Синтаксис

1. Что изучает синтаксис?

2. Назовите основные виды словосочетаний. Приведите

примеры.

3. В чем отличие простого предложения от сложного?

4. Что такое грамматическая основа предложения? Чем она отличается от словосочетания?

5. Назовите основные способы выражения подлежащего. При­ведите примеры.

6. Какие виды сказуемых вам известны?

7. Расскажите о способах выражения сказуемого.

8. Назовите второстепенные члены предложения. Какими час­тями речи они могут быть выражены?

9. Назовите группы односоставных предложений. Приведите примеры.

10. Что такое неполное предложение?

11. Что такое простое осложненное предложение? Чем оно может быть осложнено?

12. Назовите основные виды сложных предложений. Приве­дите примеры.

13. Какие виды связи между частями сложного предложения вы знаете?

14. Вспомните основные виды придаточных предложений.

15. В чем отличие прямой речи от косвенной?

111. С каждым из существительных, приведенных в скобках, со­ставьте словосочетание с подходящим по смыслу прилагатель­ным — паронимом.

Доверительный — доверчивый (человек, интонация, просьба, разговор); лирический — лиричный (стихотворе­ние, тенор, настроен., е); командированный — ко­мандировочный (человек, удостоверение); нестерпимый — нетерпимый (поступок, боль, холод).

112*. Постройте словосочетания, учитывая разницу в лексиче­ском значении данных слов. Подберите к этим словам синони­мы и антонимы (где возможно).

Удачный — удачл..вый, наследие — наследство, це­лый — цельный, ярый — ярос(?)ный, советник — советч..к.


113. Прочитайте текст, постарайтесь с помощью нужной интона­ции выразить чувства автора к России; спишите. Выделите грам­матическую основу предложений, укажите, чем она выражена.Объясните постановку тире и его отсутствие между главными членами.

Рос(?)ия не только государство... Она — (сверх)государство, океан стихия которая еще не оформилась не влегла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала еще в отточенных и огранен(?)ых понятиях в своем своеобра­зии как начинает в брил(?)..анте сверкать сырой алмаз. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях в бесконечных ж..ланиях и бесконечных органических возможностях.

Россия это океан земель размахнувшейся на целую шестую часть света и держащий в к..саниях своих рас­крытых крыльев Запад и Восток.

Россия это семь синих морей; горы, увенчанные белы­ми льдами; Россия — меховая щетина бесконечных лесов ковры лугов ветреных и цветущих.

Россия это бесконечные снега, над которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки плат­ки русских женщин, снега, из-под которых нежными вес­нами выходят темные фиалки, синие подснежники. <...>

Россия страна неслыханных, богатейших сокровищ ко­торые... таятся в ее глухих недрах.

Россия есть страна византийских куп..лов звона и си­него лад..на, которые несутся из великой и угасшей на­следницы Рима — Византии, Второго Рима. И придают России неслыханную2 красоту запечатленную в рус(?)ком искус(?)тве. (Н. Рерих.)

1. Разберите словосочетания в последнем предложении, пользуясь планом (в приложении).

2. Разберите по членам четвертое предложение первого абзаца.

3*. Каким членом предложения является союзное слово кото­рый (во всех случаях)?

114. Подготовьтесь к письму под диктовку. Произведите синтаксический разбор предложений.

Между тем вместе с вечером надвигалась гроза. Уже с полудня парил., и (в)отдалении все погрохат..вало но вот широкая туча далеко лежавшая свинц..вой пеленой на СА



мой черте небосклона стала расти и показываться из(за) вершин деревьев я(?)ственнее нач..л вздрагивать душный воздух все сильнее и сильнее потрясаемый приближа­вшимся громом ветер поднялся прошумел порыв..сто в листьях замолк опять зашумел продолжительно загудел угрюмый сумрак побежал над землею быстро сгоняя по­следней отблеск зари сплошные обл..ка как(бы) со­рвавшись поплыли вдруг пон..елись по небу дождик зака­пал молн..я вспыхнула красным огнем и гром грянул тяжк.. и сердито. (И. Тургенев)

Произведите интонационный анализ текста: обозначьте логические ударения, укажите паузы, понижение и повы­шение голоса. Проследите, как взаимосвязаны интонация и пунктуация.

115*. Подберите и запишите по две пословицы или поговорки в форме односоставных неопределенно-личных предложений со сказуемыми, выраженными глаголами: во 2-м лице един­ственного числа; 2-м лице множественного числа; 3-м лице мно­жественного числа.

116*. Составьте диалог, в котором были бы уместно использова­ны неполные предложения (с пропуском подлежащего, сказуе­мого, второстепенных членов, нескольких членов предложения).

117*. Спишите, укажите простое осложненное и сложное пред­ложения. Составьте их схемы, сравните. Из простого осложнен­ного предложения выпишите все словосочетания, произведите их разбор. Из последнего предложения выпишите сказуемые, оп­ределите, чем они выражены.

Ш..повник стоял повернувш..сь большими цветами к со(?)нцу нарядный совершенно праз(?)ничный, покрытый множеством острых бутонов. Цв..тение его совпадало с са­мыми короткими ноч..ми — нашими русскими (не)много северными ноч..ми когда солов..и гр..мят в рос. всю ноч(?) (на)пролет зеленоватая з..ря (не)уходит с горизонта и в самую глухую пору ноч.. так светло что на неб., хо­рошо видны горные верш..ны облаков. Кое(где) на их сне­говой крутизне можно заметить розоватый отблеск солнеч­ного света. И серебряный рейсовый самолет идущий на большой высоте сверка..т над этой ночью как медлен(?)о


летящая звезда потому что там на той высоте где проле­гает его путь, уже светит со(?)нце.4 (К. Паустовский.)

118. Сначала внимательно прочитайте про себя, определите автор­ский смысл каждой стихотворной строки в каждом из четверо­стиший (они по своему содержанию очень разные), вникните в переживания автора, выраженные поэтическим языком, после чего отрывки из стихотворений прочитайте выразительно вслух. Объясните пропущенные орфограммы и пунктограммы.

1. О доблестях о подвигах о слав..

Я забывал на горес(?)ной земле

Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе.

2. Не знаю1 где приют своей гордый.,

3. Ты милая ты нежная нашла...4

Я крепко сплю мне снится плащ твой синий

В котором ты в сырую ночь ушла...

3. Да так любить как люб..т наша кровь
Никто из вас давно не люб..т!
Забыли вы что в мире есть любовь
Которая и жж..т и губит!

(А. Блок.)

4. Пишут мне что ты тая тревогу
Загрустила ши..ко обо мне
Что ты часто ход..шь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

(С. Есенин.)

5. В туче солнце заступающей, Прокатился гулкий гром

Ангел радугой сияющ..й

Золотым взмахнул крестом...

6. То разрастаясь то слабея

Гром за уса(ть, дь)бой грохотал

Шумела тополей ал(?)ея

На стекла сумрак набегал.

(И. Бунин.)




7. И нужно мне под русским небом

Чтоб каждый день и каждый миг

Л..дони пахнущ..е хлебом

Я чу..л на плечах моих.

(Н. Рыленков.)

1. Охарактеризуйте предложения: а) по цели высказывания; б) по эмоциональной окраске. Определите вид односос­тавных предложений.

2*. Укажите средства художественной выразительности языка.

119. Спишите пословицы, выделите грамматические основы. Опре-­
делите вид простых предложений, в том числе в составе сложных.

1. Что посе..шь то и пожнешь.4 2. Ц..плят по осени сч..тают. 3. Без труда нет отдыха. 4. Одному в поле — го­ре а вместе — всем раздолье. 5. Что написано пером не выруб..шь топором. 6. В лес дров не возят. 7. Чужую бе­ду руками разведу а к своей ума не приложу. 8. Что име­ем не храним пот..рявши плач..м. 9. На чужой стороне и сокола зовут в..роною. 10. За один раз дерево не сруб..шь. 11. От бес(?)он(?)ицы трудом лечатся. 12. И лютого зверя укрощают терпением и любовью.

1. Из предложений 9 и 12 выпишите все словосочетания и произведите их разбор.

2. Составьте схемы предложений 1 и 7.

120. Прочитайте и запишите один из отрывков романа И. Буни­на «Жизнь Арсеньева». Подчеркните ряды однородных членов,
дайте их графические схемы, обозначьте как члены предложения.

I. Солнце уже за домом, за садом, пустой, широкий двор в тени а я (совсем, совсем один в мире) лежу на его зеленой холоде..щей траве глядя в бездонное синее небо как в чьи(то) дивные и родные глаза, в отчее лоно свое.4 Плывет и круглясь медленно меняет очертания тает в этой вогнутой син..й бездне высокое, высокое белое облако... Ах, какая томящая красота! Сесть бы на это облако и плыть, плыть на нем в этой жуткой высоте, в поднебесном прос­тор.., (в)близости с Богом и белокрыл..ми ангелами, обита­ющими где-то там, в этом горнем мире! Вот я за усадьбой, в поле. Вечер как будто все тот(же) — только тут еще блещ..т низкое солнце — и все так(же) одинок я в мир...


Вокруг меня куда н.. кинь взгляд колосистые ржи овсы, а в них, в густой чащ., склоненных стеблей, — затаенная жизнь пер..пелов. Сейчас они еще молчат, да и все мол­чит, только порой загудит, угрюмо зажужжит запу­тавшейся в колосьях хлебный рыж..й жуч..к. Я освобож­даю его и с жадностью, с удивленьем разглядываю: что это такое кто он, этот рыжий жук, где он живет куда и (за)чем летел что он думает и чувствует? Он сердит, серьезен: во­зится в пальцах, шуршит жесткими надкрыль..ми, из(под) которых выпущено что(то) тончайшее, палевое, — и вдруг щитки этих надкрыл..й разделяются, раскрываются, пале­вое тоже распускается, — и как изящно! — и жук поды­мается в воздух гудя уже с удовольствием с облегчением, и (на)всегда покидает меня теряется в небе обог..щая меня новым чувством: оставляя во мне грусть разлуки...

II. А не то вижу я себя в доме, и опять в летн..й ве­чер, и опять (в)одиноч..стве. Солнце скрылось за притих­ший сад покинуло пустой зал пустую гостиную где оно ра­достно бл..стало весь день: теперь только последний луч одиноко красне..т в углу на п..ркете, меж высоких нож..к какого-то старинного столика, — и, Боже, как мучительна его безмолвная и печальная прелесть! А поз(?)ним вечером когда сад уже чернел за окнами всей своей таинственной ночной чернотой а я лежал в темной спальн.. в своей дет­ской кроватке все глядела на меня в окно, с высоты, какая-то тихая звезда... Что надо было ей от меня Что она мне без слов говорила куда звала о чем напоминала

Объясните стилистическую роль риторических вопросов.

121. Спишите. Выделите главные члены в предложениях. Опре­делите вид односоставных предложений (в том числе и в соста­ве сложного). Назовите типы сложных предложений: сложносо­чиненное, сложноподчиненное, бессоюзное; постройте их схемы и дайте пояснения.

I. Тяжелы первые впечатления провинциала6 в Петер­бург... Ему дико грустно; его (н..)кто (н..)замеча..т; он по­терялся здесь; (н..)новости, (н..)разнообразие (н..)толпа (н..)развлекают его. Провинциальный эг..изм его объявля­ет войну всему что он вид..т здесь и чего (н..)вид..л у се-




бя. Он задумывается и мыслен(?)о переносит(?)ся в свой город. Какой отрадный вид! Один дом с остроконечной крыш.,й и с п..лисадничком из акац..й. На крыш.. надстройка приют голубей купец Изюмин охотник гонять их для этого он взял да и выстроил голубятню на крыш.. и по утрам и по вечерам в к..лпаке6 и в халате с палкой к концу которой привязана тр..пица стоит на крыш., и посвист..вает размах..вая палкой. Другой дом точно фо­нарь со всех четырех сторон весь в окнах и с плоской крыш..й, дом давней постройки кажется того и гляди раз­валится или сгорит от сам..возгорания тес принял какой(то) (светло)серый цвет.

П. Страшно жить в таком доме но там живут. Хозяин иногда правда посмотрит на скосивш..йся потолок и пок..чает головой примолвив Простоит до весны? Авось! Скаж..т потом и продолжает жить опасаясь (н..)за себя а за свой к..рман. Подле него к..кетливо красует(?)ся дикенький дом лекаря раскинувшейся (полу)кружием, с двумя похожими на будки флиг..лями6 а этот весь спря­тался в зелен., тот обернулся на улицу задом, а тут на две версты6 тянется забор, из(за) которого выглядывают с деревьев румяные яблоки искушение мальчишек. От ц..рквей домы отступили на почтительное расстояние. Кругом их растет густая трава лежат надгробные плиты. Прису(?)ствен(?)ые6 места — так и видно что присутствен­ные места близко (без)надобности никто не подход..т. А тут в столице их и не отл.лишь от простых домов да еще срам сказать и лавочка6 тут же в доме. А пройдешь там в городе две три улицы уж и чу..шь вольный воздух начинаются плетни за ними огороды а там и чистое поле с яровыми6. А тишина а (не)подвижность а скука — и на улиц., и в людях тот же благодатный6 застой! И все жи­вут вольно (на)распашку (ни)кому (н..)тесно даже куры и петухи свободно расхаживают по улицам козы и коровы щ..плют траву реб..тишки пускают змей.4 (И. Гончаров.)

122. Спишите один из отрывков. Найдите сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения, обо­значьте их в тексте.

Если предложение осложнено, укажите чем. Обособленные члены предложения подчеркните соответствующей линией.


I. Солнце склонялось к западу и к..сыми жарк..ми лу­чами (не)выносимо жгло мне шею и щеки (не)возможно было дотронуться до раскаленных краев брички густая пыль поднималась по дорог., и наполняла воздух. Не бы­ло ни малейш..го ветерка который бы относил ее. Впереди нас на одинаковом расстоянии мерно покачивался высокий запыленный кузов к..реты из(за) которой виднелся (из)редка кнут которым помах..вал куч..р его шляпа и фура..ка Якова. Я не знал куда деваться ни ч..рное от пыли лицо Володи дремавшего подле меня ни движения спины Фи­липпа ни длинная тень нашей брички под косым углом бежавшая за нами не доставляли мне развлечения. <...>

До ближайш..й5 деревн.. оставалось еще верст десять а большая (темно)л..ловая туча взявш..яся бог знает откуда без малейшего ветра но быстро подвигалась к нам. Солн­це еще (не)скрытое обл..ками ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы которые от нее идут до самого г..р..зонта. Изредка2 (в)дал..ке вспых..вает молн..я и слып..тся слабый гул постепенно усиливающейся и пе­реходящий в пр..рывистые раскаты обнимающие весь не­босклон. Василий приподнимается с козел и поднимает верх брички кучера надевают арм..ки и при кажд..м уда­ре грома снимают шапки и крест..тся; лошади насторажи­вают уши раздувают ноздри как будто принюхиваясь к свеж..му воздуху которым пахн..т от приближающейся тучи и бричка скорее катит по пыльной дорог...

II. Мне становит(?)ся жутко и я чу(?)ствую как кровь быстрее обращает(?)ся в моих жилах. Но вот передовые об­ лака уже начинают закрывать со(?)нце вот оно выгляну­ло в последний раз осв..тило (страшно)мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрес(?)ность вдруг изменяет(?)ся и принимает мрачный характер. Вот задр..жала осиновая роща листья становятся какого(то) (бело)мутного цвета ярко выдающегося на лиловом фон., тучи шумят и вертят(?)ся макушки больших берез начинают раскач..ват(?)ся и пучки сухой травы летят через дорогу.
Стриж., и бел..грудые ласточки (как)будто с намерени..м остановить нас реют вокруг брички и пролетают под са­мой грудью лошадей галки с растрепан(?)ыми крыльями как(то) боком летают по ветру края кожан(?)ого фартука которым мы застегнулись начинают подн..мат(?)ся пропус




кать к нам порывы влажного ветра и размахиваясь бит(?)ся о кузов брички. Молния вспыхива..т как(будто) в самой бричк.. ослепля..т зрение и на одно мгновение осв..щает серое сукно и пр..жавшуюся в углу фигуру Волод... В ту же секунду над самой головой раздает(?)ся велич..ствен(?)ый гул который (как)будто поднимаясь все выше и выше шире и шире по огромной сп..ральной лини., постепенно усиливает(?)ся и переход..т в оглу­шительный треск невольно заставляющей тр..петать и одерживать дыхание. Гнев Божий! Как много поэзии в этой простой народной мысл..! (Л. Толстой.)

Начертите схемы выделенных предложений и произведите их синтаксический разбор.

123*. Составьте или найдите в литературе (учебной, научно-попу­лярной, художественной) сложноподчиненные предложения с со­юзными словами который, какой, чей, кто, куда, откуда, где, когда; определите, какими членами предложения являются союз­ные слова (подчеркните их). Постройте схемы этих предложений.

124*. Придумайте и запишите сложные предложения с указа­тельными словами в главном: тот, такой, туда, так, столь­ко; определите вид придаточных предложений и каким членом предложения будут являться указательные слова.

125*. Составьте: а) сложноподчиненные предложения с союзом что и союзным словом что; б) простые предложения со сравни­тельным оборотом; в) сложное со сравнительным придаточным предложением, присоединенным союзом как.

126. Подберите или постройте по одному простому и одному сложному предложению со следующими составными союзами: кактак; не тольконо; хотяно; еслито.

127. Составьте три варианта предложения с прямой речью из указанных частей так, чтобы прямая речь стояла после слов автора, перед словами автора и разделялась словами автора на две части.

Разбуди меня завтра пораньше; я пойду на рыбалку; попросил Вася брата,

Сравните знаки препинания и употребление прописной буквы во всех трех случаях. Один из вариантов перестройте в предложение с косвенной речью. Какое из всех полученных предложений наиболее эмоционально, выразительно?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: