Теоретические школы и учебные курсы: сходство и различие

Теоретическая наука и учебный курс - явления близкие, однако между ними существует и немало различий. Прежде всего, - целевых. Задача науки - привнести в мир специали­стов элементы новизны в познании определенного явления. Большую роль при этом играет метод научной полемики между представителями различных направлений. Дискус­сионные обсуждения, анализ спорных вопросов, характери­стика до сих пор непознанных «белых пятен» - все это эле­менты науки.

Учебный курс имеет другую методическую задачу. Она состоит в том, чтобы наиболее ясно, четко и логически строй­но обеспечить постижение человеком нового блока знаний. До достижения определенного уровня знаний не является це­лесообразным изложение объемных дискуссионных аспек­тов и размышлений. Традиционный стиль изложения - нор­мативный. Психологически он легче и эффективнее воспри­нимается обучаемой личностью.

Интересен вопрос о том, что имеет более широкий подход: понятие теории или понятие учебного курса? Очевидно, что учебный курс может считаться в определенном смысле более широким понятием. Наука состоит из совокупности школ и направлений. Учебный же курс призван давать информацию обо всей широте полученных на данный момент знаний. Ме­тодом умелой комбинации учебные пособия нередко отража­ют те теории, авторы которых могут находиться в оппозиции ДРУГ к другу.

Учебный курс по экономической теории - это, по сути, уме­лое и компромиссное обобщение целого ряда теоретических концепций, выстроенных в должной логической иерархии. При этом следует учесть, что логическую линию в экономи­ческом тексте можно строить по-разному, что и объясняет на­личие не только различных научных школ, но и вариантов Учебного курса по экономической теории.

36 Раздел I. Введение в экономическую теорию

Предлагая вниманию читателя данную классификацион­ную схему, следует отметить содержащийся в ней элемент условности (без чего не может обойтись ни одна научная клас­сификация). Например, термины «экономике» и «полити­ческая экономия» порой используются и для обозначения % научных направлений. Однако четкость градации необходи­ма для выработки более структурированного представления о той или иной совокупности экономических процессов и яв­лений.

Рассмотрев общую структуру понятия «экономическая те­ория», целесообразно более подробно обратиться к категории «учебный курс» (схема 8).

Схема 8

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫСОВРЕМЕННОГО ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
I НАПРАВЛЕНИЕ НАУКИ
  современные экономические школы
      Неоклассика
      Неоинституционализм
      Монетаризм
      Неолиберализм
II. УЧЕБНЫЙ КУРС
  варианты учебного курса
      Экономикс
      Политическая экономия
      Учение о народном хозяйстве

В структурированном варианте учебный курс «экономи­ческая теория» может быть представлен следующим образом (см. схему 9).

Тема 1 Экономическая теория и пути ее эволюции 37

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ВАРИАНТОВ УЧЕБНОГО КУРСА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
ЭКОНОМИКС Имеет широкое распростране­ние в большин­стве стран мира (наиболее актив­но - в англо­язычных стра­нах: economics) Микро­эконо­мика Раздел курса экономической теории, вкотором анализируется поведение от­дельных экономи ческих субъектов (домашних хозяйств, фирм)
Макро­экономи­ка Раздел общей экономической теории, в котором рассматриваются проблемы функционирования народного хозяй­ства как целого. Оно анали зируется как система взаимосвязанных рынков и секторов. Исследуется роль государ­ства как субъекта экономики
ПОЛИТИ­ЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ В определенном объеме курс по­лучил распрост­ранение во Фран­ции и России. Под рубрикой «Политическая экономия» пуб­ликуются мно­гие научные ра­боты институци-оналистов США Особенности трактовки в различных странах Во Франции: • Kvpc (economie politique) нацелен на изложение проблем, связанных, взначительной мере, с характеристикой создания и распределения наци­онального дохода, системы ценообразова ния. Материал часто рассматривается не в узкоприладном, формализованно излагаемом стиле, а в широком, проблемно излагаемом ключе. В России: • В ряде учебников курс излагается в форме сочетания отдельных положений марксистской поли­тической экономии и неокласси ки. Из арсенала марксистской науки используются категории и положения, связанные с понятиями «воспроиз­водство», «цены», «издержки», «прибыль». Вне использования остались такие поня тия, как «эксплуатация труда», «система экономических зако нов», «система противоречий капитализма», «неизбежная смена капитализма социализмом»
УЧЕНИЕ О НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ Данный курс пре­подается в уни­верситетах Гер­мании В Германии: • Ключевой сферой учения о народном хозяйстве (Volkswirtschaftslehre) является экономическая теория. • В широком понимании данный курс охватывает также теорию экономической политики, фи­нансовую теорию и экономичес кую историю. Вспомогательными научными инструментами выступают статистика и эконометрика. • Особенностью курса является четкая структурированная форма подачи материала. Преобладающим методом является дедукция, а не ин­дукция. В изложении зависимостей между явлениями широко используется не только функциональный (что, в первую очередь, характер­но для мейнстрима), но и каузальный метод

38 Раздел I. Введение в экономическую теорию

Представленное в схеме 9 направление курса, названное «Политической экономией», отражает ту теоретическую ли­нию, которая существенно отличается от классической поли­тической экономии XVIII-XIX вв. Сфера ее анализа - преиму­щественно уже не производство, а обращение. Среди методи­ческих приемов активным образом используется в настоящее время математическое моделирование (в чем проявляется сход­ство с неоклассической школой в рамках курса «Экономикс»). Однако в отличие от последней, современная школа полити­ческой экономии не ограничивает свой анализ проблемами, в конечном счете, сводимыми к вопросу о наибольшем эконо­мическом эффекте. В сфере ее интересов - изучение проблем распределения факторных доходов как основы макроэкономи­ческого равновесия, глобализации, окружающей среды, богат­ства и бедности в современном мире, аспектов воздействия на_ экономику социально-политических событий.

Как пишет немецкий экономист П. Козловски, «полити­ческая экономия представляет собой соединение политиче­ской философии и экономической науки. Она является эко­номической теорией политических институтов и политиче­ских предпосылок той области культуры, которая называ­ется народным хозяйством»1.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: