Достоинства и несовершенство рыночного хозяйства

Подходя к рыночной экономике как к процессу, можно обозначить его достоинства и несовершенства1. Отметим, что в разных теоретических школах существуют различия в подходе к данному вопросу. Неоклассики больше внимания уделяют достоинствам рыночной системы. Первые «оды» рыночному хозяйству были, как известно, еще в работах Адама Смита.

Институциональная школа, выступая оппонентом неоклассике, основное внимание обращает на недостатки рынка. Наиболее обстоятельно совокупность подходов институциональной школы выразил в своей работе «Экономика государственного сектора» известный американский экономист Дж.Ю. Стиглиц2 (схема 11).

В англоязычной литературе несовершенства рынка институционалисты обозначают термином «failure». В российской экономической печати возникли разные варианты его перевода: провалы, фиаско, отказы, недостатки, дефекты, слабости, сбои. Первые два варианта перевода («провалы», «фиаско») отражают стилистику, принятую в современной российской потребительской рекламе - гипертрофированную экспрессию. Для сравнения: в Германии данный термин переводится как «прекращение действия», «отказ» (Versagen), что отражает более спокойный и взвешенный вариант экономической лексики. Представляется, что оптимальными и терминами для русского языка были бы понятия «дефекты», «сбои» или «несовершенства» рынка.

Стиглиц ДжЖ). Экономика государственного сектора. - М.: ИНФРА-М, 1997. - С. 76-84.

76 Схема 11
ДОСТОИНСТВА И НЕСОВЕРШЕНСТВА РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
ДОСТОИНСТВА РЫНКА (позиция неоклассической школы.)
  1. Свойство саморегуляции. Способность рынка к самокор­рекции. Реагируя на внешние факторы, адаптируясь к ним, рынок умеет сохранять свой внутренний воспроизводствен­ный потенциал. Он сохраняет, тем самым, себя как систему (явление так называемого гомеостаза)
  2. Эффективная аллокация (размещение) ресурсов, что обеспечивается свободным ценообразованием. В условиях нормально работающего рынка каждое благо поступает туда, где оно может обеспечить максимальную полезность
  3. Эффективность производства. Максимальный выбор благ. Недопущение дефицита как экономического явления
  4. Конкуренция, которая обеспечивает снижение цен и по­вышение качества производимых благ
  5. Наличие свободы в принятии экономических решений (что создает основу для развития предпринимательской энергии)
  6. Прагматическая адаптация эгоизма людей. По словам А. Смита, «экономический человек», преследуя собствен­ные интересы, неизбежно предпочитает такие действия, которые наилучшим образом служат интересам общества
ДОСТОИНСТВА РЫНКА (позиция школы институционализма)
  1. Облегчение процесса обмена благ. («Рынки представляют собой институты, существующие для облегчения обмена, т.е. они существуют для сокращения издержек по трансакции обмена»)1
НЕСОВЕРШЕНСТВА РЫНКА (позиция школы институционализма)
  1. Несостоятельность конкуренции (она не является пол­ной). Рынок стремится к монополизации власти. В итоге ис­кажается ценообразование. Возникает ущерб благосостоянию от факта наличия монополий
  2. Рынок не производит общественные блага (или произво­дит их мало)
  3. Деятельность рыночной системы порождает внешние эф­фекты. Негативные вариации внешних эффектов сам ры­нок, как правило, не устраняет

1 Коуз Р. Фирма, рынок, право / Пер. с англ. - М.: Дело, 1993. - С. 3.

77 Тема 3. Рыночная система. Основные параметры ее развития

Окончание схемы 11

  4. Неполные рынки. Частные рынки не справляются, напри­мер, с обеспечением страховых услуг и займов. Эту деятель­ность приходится активизировать государству
  5. Несовершенство, асимметричность информации. Сам рынок нередко обеспечивает недостаточное предложение ин­формации. Информация во многом становится новым обще­ственным товаром
  6. Безработица, инфляция и неравновесие как наиболее широко признанные симптомы «несовершенства рынка»

Завершая перечень недостатков рынка, целесообразно также привести мысль, которую выразил по данному поводу Дж.Ю. Стиглиц. По его словам, различные формы несовер­шенства рынка не являются взаимоисключающими. Скорее, они взаимосвязаны между собой. Проявление одного недо­статка по цепочке может родить и другие изъяны.

Недостатки рыночной системы, можно отразить так­же с позиции социально-психологического анализа:

Ø Рыночная система не предполагает равенства в распре­делении доходов. Возникающий результат - социальная диф­ференциация нации. Понимая опасность чрезмерного соци­ального расслоения, правительства развитых стран стремят­ся принимать меры для социальной балансировки.

 

Ø Растущее количество участников рынка (со стороны предложения), усиление качественных аспектов конкуренции борьбы - все это ведет к более мощной борьбе за потребителя (борьба за доллар покупателя). Итогом является появление системы мощного информационного и психологического воз­действия на потребителя со стороны рекламных кампаний. Потребитель, будучи в массе своей конформистом (т.е. кон­серватором), оказывается заложником стратегий корпора­ций. Постепенно теряется его самостоятельность в при­нятии потребительских решений. Он представляет себя не­зависимым, но в действительности его подсознание - во мно­гом продукт рекламной работы крупных корпораций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: