Конспект — это краткое письменное связное изложение содержания текста.
Прежде чем конспектировать, сокращать текст, составьте его подробный, развернутый план. Составленный план проанализируйте, сократите в нем те части, без которых содержание этого текста будет понято правильно и главное в нем не исчезнет. Некоторые части объедините. В каждой части выделите и оставьте главное. Предложения со сложными синтаксическими конструкциями при конспектировании по возможности замените простыми (короткими, сжатыми), причастные и деепричастные обороты — однородными членами.
В конспекте указывается название книги, статьи, которые конспектируются, или тема, если конспектируется устное сообщение, записываются подзаголовки, выводы (если они есть в тексте или устном сообщении). Конспект пишется своими словами, но в нем используются и слова, словосочетания автора, могут быть и цитаты. На полях конспекта можно записывать свое мнение по тому или иному вопросу.
Кроме конспекта, составленного по отдельному тексту (параграфа, статьи, доклада, брошюры, главы книги
|
|
или ее части), иногда бывает необходим конспект по нескольким источникам, посвященный одной теме, — тематический конспект.
Составляя тематический конспект, придерживайтесь следующего плана:
1. Подберите литературу по теме. Изучите тот источник, где тема изложена наиболее полно и на современном уровне.
2. Составьте подробный план этого источника с указанием нужных страниц.
3. Изучите другие источники и наметьте материал, обогащающий пункты уже составленного плана. Если же в другом источнике тема раскрывается с иной стороны, добавьте соответствующий пункт плана.
4. Проанализировав всю литературу, собранную по теме, постройте окончательный план, который объединяет материалы разных источников. По нему и пиши те тематический конспект.
Чтобы обеспечить единство содержания конспекта, логическую связь между его частями, необходимо прежде всего определить его главную мысль и затем отбирать материал, который развивает эту мысль в логической последовательности.
Текст делится на части (абзацы). Особое внимание обращается на установление смысловых связей между предложениями и частями текста.
Противоречивые, альтернативные мнения излагаются во второй части конспекта или по ходу изложения, как отступления от основной мысли конспекта, но так, чтобы ясна была ваша позиция.
Составленный конспект нуждается в редактировании. Внимательно прочитайте его, подумайте: удовлетворяет ли вас его общий план, хорошо ли воспринимается смысловая связь между отдельными положениями, частями конспекта; удачно ли использованы цитаты, правильно ли установлена связь между собственными оборотами речи и фразами, взятыми из конспектируемых текстов; верно ли поставлены знаки препинания.
|
|
Очень важно научиться конспектировать речь, воспринимаемую на слух, — лекцию, доклад, устное сообщение.
137. Составьте конспект текста одного из параграфов учебника по литературе, в котором анализируется роман Л. Толстого «Война и мир».
138. Вы прочитали статью В. Лакшина о Л. Толстом, текст учебника о романе «Война и мир». Содержание их различное, но тематически они близки, так как в каждом из них говорится о творчестве Толстого. Составьте тематический конспект о творчестве этого писателя.
139*. Напишите сочинение-рассуждение о взглядах Л. Толстого на человеческое счастье, смысл жизни человека, стремление к самосовершенствованию. Выскажите свое мнение по этим вопросам.
140. Составьте конспект (или план) устного сообщения преподавателя по очередной теме урока литературы. При составлении конспекта пользуйтесь следующими приемами: а) старайтесь уловить опорные, ключевые слова, без которых невозможно или трудно будет понять основное содержание конспекта; б) используя эти слова, составляйте предложения более простые и короткие, чем те, которые прозвучали в устном сообщении; в) объединяйте, где это удобно, два и более предложения в одно; г) второстепенные детали опускайте; д) учитесь пользоваться сокращением слов, а для слов, часто повторяющихся, придумайте свои условные буквенные обозначения.