Спрос как экономическая категория. Закон спроса

На рубеже XIX и XX вв. понимание предмета экономической теории стало существенно меняться. В качестве первоосновы исследования постепенно выделились такие явления, как спрос, предложение и процесс взаимодействия между ними. Интересна мысль, очень четко сформулированная родоначальником «Экономикса» Альфредом Маршаллом в 1890 г. Старые дефиниции, отмечал он в своей работе «Прин­ципы экономической науки», определяли ее как науку, ис­следующую производство, распределение, обмен и потребление богатства. Существует, однако, весьма обширная область отношений спроса и предложения, которая выступает в качестве стержня экономических исследований, придавая им единство и последовательность1.

Действительно, именно во взаимодействии спроса и предложения реализуется функционирование рыночной системы. Оба понятия отражают поведение противостоящих групп субъектов в рыночной системе: потребителей и производителей. Дифференциация интересов данных субъектов имеет объективную основу. Если для потребителей главная задача -максимальное удовлетворение своих потребностей, то для производителя - получение наивысшей прибыли. Результат взаимодействия между субъектами рынка приобретает фор-

1 Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1/Пер. с англ. - М.: ПРОГРЕСС, 1993. С. 145. Отметив значимость нового поворота в экономи­ческой науке, Маршалл добавляет: «До недавних пор проблемой спроса или потребления несколько принебрегали».

му договора. Он отражает тот компромисс, к которому приходят его участники.

Равноценны ли позиции обоих участников рыночных сделок? Исполняет ли кто-то из них роль лидера? На этот вопрос у экономистов существуют различные мнения.

Проявляется, например, мнение о том, что тон в экономике задают не предприниматели, а потребители. Образно выразился об этом Людвиг фон Мизес: «Капиталисты, пред­приниматели и фермеры играют важную роль в экономике. Они стоят у штурвала и ведут корабль. Но они не вольны оп­ределять его курс. Они не командуют кораблем, они всего лишь рулевые, обязанные беспрекословно подчиняться приказам капитана. Капитаном является потребитель»1. Согласно же другим взглядам, потребители в своей массе тяготеют к пассивной позиции, к консерватизму. В обществе массового потребления сила воздействия предпринимательских кампаний на покупательские массы достигла огромной степени (в частности, через влияние на подсознание). Лидирующие позиции, соответственно, занимает на рынке сторона предложения.

В этом аспекте интереса заслуживает вопрос: в связи с чем теоретический анализ взаимодействия двух сторон на рынке начинается с изучения именно спроса, а не предложения? Ответ находим в работе А.Маршалла. Он выдвинул три причины, обусловливающие значимость первоочередного изуче­ния спроса (схема 1).

Что же представляет собой спрос как категория?

Спрос — это желание и способность покупателей совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара

На формирование спроса влияет множество факторов.

Ведущий из них - цена единицы блага. Рассмотрим данное влияние.


1 Мизес Л. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. - М.: Дело, 1993. - С. 23.

СПРОС КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ(постулаты А.Маршалла)
  1.В работах классиков (Рикардо и его последователей) при анализе категории стоимости чрезмерное значение придавалось издержкам производства (т.е. фактору предложения). На самом деле факторы спроса играют такую же роль в формировании стоимости, как и факторы предложения
2. Теория спроса (по сравнению с теорией предложения) пребывает в младенческом возрасте. Относительно слабо развиты методы измерения спроса. Для развития же экономической теории необходимо использовать точность аргументации, что предполагает возможность использовать математический анализ, систему четких показателей
3. Состояние общества в развитой стране уже на этапе перехода от XIX к XX в. подошло к тому уровню, когда требуется выполнять цели повышения общего благосостояния населения. Изучение потребностей, спроса - одна из задач в деле решения благосостояния нации в

То соотношение, которое складывается между уровнем цен и объемом спроса, принято называть законом спроса. Его суть состоит в том, что существует обратная зависимость между уровнем цен и количеством покупаемой продукции.

Характеристику названного экономического закона можно представить тремя способами (схема 2).

Схема 2

Закон спроса: варианты трактовки
  Табличный1(путем построения шкалы
Шкала (таблица) спроса - это ряд взаимосоответствующих значений цены (Pd) и объема спроса (Qd) Шкала (Таьблица) спроса:
(Pd) руб. 1 2 3 4 5 6
Qd шт. 20 16 10 8 5 2

1 С точки зрения логики, перечисление названных вариантов разумно осуществлять с указания на табличный метод. Реальная же практика показы­вает, что наиболее часто в учебной литературе используются графические и алгебраические способы иллюстрации данного закона.

Окончание схемы 2

  Алгебраический(путем определения функции спроса)
Функция спроса может быть прямой (Qd - функция; р -аргумент) или обратной (Pd - функция; Q - аргумент) При линейной зависимости: Qd= -kp + b - прямая функ­ция спроса; Р d - - обратная функция спроса
Графический(построение графика спроса)
График (кривая) спроса - это геометрическое место взаи­мосоответствующих точек цены и объема спроса Р руб Qd = f(P) или Рd =Ψ(q) b Q (при линейной зависимости)

Определив характер воздействия ценового фактора на спрос, обратимся далее к влиянию неценовых факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: