Единение и противостояние

Развитие экономической теории - достаточно сложный творческий процесс. В нем отражаются, по сути, два аспекта: познание обществом окружающего мира, с одной стороны, и стремление творческой личности (автора той или иной тео­рии) к самореализации, к «творческой экспансии» - с другой.

В свою очередь, «поведение» ученого проявляется также в различных вариантах. Наиболее типичный путь - формиро­вание исследователем исходной концепции. Выбранный вари­ант может найти отклик у ряда последователей. Чаще всего таким образом и возникает научная школа. Дальнейшее углуб­ление исходной концепции проводится на основе подключения к анализу все более широкого спектра факторов. Именно так складывалась доминирующая сегодня в мировой экономиче­ской науке неоклассическая экономическая теория.

Параллельно данному подходу (который условно можно на­звать «гонкой за лидером») реализуется и другой вариант. Уче­ных может увлекать не только желание идти по уже намечен­ному пути. Некоторые стремятся взглянуть на исследуемую проблему совершенно иначе, под другим ракурсом, желают найти альтернативу ставшему уже привычным подходу!

Тема 1. Экономическая теория и пути ее эволюции 21

К этому тяготеют обычно экономисты, склонные к междисципли­нарным аспектам экономического анализа. Естественно, что различия в подходах определяются не только психологическим фактором, но и, прежде всего, - объективными условиями.

В целом же можно признать: наличие двух исследователь­ских путей вполне оправданно. Они дополняют друг друга. Иногда, правда, - с «оговорками», но в целом - достаточно удачно. При этом огромную роль играют те авторы, которые умеют находить и обосновывать в своих трудах синтез раз­личных теоретических школ.

Занимающая сегодня наиболее сильные позиции неоклас­сическая школа сложилась, как известно, на базе развития концепций английской классической политической эконо­мии - А. Смита, Д. Рикардо, Т. Мальтуса и Дж. С. Милля в XVIII и первой половине XIX в. Преобладающая масса работ, вышедших в свет в последующие 150-200 лет, представляют собой развитие этой «основной линии», так называемого мей-нстрима.

Однако интересно отметить, что, уже начиная с первой по­ловины XIX в., ряд исследователей стремились найти прин­ципиально иные пути экономического анализа (а порой и про­извести научную революцию). История свидетельствует о не­скольких вариантах альтернативных научных подходов.

Первое «сопротивление» классической теории было оказа­но немецкой исторической школой. Своим принципом она считала решение научной задачи: исследование закономерно­стей экономики на примере развития конкретной страны. Пред­ставители данной школы избегали оперирования абстрактны­ми схемами. Довлел лозунг: «Каждая страна идет своим пу­тем!» Предпочтение отдавалось изучению реальных специфи­ческих проблем, решение которых зависит от культурных тра­диций, исторических особенностей, «духа народа». В качестве исследовательского инструмента активнейшим образом при­влекалась статистика.

Атаку на классическую теорию осуществила и школа мар-жинализма. В данном случае объектом спора была не общая стратегия (что изучать: единые закономерности или же - специфику конкретной

22 Раздел I. Введение в экономическую теорию

экономики). Внимание сосредоточилось на толковании категории ценности товара. Представители маржиналистской школы исходили из того, что данная цен­ность создается не в процессе производства благ, а лишь на стадии их реализации.

На принципиально иной ракурс исследования (по сравнению с классической политэкономией) нацелена также марксист­ская школа. Изучение сторон рыночного хозяйства (с исход­ной задачей его совершенствования) было заменено познанием закономерностей движения всей социально-экономической си­стемы. В теоретической концепции был заложен при этом па­раметр не экономического эффекта, а, напротив, - социально­го дисбаланса в распределении создаваемого продукта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: