Институциональная структура рыночной экономики

Подход к характеристике рынка с позиции институционализма ориентирует на использование нового ракурса анали­за. Появляется возможность рассмотреть новые структурные компоненты данного явления (схема 7).

Схема 7

РЫНОК КАК ИНСТИТУТ
  Общий подход
    Рынок представляет собой спонтанную координацию, сти­хийный порядок в экономической системе
  Более конкретный подход
      I. Совокупность правил, норм и традиций экономиче­ского поведения
        В рыночной системе сложилось множество правил, традиций. Часть из них носит формализованный, определенный законом характер. Другая часть имеет аспект привычек, обычаев. Примеры сложившихся правил: • Методы и формы заключения коммерческих договоров • Условия джентльменских соглашений • Порядок юридического рассмотрения исков • Методы и время проведения рекламных кампаний • Психологические приемы воздействия на покупателей • Сезоны массовых распродаж товаров • Время работы магазинов

Более подробно см. об этом в учебном пособии: Соколинский В.М. Психо­логические основы экономики. - М.: ЮНИТИ, 1999. - Гл. 2.

Окончание схемы 7

II. Совокупность учреждений (инстанций)
  Пример внешних организационных форм рыночной экономики: • Фирмы, корпорации • Биржи (ценных бумаг, товаров, рабочей силы) • Банки • Торговые центры, магазины • Палаты, союзы предпринимателей и профсоюзы • Антимонопольные ведомства

Будучи сложным экономическим явлением, рынок дает возможность произвести многомерную классификацию форм его проявления (т.е. видов, или типов). В каждом случае классификации используется свой критерий (схемы 8, 9, 10).

Схема 8

ВИДЫ (ТИПЫ) РЫНКА (критерий классификации - предмет обмена)
  I. Рынки факторов производства
    1. Рынок земли (природных ресурсов, земельных участков и недвижимости): 2. • участки земли, 3. • производственные здания, 4. • офисные помещения, 5. • жилье
    2. Рынок труда
    3. Рынок капитала: • займы, кредиты (цель - приобретение инвестиционных товаров), • ипотеки, • облигации, • акции
  II. Рынки благ
    1. Потребительские товары (товары и услуги)
    2. Инвестиционные товары (сырье, оборудование)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: