Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Текст. Виды его преобразования




Признаки текста

Текст(от лат. textus — ткань; связь, соединение) —это слова, предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, об­разующие высказывание, речевое произведение.

Основные признаки текста:тематическое и компози­ционное единство всех его частей; наличие смысловой и грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная закон­ченность. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, докладом, книгой.

Заключенная в тексте информация представляет со­бой содержание, выраженное в словесной форме. Содер­жание соотносится с темой. Тема — это то, о чем по­вествуется, что описывается в тексте, о чем ведется рас­суждение. Название текста может быть прямо связано с темой («Война и мир», «Отцы и дети»), а может и не указывать на тему («Евгений Онегин»), Во многих произведениях (иногда и малых по объему) может быть несколько тем.

Предложения в тексте связаны по смыслу и грамма­тически. Причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями.

Смысловые отношения между предложениями раз­личны: а) содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; б) содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или пояснять один из его членов, а содержание третье­го — смысл второго и т. д. Таким образом, любой текст представляет собой соединение предложений по опреде­ленным правилам.

Различают цепную и параллельную связь предложе­ний. При параллельной связипредложения не сцепля­ются одно с другим, а сопоставляются, при этом благо­даря параллелизму конструкций возможны сопоставле­ния или противопоставления. Особенности этого вида связи — одинаковый порядок слов в предложениях,



соотнесенность форм сказуемых, преобладание форм несовершенного вида глаголов. Единство временного плана обеспечивается повтором первого слова предложе­ния в определенном отрезке текста. (Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой кни­ги?.. (А. Пушкин.) Здесь риторический вопрос служит средством параллельной связи между предложениями. Параллельные связи очень часто используются в поэзии.

В цепной связиглавное — повтор ключевого слова, несущего основную информацию, замена его синони­мом, синонимическим оборотом, местоимением; повтор того или иного члена предложения; передача последова­тельности действий (ситуаций) посредством употребле­ния глаголов в форме совершенного вида.

Параллельная связь может усиливаться вводными словами: во-первых, во-вторых, наконец. В этих же це­лях часто используются наречия места (справа, слева, впереди, там) и времени (сначала, потом), дееприча­стные обороты, придаточные предложения.




Параллельная связь между частями текста может со­четаться с элементами цепной связи, которые в таких случаях не являются основными. И наоборот, при цеп­ной связи иногда используются элементы связи парал­лельной, которые в этом случае тоже носят частный ха­рактер.

Вы уже знаете, что выделяются три типа речи: повествование, описание, рассуждение. Повествова­ние— это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. На первый план здесь выдвигается порядок протекания действия, развитие сюжета. В описаниив центре внимания словесное изоб­ражение какого-либо предмета, явления действитель­ности, перечисление его признаков. Особенность рас­суждения в том, что в нем объясняется какое-то поло­жение, доказывается какой-то тезис, вывод, мысль.

Однако в чистом виде названные типы речи исполь­зуются редко. Обычно один из типов в тексте является преобладающим и по мере необходимости используются другие типы речи: рассуждение сочетается с описанием,


описание — с повествованием и наоборот. Главным, оп­ределяющим являются целевая установка, замысел ав­тора и особенности адресата — того, для кого текст предназначается, к кому обращена речь.

128*. Прочитайте в учебнике по истории (или другому предме­ту) параграф, изучаемый вами в настоящее время, и понаблю­дайте над связью предложений в тексте. Определите тип связи между предложениями. В чем эта связь выражается? Назовите языковые средства связи. Найдите ключевые слова, выделите микротемы.



129. Проанализируйте виды и средства связи между частями текста в отрывке из романа Л. Толстого «Война и мир».

К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попа­дали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали это­го; со всех сторон слышался веселый говор и шутки. <...>

Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, пос­ле каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.

Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, раз­горающегося огня.

Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интере­совался знать о том, что там делалось: он весь был погло­щен в созерцание этого, все более и более разгорающего­ся огня, который точно так же (он чувствовал) разгорает­ся и в его душе.

В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди ба­тареи в кустах и по речке Каменке, отступили, С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой-то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергать­ся выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее бата­реи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед. <...>




Через несколько минут толпы раненых и носилок про­шли оттуда. На батарею все чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хло­потливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами пере­ходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись2, еще старательнее командо­вал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.

Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер.

1. В первом абзаце найдите все глаголы-сказуемые. В какой форме они употреблены, что общего в их форме и ка­кую это играет роль для связи между предложениями в тексте? Как называется такой способ связи?

2. Сохраняется ли этот способ связи предложений в следующем абзаце? Подтвердите свой вывод.

3. Какие еще средства связи между предложениями и абзацами используются в этом тексте? Прочитайте внимательно текст и подумайте.

4*. Проследите, как в тексте подчеркивается единство темы: ход времени и нарастание события. Найдите и выпишите слова-связки.

Абзац

Части текста имеют свои правила построения. По определенным правилам строится и абзац. Сло­во абзац имеет два значения: 1) отступ в начале стро­ки, красная строка; 2) часть текста между двумя таки­ми отступами. Абзац во втором значении представляет для нас главный интерес.

Наименьшая составная часть общей темы называет­ся микротемой, а часть текста, в которой раскры­вается микротема, называется микротекстом.

Абзац служит для выделения микротемы, для пере­хода от одной микротемы к другой. Предложения в аб­заце тесно связаны между собой логически и граммати­чески. Каждый новый абзац отражает тот или иной этап


в развитии действия, ту или иную характерную особен­ность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, в доказательстве. Бы­вают абзацы, состоящие из одного предложения.

Первые предложения всех абзацев текста составляют наиболее важное его содержание. Эту часть абзаца на­зывают абзацным зачином,который выделяется инто­нацией. Последующие предложения — комментиру­ющая часть:она раскрывает, разъясняет, комментирует то, что заключено в первом предложении. Абзацные за­чины текста должны быть логически однородными, вза­имно связанными и в совокупности своей составлять единое целое. Если в зачинах такого единства не полу­чается, значит, абзацы построены неправильно или же неправильно определены их границы.

С абзаца нередко пишется прямая речь, а также текст, следующий за ней.

130.Проанализируйте строение нескольких абзацев из главы ро­мана И. Тургенева «Отцы и дети». Найдите абзацный зачин и комментирующую часть в каждом из приведенных ниже абзацев.

Базарову становилась хуже с каждым часом; болезнь приняла быстрый ход, что обыкновенно случается при хирургических отравах. Он еще не потерял памяти и по­нимал, что ему говорили; он еще боролся. «Не хочу бре­дить, — шептал он, сжимая кулаки, — что за вздор!» И тут же говорил: «Ну, из восьми вычесть десять, сколь­ко выйдет?» Василий Иванович ходил как помешанный, предлагал то одно средство, то другое и только делал, что покрывал сыну ноги. «Обернуть в холодные простыни... рвотное... горчишники к желудку... кровопускание», — говорил он с напряжением. Доктор, которого он умолил остаться, ему поддакивал, поил больного лимонадом, а для себя просил то трубочки, то «укрепляющего-согревающе­го», то есть водки. Арина Власьевна сидела на низенькой скамеечке возле двери и только по временам уходила мо­литься; несколько дней тому назад туалетное зеркальце выскользнуло у ней из рук и разбилось, а это она всегда считала худым предзнаменованием; сама Анфисушка ни­чего не умела сказать ей. Тимофеич отправился к Один­цовой.



Ночь была нехороша для Базарова... Жесткий жар его мучил. К утру ему полегчало. Он попросил, чтоб Арина Власьевна его причесала, поцеловал у ней руку и выпил глотка два чаю. Василий Иванович оживился немного. <...>

Перемена к лучшему продолжалась недолго. Приступы болезни возобновились. Василий Иванович сидел подле Базарова. Казалось, какая-то особенная мука терзала ста­рика. Он несколько раз собирался говорить — и не мог.

В чем выражается логическая связь между абзацными зачинами данного текста?

131. Составьте небольшой текст из трех-четырех абзацев на ин­тересующую вас тему, соблюдая правила построения абзаца. Устанавливайте логическую и грамматическую связь между предложениями и абзацами. Текст озаглавьте.

Сокращение текста. План. Тезисы

Существует несколько видов преобразования, сокращения текста: составление плана, тезисов, конс­пекта, реферата, аннотации.

Сокращать текст можно разными способами: 1) ис­ключить отдельные его части (соответствующие опреде­ленным пунктам плана); 2) сократить изложение каж­дой части; 3) заменить развернутые предложения более простыми.

При сокращении текста придерживайтесь следующе­го порядка: 1) внимательно прочитайте текст, вдумай­тесь в его содержание, определите его тему, найдите ключевые слова, выражающие главное и облегчающие деление текста на части; 2) составьте подробный план и наметьте части (пункты), которые молено сократить; 3) в каждой части выделите главное, то, что необходи­мо оставить; 4) сделайте более короткими предложения. Важно, чтобы в сокращенном тексте были сохранены ключевые слова.

Работу с текстом начинают с объяснения непонят­ных слов и выражений. Не понимая их, можно упус­тить самое главное.


План— наиболее простой, но при работе с книгой наиболее важный вид сокращения текста, преобразова­ния содержащейся в нем информации. Это логическая схема текста, выраженная в кратких формулировках, чаще всего в виде назывных или вопросительных пред­ложений.

Планы бывают простые, состоящие из нескольких пунктов, и сложные, в которых некоторые или все пункты имеют подпункты.

Составление плана готового текста требует умения логически обоснованно делить текст на части и озаглав­ливать их. Умение делить текст на части, видеть его структуру — это важное общеучебное умение, облег­чающее работу с текстом по любому предмету. Не ме­нее важно для успешной работы с любой книгой и уме­ние озаглавливать. Озаглавить — это значит уви­деть и выделить главное, это значит обобщить все то, что есть в данной части текста, и выразить обобще­ние в слове. А умение обобщать и выделять главное при работе с текстом, с книгой позволяет быстро и точно воспринимать, воспроизводить и исполь­зовать полученную информацию.

Тезисы — это кратко сформулированные основные положения статьи, книги, доклада; это выводы, обобще­ния, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке.

Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо научиться находить главное в нем, в каждой его части. Этому вы уже учились при составлении плана. Поэтому составление тезисов какого-либо текста целесо­образно начинать с составления плана. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.

Тезисы — один из наиболее сложных видов сокра­щения текста. Правильно составленные тезисы облегча­ют работу над докладом, рефератом.

132. Составьте сложный план отрывка из воспоминаний А. Ко­ни о Л. Толстом. Разделите страницу тетради на две части:



в левой, значительно меньшей, записывайте пункты плана, в правой — тезисы.

Мне трудно припомнить2 все наши разговоры и все узо­ры той роскошной ткани мыслей, образов и чувств, кото­рыми было полно все, что говорил Толстой. Во время дол­гих послеобеденных прогулок он обращался2 часто к сво­им воспоминаниям, и тут мне приходилось сравнивать технику его речи с техникой других мастеров литератур­ного слова, которых мне приходилось слышать в жизни. Я помню Писемского. Он не говорил, а играл, изображая людей в лицах, — жестом и голосом. Его рассказ не был тонким рисунком искусного мастера, а был декорациею, намалеванною твердою рукой и яркими красками. Совсем другою была речь Тургенева с его мягким и каким-то бабь­им голосом, высокие ноты которого так мало шли к его крупной фигуре. Это был искусно распланированный сад, в котором широкие перспективы и сочные поляны анг­лийского парка перемежались с французскими замыслова­тыми стрижеными аллеями, в которых каждый поворот дороги и даже каждая тропинка являлись результатом це­лесообразно направленной мысли. И опять иное впечатле­ние производила речь Гончарова, напоминавшая картины Рубенса, написанные опытною в своей работе рукою, соч­ными красками, с одинаковою тщательностью изобража­ющею и широкие очертания целого, и мелкие подробности частностей. Я не стану говорить ни про отрывистую бранчливость Салтыкова, ни про сдержанную страстность Дос­тоевского, ни про изысканную, поддельную простоту Лес­кова, потому что ни один из них не оставлял цельного впе­чатления и в качестве рассказчика стоял далеко ниже автора написанных им страниц. Совсем иным характером отличалось слово Толстого. За ним как бы чувствовалось биение сердца. Оно всегда было просто и поразительно просто по отношению к создаваемому им изображению, чуждо всяких эффектов в конструкции и в распределении отдельных частей рассказа. Оно было хронологично и в то же время сразу ставило слушателя на прямую и неуклон­ную дорогу к развязке рассказа, в которой обыкновенно заключались его цель и его внутренний смысл. Рассказы Толстого почти всегда начинались с какого-нибудь общего


положения или афоризма и, отправляясь от него, как от истока, текли спокойною рекою, постепенно расширяясь и отражая в своих прозрачных струях и высокое небо, и глу­бокое дно...

Вспоминая общее впечатление от того, что говорил в 1887 году Лев Николаевич, я могу восстановить в памяти некоторые его мысли по тем заметкам, которые сохрани­лись2 в моем дневнике и подтверждаются во многом по­следующими его письмами. Многое из этого, в перерабо­танном виде, вошло, конечно, в его позднейшие произве­дения, но мне хочется привести кое-что из этого в том именно виде, в котором оно первоначально выливалось из уст Льва Николаевича. «В каждом литературном произве­дении, — говорил он, — надо отличать три элемента. Са­мый главный — это содержание, затем любовь автора к своему предмету и, наконец, техника. Только гармония содержания и любви дает полноту произведению, и тогда обыкновенно третий элемент — техника — достигает из­вестного совершенства сам собою». У Тургенева, в сущно­сти, немного содержания в произведениях, но большая лю­бовь к своему предмету и великолепная техника. Наобо­рот, у Достоевского огромное содержание, но никакой техники, а у Некрасова есть содержание и техника, но нет элемента действительной любви.

Сравните свой план и тезисы с другим возможным (дан ниже) их вариантом. Какие преимущества вы находите в своем варианте выполненной работы, а какие — в варианте, предложенном ниже?

Из воспоминаний А. Кони о Л. Толстом План I. Вступление. П. Воспоминания Кони об устной речи писателей:

1) Писемского; 4) Салтыкова;

2) Тургенева; 5) Достоевского;

3) Гончарова; 6) Лескова.

III. Воспоминания автора об устной речи Толстого:

1) Простота, хронологичность, прямая дорога к развяз­ке в его рассказе.

2) Как начинались его рассказы.




3) Использование многих из высказанных мыслей в последующих произведениях.

4) Толстой о трех элементах литературного произведе­ния.

5) Оценка творчества писателей с точки зрения назван­ных Толстым трех элементов:

а) Тургенева;

6) Достоевского;
в) Некрасова.

Тезисы, соответствующие пункту II (и подпунктам) плана

П. 1) Речь Писемского. Он не говорил, а играл, изоб­ражая людей в лицах, жестами, голосом. Его рассказ был декорацией, выполненной яркими красками.

2) Речь Тургенева. Мягкий голос с высокими нотами. Сравнение его речи с искусно распланированным садом, в котором поляны английского парка перемежались с французскими аллеями.

3) Речь Гончарова. Напоминает картины Рубенса, напи­санные сочными красками, тщательно изображающие и очертания целого, и мелкие подробности.

4) Речь Салтыкова. Отрывистая, бранчливая. Нет цель­ного впечатления. Как рассказчик стоит ниже своих про­изведений.

5) Речь Достоевского. Сдержанная, страстная. Нет
цельного впечатления. Как рассказчик стоит ниже своих
произведений.

б) Речь Лескова. Изысканность, поддельная простота.
Нет цельного впечатления. Как рассказчик стоит ниже
своих произведений.

1. Какой языковой прием использует А. Кони при описании устной речи писателей?

2. Какой оборот речи в тексте выглядит, с вашей точки зрения, грубоватым? Каким другим оборотом его можно было бы заме­нить?

3. Выделите следующие слова и обороты: а) характерные для до­верительной беседы, но неприемлемые в публичном выступле­нии; б) говорящие о меткости и психологической углубленности оценочных суждений автора текста.

4*. Опишите часто слышимую вами речь: а) своего друга;


б) кого-то из товарищей, кто говорит очень хорошо — убедитель­но, просто, при необходимости эффектно; в) кого-то из товари­щей или знакомых, кто говорит своеобразно, не так, как дру­гие; г) свою собственную. Выполните один из вариантов.

133. Составьте сложный план текста учебника о жизни и твор­честве одного из русских писателей (по заданию учителя).

134*. Составьте тезисы фрагмента критической статьи о произ­ведении писателя, творчество которого вы изучаете в настоящее время (по заданию учителя).





Дата добавления: 2015-03-08; просмотров: 5631; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8959 - | 7262 - или читать все...

Читайте также:

  1. III ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОЛОВОМ СОЗРЕВАНИИ
  2. Административные и социально-политические преобразования
  3. В ФОРМЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
  4. В ФОРМЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ?
  5. ВВЕДЕНИЕ. Современный период развития общества характеризуется масштабными социально-экономическими преобразованиями
  6. Виды антропогенных нагрузок и уровни антропогенного преобразования водных объектов
  7. Вопросы. 1. Какие события в России второй половины XIX века способствовали преобразованиям в училищах глухих?
  8. Все не рыбы не являются карасями (Способы преобразования простых суждений)
  9. Выводы из категорических суждений посредством их преобразования
  10. Выпрямительные диоды. Выпрямительными обычно называют диоды, предназначенные для преобразования переменного напряжения промышленной частоты (50 или 400 Гц) в постоянное
  11. Глава 14. Россия в конце XVII - первой четверти XVIII в. Петровские преобразования
  12. Голосование по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований


 

35.168.111.191 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.007 сек.