические, так и неэкономические пробле мы социально-экономического развития • Государственное вмешательство в эконо мику
Кейнсианство (XX в.) Джон М. Кейнг (Англия. 1883-1946 гг.), • Анализ экономики в состоянии депрессии

18 Раздел I. Введение в экономическую теорию

Окончание схемы 1

   
основатель макроэкономического направления в экономической тео рии. «Общая те ория занятости, процента и де нег»(1936) •Замена принципа ограниченных ресурсов условием недоиспользования мощностей и безработицей в условиях депрессии • Экономическая политика государства
Монетаризм (XX в.) Милтон Фридмен (США. 1912 г. «Количественная теория денег» Ирвинг Фишер (США. 1867-1947) «Покупательная сила денег: ее опре деление и отношение к кредиту, проценту и кризису» •Законы движения денежной массы, являющиеся «первоосновой экономии ческого развития». - • Деньги как экономическая cv6стан ция, «играющая, определяющую роль в колебательном движении экономики», • Взаимосвязи между объемом денежной массы и объемом производства

Отраженные в схеме 1 исторические аспекты свидетельствуют: предмет рассматриваемой науки осуществил за длительный период заметную модификацию. Более того, содержательные компоненты могут меняться и на современном этапе. Эпицентр внимания исследовательских проектов трансформируется практически каждое десятилетие. Например, в 1960-1970-х гг. большое внимание уделялось проблемам развивающихся стран, межстра новому компаративному анализу положения в разви­тых странах. Возникновение кризиса долгов, проблемы инф­ляции и безработицы усилили интерес исследователей к этим проблемам в 1980-е гг. В следующем десятилетии на первый план выдвинулись аспекты экономики ресурсов, образования, организации экономической жизни в городах.

Обобщая исторический процесс эволюции того «узла про­блем», на изучение которого нацелена экономическая теория, следует отметить: само философское понятие «предмет» сло­жилось далеко не сразу. Оно возникло лишь на определенном этапе развития той или иной науки. Как отмечает в своей из­вестной работе английский экономист Лайонел Роббинс (1898-1984): «Из самой природы науки вытекает, что опре­делить ее предмет невозможно до тех пор, пока она не достиг ла определенной стадии развития. Единый предмет науки можно определить лишь тогда

Тема 1. Экономическая теория и пути ее эволюции 19

когда обнаруживается един­ство тех проблем, которые она в состоянии решить...»1.

Однако и на стадии зрелости науки определение ее предме­та - далеко не столь простое дело. Для того чтобы изложить наши представления о природе и значении экономической на­уки, пишет Л. Роббинс, необходимо определить границы ее предмета, т.е. сформулировать рабочее определение этой от­расли знания. К сожалению, задача эта не так проста, как ка­жется на первый взгляд. Усилия экономистов за последние полтораста лет породили систему общих положений, правиль­ность которых может поставить под сомнение только невеж­да или упрямец. Но единой точки зрения относительно сущ­ности предмета не существует.

Подводя итог данным рассуждениям, отметим, что в на­стоящее время господствует то неоклассическое понимание природы экономической науки, которое выражено в опреде­лении Л. Роббинс: «Экономика - это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его це­лями и ограниченными средствами, допускающими альтер­нативное их использование»2.

Став предметом изучения рассматриваемой науки, экономи­ческое поведение людей охватывает все стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Однако интересен еще один исторический эволюционный момент. Мировой кризис 1929-1933 гг. (так называемая Великая депрессия) дал толчок к пере­ориентации с товарно-производственной концепции на сбыто­вую. Это обусловлено тем, что в экономической реальности эпи­центр проблем сместился с одной фазы на другую: задачи произ­водства предпринимательский сектор научился решать достаточно эффективно. Более трудными - вследствие - постоянно

Robbins L. The Subject-Matter of Economics // Rabbins L. An Essay on the Nature and Significance of Economic Science. - L., 1935. На русский язык данная работа, известная во многих странах мира, была переведена лишь спустя 58 лет. См.: Роббинс Л. Предмет экономической науки / THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Зима 93. - М., 1993. - С. 10-23.

Цит. по: Коуз Р. Фирма, рынок и право / Пер. с англ. - М.: «Дело ЛТД», 1993. - С. 4 (RobbinsL. An Essay on the Nature and Significance of Economic Science. - L., 1935. - P. 16).

20 Раздел I. Введение в экономическую теорию

ра­стущей конкуренции - оказались проблемы реализации созда­ваемого продукта. Именно это обстоятельство и предопредели­ло то, что неоклассика преимущественное внимание нацелива­ет сегодня не на стадию производства, а на последующие стадии (прежде всего - распределения и обмена).

Обозначим еще одну характерную черту современной ори­ентации экономической теории. Данная наука тяготеет к прагматическому принципу: исследование должно прово­диться главным образом в отношении тех явлений, которые связаны с острыми, трудно решаемыми проблемами эконо­мики. Успешно реализуемые аспекты хозяйственной жизни практически не создают стимулов для научных поисков.

3. Взаимодействие концепций в экономической теории:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: