• Научные школы
• Классика и неоклассика
1 Козловски П. Принципы этической экономии / Пер. с нем. - СПб.: Экономическая школа, 1999. - С. 8; Структурное разнообразие рассматриваемого термина наиболее фундаментально отражено в «Энциклопедии политической экономии», вышедшей в 1998 г. под редакцией известного австралийского экономиста, профессора Технологического университета в гор. Перте Ф. А.О'Хара. В данной работе обозначаются следующие школы политической экономии: «институциональная», «марксистская», «пост- кейнсианская», «социальная», «феминистская» (См.: Encyclopedia of Political Economy/Ed. By A.O'Hara. London, New York: Routledge, 1998).
Введение в экономическую теорию 39
· Институционализм и неоинституционализм
· «Основное течение»
· Эволюция предмета исследования
· Направление науки и учебный курс
· Позитивная и нормативная экономический теории
· Каузальный и функциональный методы
· Дедукция и индукция
· Логический и эмпирический методы
· Анализ и синтез
· Факторный анализ
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой гипотеза? Чем она отличается от научной
теории? На чем строится гипотеза? Существует ли методологиче
ская связь между гипотезой и теоретической конструкцией? Раз
вит ли метод гипотез в экономической науке (в частности - в сфере
экономической теории)? Можете ли вы привести конкретный при
мер использования гипотезы в экономическом исследовании како
го-либо автора?
2. Какой метод экономического анализа (индукция или дедукция) в
более активной степени используется в работах экономистов анг
ло-американского экономического пространства, континенталь
ной Европы (например, Германии, Франции), России?
3. В современной мировой литературе высказана позиция: в запад
ной цивилизации можно выделить два направления. Одно назы
вается англо-американским, другое - «рейнским», относящимся
к странам континентальной Европы. Почему, на ваш взгляд, су
ществует основание для такого разграничения? Каковы парамет
ры, по которым такое разделение возможно провести? В чем эти
отличия проявляются применительно к экономической теории и
учебному курсу по данной науке?
4. Французский экономист Раймон Барр в своем учебнике «Полити
ческая экономия» пишет: «Кем-то удачно было сказано, что эко
номическая теория - это «ящик с инструментами». Она не дает
готовых выводов, а является методом, способом, позволяющим
делать из фактов правильные выводы». Какое начало проявляет
ся здесь больше: нормативное или позитивное? Какие «за» и «про
тив» в отношении данной позиции вы могли бы привести?
40 Раздел I. Введение в экономическую теорию
5. Английский экономист Дж. Кейнс в своей знаменитой работе при-1 водит следующую мысль: «Экономическая теория... является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям». Что, по вашему мнению, дало основание для такого вывода и какие элементы в экономической теории придают ей методологическую направленность?
Список рекомендуемой учебной литературы @
Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Ки левой. - Киров: АСА, 2002. - Гл. 2.
2. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics'
Учебник/Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.: КНО-
РУС, 2004. - Гл. 1.
3. Микроэкономика: Теория и российская практика / Под ред.
А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.: КНОРУС, 2004. - Тема 1.
4. Экономика/Под ред. А.Г. Грязновой, И.П. Николаевой, В.М.Ка-
дыкова. - М.: ЮНИТИ, 2001. - Гл. 1.1.
Дополнительная литература
1.АллеМ. Экономика как наука. - М.: РГГУ, 1995. -С. 27-51.
2. Думная Н.Н. Драма в российской теории - акт второй? // Вестник
Финансовой академии. - 2000. - № 1.
3. Макконелл KJ3., Брю СЛ. Экономикс / Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М,
2001. - Гл. 1, 2.
4. Маршалл А. Принципы экономической науки/Пер. с англ. -М.:
Прогресс, 1993. - Т. 1. Гл. 1.
5. Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. -
М.: Дело, 1999. -Гл. 1, 2.
6. Роббинс Л. Предмет экономической науки. В кн.: THESIS. Тео
рия и история экономических и социальных институтов и сис
тем. Зима 93. - М., 1993. - С. 10-24.
Тема 2