double arrow

ГОЛУБАЯ ПОРА

У каждого месяца свой цвет. Январь — белый, июль — зелёный. А вот март — голубой. Голубое небо, снега голубые. Первые голубые лужи и последние голубые сосульки. Весь мир голубой!

2. Подчеркни слова, которые обозначают цвет. На какой вопрос они отвечают?

3. Назови слова на знакомые правила.

Упражнение 9. 1. Отгадай загадки.

Мохнатенькая, усатенькая, ест, пьёт, песенки поёт.

Кто зимой холодной ходит злой, голодный?

Косоглазый, маленький, в белой шубке, в валенках.

Чёрный, проворный, кричит «крак», червякам враг.

2. Запиши, кто какой.

Кошка (...?)...,.... Волк (...?)...,.... Заяц (...?)...,.... Грач (...?)...,...".

Упражнение 10. 1. Прочитай названия признаков. На какой вопрос отвечают эти слова?

Вежливая, добрая, грубая, аккуратная, капризная, ленивая, правдивая, хитрая.

2. Запиши сначала хорошие черты характера, потом —
плохие.

3. Вспомни рассказ «Смородинка». Скажи, какой была
Таня.

Упражнение 11. 1. Прочитай названия животных. Какими они бывают в сказках?

Волк трусливый и хвастливый

Лиса глупый и упрямый

Заяц жадный и злой

Осёл хитрая и лживая

2. Запиши по образцу.

Волк (какой?) жадный и злой.

3. Расскажи о других героях сказок.

Упражнение 12. 1. По признакам узнай предмет и назови его.

Белый, пушистый, холодный....

Журчащий, весёлый, быстрый...............................

Круглый, чёрный, резиновый....

Просторная, светлая, чистая....

2. Предложения запиши.

Упражнение 13. 1. Сравни предметы по форме.

 
 


Мяч круглый, а стол.... круглое

Огурец продолговатый, а яблоко.... квадратный

Коробка квадратная, а морковь.... продолговатый

2. Вставь пропущенные слова из правого столбика. Предложения запиши.

Упражнение 14. 1. Прочитай слово в рамке. Произнеси его по слогам. Назови гласные и согласные. 2. Дополни предложение по схеме.

____ _____ бегут _____.

дорога

Составь другое предложение по этой схеме.

3. Сравни предметы по их признакам.

Камень тяжёлый, а пух....

Песок сыпучий, а глина....

Зимой день короткий, а летом....

Дорога широкая, а тропинка....

Слова для справок: вязкая, лёгкий, длинный, узкая.

4. Предложения запиши.

Упражнение 15. 1. Сравни предметы. Пользуйся словами для справок.

По вкусу: лимон и мёд. По высоте: дерево и куст. По глубине: пруд и море.

2.Запиши по образцу.

Лимон кислый, а мёд сладкий.

Слова для справок: кислый, высокое, глубокое, сладкий, низкий, мелкий.

3. Написание каких слов ты можешь объяснить?
Упражнение 16. Спиши. Вставь нужные по смыслу слова.

Топор плохо рубит. Он (какой?).... Нож хорошо режет. Он (какой?).... В реке зимой (к а к а я?)... вода, а летом (к а-к а я?)....

Упражнение 17. 1. Прочитай названия признаков. К каждому слову ставь вопрос.

Смелый, жадный, грубый, вежливый.

2. Назови сначала хорошие, а потом плохие черты характера. Дополни предложения названиями этих признаков.

Бра... вынес из горящего дома ребёнка. Он... Малы... уступил место старому человеку. Он... Гена оттолкнул в игре девочку. Он....

3. Запиши. Вставь пропущенные буквы и слова.

Упражнение 18. 1. Закончи предложения.

1) Коля трусливый, а Женя.... 2) Света лживая, а Клава.... 3) Вова злой, а Таня....4) Ира грубая, а Петя....

2. Напиши предложения. Подчеркни названия признаков.

3. Скажи, что могут обозначать названия признаков.

Упражнение 19. 1. Спиши. Вставь нужные слова.

1) Прошла (какая?)... ночь. 2) Наступило (какое?)... утро. 3) Ожила (какая?)... роща. 4) Запели (какие?)... птицы. 5) Проснулся (ка-к о й?)... заяц.

Слова для справок: раннее, весенняя, певчие, серый, берёзовая.

2. Подчеркни названия признаков волнистой чертой. Скажи, что они обозначают.

Упражнение 20. 1. Прочитай рассказ. Вместо точек подбери названия признаков.

Был... день. Вдруг на небе появилась... туча. Крестьяне спешили убрать сено. Мимо проходили туристы. Они пришли на помощь. Пошёл... дождь. Но сено уже было в стогу.

2. Запиши рассказ. Подчеркни названия предметов и признаков.

3. Найди слова на знакомые тебе правила.

Упражнение 21. 1. Спиши. Вставь пропущенные буквы. В скобках запиши вопросы.

Учительница принесла (...?) длинный ящик. Туда мы посадили семена...гурцов и м...ркови. Каждый день д...журные поливали (...?) маленький...город. Очень скоро показались (...?) зелёные листочки.

2. Подчеркни названия предметов и признаков.

Упражнение 22. 1. Прочитай. Объясни написание пропущенных букв.

Наступила (...?) ранняя весна. А за...ц остался (...?) белый. Спрятался он под кус.... Боится всех. Уши у зайца (...?) длинные, (...?) чуткие. Слушает он (...?) лесные шорохи. Страшно ему.

2. Спиши. Вставь пропущенные буквы и вопросы в скобках.

Упражнение 23. 1. Прочитай. Объясни, за что ребята наказали Семёна.

Мы весной сажали сад, а Семён лежал у гряд. Вот мы яблоки едим, а Семёну не дадим. (И. Демьянов.)

2. Спиши стихотворение. Приготовься писать в классе по памяти две первые строчки.

Упражнение 24. 1. К названиям предметов подбери названия признаков.

День (какой?).... Ветер (...?)....

Туча (...?).... Дождь (...?)....

2. Запиши по образцу.

День (к а к о й?) жаркий, солнечный, хмурый, ветреный.

Упражнение 25. 1. Рассмотри картинки. Расскажи, что изображено на них.



 


2. Озаглавь рассказ и запиши его.

3. Подчеркни названия предметов и признаков.

Упражнение 26. 1. Прочитай слово в рамке. Чётко произнеси его по слогам. Назови гласные и согласные буквы. Составь с этим словом предложение.

2. Прочитай названия предметов.

русский

Язык, зубы, берёзка, дерево, человек, поля, характер, потолок, брюки, земля, песок.

3. Скажи, к каким из этих слов подходит слово русский
(русская, русские).
Запиши по образцу:

Русский язык.

4.Составь два предложения с любыми из слов.

Упражнение 27. 1. Рассмотри картинку и расскажи, что на ней нарисовано.

2. Запиши ответы на вопросы.

 

Кого ждут дети?

Что они приготовили?

Что нарисовал Вова?

Что вышила Марина?

3. Подумай, каким предложением можно закончить рассказ. Запиши его.

Упражнение 28. 1. Спиши. Подчеркни названия предметов и действий.

Побежала Таня за цветами. Свой букет она подарит маме. (3. Александрова.)

2. Скажи, кому ты готовишь подарки к 8 Марта.

3. Выучи стихотворение наизусть. Приготовься писать
его в классе по памяти.

Упражнение 29. 1. Опиши лису по данному плану.

 

Где живёт лиса? Какого цвета её мех? Какой у неё хвост? На кого охотится лиса?

2. Рассказ запиши.

3. Подчеркни слова, обозначающие предметы, их действия и признаки.

Упражнение 30. 1. Опиши дуб по плану.


Ствол.

Ветви.

Листья.

Семена


2. Начни так: Дубмогучее дерево.

Слова для справок: толстый, мощный, кривые, крепкие, резные, жёлудь с шапочкой.

3. Закончи рассказ так: Дуб даёт много тени. Он очищает воздух.


ПРЕДЛОГИ

Упражнение 1. 1. Рассмотри картинки. Скажи, чем заняты школьники. Кто из них побеждает? Докажи. 2. Прочитай подписи под картинками.







 

Борис подбежал к сетке. Мяч пролетел над сеткой.


 

 

iifci

>, •*


Мяч ударился о сетку. Пришлось прокатить его под сеткой.

3. Спиши. Подчеркни выделенные слова. Как они написаны с другими словами, вместе или отдельно?

Слова к, от, над, под, о (об) — предлоги. Предлоги пишутся отдельно.

Упражнение 2. 1. Допиши слова по образцу.

Шнурки от ботинок. Крышка.........................

Пришить к платью. Приклеить.........................

Летит над городом. Вьётся.............................

2. Подчеркни предлоги. Упражнение 3. 1. Прочитай.

Воробей живёт под крышей. В тёплой норке — домик мыши. У лягушки дом в пруду. Домик пеночки — в саду.

— Эй, цыплёнок, где твой дом?

— Он у мамы под крылом.

(Т. В о л ж и н а.)

2. Запиши ответы на вопросы. Подчеркни предлоги.
Где живёт воробей? Где живёт лягушка?

Где домик мышки? Где дом цыплёнка?

Упражнение 4. 1. Прочитай слово в рамке.

арбуз

Произнеси его по слогам. Назови гласные и согласные буквы.

2. Составь с этим словом предложение по схеме и вопросам.

Какой?что?что сделал? __ где?

3. Спиши стихотворение. Подчеркни предлоги.

Вот какой у нас арбуз — замечательный на вкус. Даже нос и щёки — все в арбузном соке.

(3. Александрова.)

4. Выучи стихотворение наизусть. Приготовься писать по памяти две первые строчки.

Упражнение 5. 1. Прочитай предложения. Называй пропущенные буквы.

1) Крошка-сын приш...л к...тцу. 2) Ра...сказать о п...годе — значит сказать о солнце, о в...тре, об осадках. 3) На п...ске остался еле... от с.пог.

2. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни предлоги.

Упражнение 6. 1. Прочитай текст. Объясни написание слов с пропущенной буквой.

НОЧЬЮ В ЛЕСУ.

Ноч...ю ж...тели леса спешат на добыч.... Волк побежал к деревне. Из норы вылезла лисица. Сова перелетела с ветки на ветку. Под ел...ю собрались зайцы.

2. Расскажи, что будет делать каждое из животных.

3. Спиши. Подчеркни предлоги.

Упражнение 7. 1. Составь предложения из данных слов. Запиши их.

Над, пролетел, городом, вертолёт.

Я, товарищу, о, рассказал, фильме, новом.

Под, залез, корзину, ёжик.

2. Подчеркни предлоги. Скажи, как надо их писать.

3. Назови слова на знакомые правила.
Упражнение 8. 1. Составь предложения из данных слов. Запиши их.

В, хорошие, дневнике, у, отметки, меня. Мы, о, читали, юноше, смелом, рассказ. Алёша, до, полем, шёл, леса.

2. Назови предлоги.

3. Подчеркни названия предметов, действий, признаков.

Упражнение 9. 1. Ответь на вопросы. Отвечая, используй слова из правого столбика.

Где кружит стая ворон? к дереву

Куда ведёт след белки? на дерево

Где нора у лисы? над деревом

Куда повесили скворечник? под деревом

О чём мы писали? о дереве

2. Ответы запиши. Подчеркни предлоги.

Упражнение 10. 1. Ответь на вопросы. В ответах используй слова из правого столбика.

Где течёт река? Под мост

Куда въехал поезд? Под мостом

От кого я получил письмо? К брату

К кому я должен поехать? От брата

2. Запиши ответы. Подчеркни предлоги.

Упражнение 11. 1. Прочитай рассказ.


 

Однажды дети были в

 

Вдруг слышат — подкто-то шуршит.

           
 
 
   
 
   

 

Ежик! Подбежала Жучка. Напала она на * Да не тут-то было. Только нос наколола.

2. Спиши рассказ. Вместо картинок пиши слова.

3. Подчеркни предлоги. Соблюдай правило их написания.

Упражнение 12. 1. Прочитай текст. Выбери в скобках нужный предлог.

(С, из) неба падает мокрый снег. Жирный барсук ковыляет (от, к) норе. Он сердито хрюкает: сыро (на, в) лесу, грязно. Надо спасаться (от, до) холода. Барсук поглубже лезет (под, над) землю.

2. Спиши текст. Подчеркни предлоги.

3. Подумай, какое время года описано в тексте.

Упражнение 13. 1. Прочитай текст. Выбери в скобках нужный предлог.

(В, за) поле стоит берёзка. Трепещут (до, на) ветру её зелёные листочки. Весной звенит берёзовая роща (из, от) птичьих песен. Зимой берёзка блестит (на, в) морозе серебром. Все её ласково называют берёзонькой.

2. Спиши. Подчеркни слова на знакомые правила.


Упражнение 14. 1. Рассмотри картинки. К каким они сказкам?









2. Запиши, кто куда пошёл. Вместо точек вставь предлоги к, на, в, от.

Красная Шапочка пошла... бабушке. Колобок ушёл... волка. Подошёл старик... синему морю. Пошла муха... базар и купила самовар.

Упражнение 15. 1. Прочитай, предлоги. Вставь пропущенные предлоги

Ю. А. Гагарин первым был... космосе. Он летел... корабле «Восток». Приземлился Гагарин.... бескрайнем поле. Теперь это поле называется Гагарин-ским. Там стоит памятник — ракета летит... полем.

2. Выбери заглавие: «Ю. А. Гагарин», «Бескрайнее поле»,
«Памятник на поле».

3. Запиши заглавие и ответы на вопросы.

Кто первым полетел в космос?

Где приземлился корабль «Восток»?

Какой памятник там стоит?

Упражнение 16. 1. Спиши стихотворение. Вставь пропущенные буквы.

Апрел..., апрел...! На дворе звенит капел.... По полям бегут руч...и. На дорогах луж....

(С. М а р ш а к.)

2. Подчеркни названия предметов.

Упражнение 17. 1. Рассмотри цветную картинку «Весна» в конце книги и расскажи, что на ней изображено.

2. Ответь на вопросы. Напиши заглавие рассказа и ответы. Подчеркни предлоги.

Какое время года наступило? Как светит солнце? Что стало со снегом? Чем заняты дети?

Упражнение 18. 1. Рассмотри картинки.





2. Напиши ответы на вопросы.

МАЛЕНЬКАЯ ПОМОЩНИЦА.

Что случилось с Галиной мамой?

Кто к ней пришёл?

Что он выписал? (Рецепт.)

Куда ходила Галя?

Что она принесла маме? (Лекарство.)

3. Назови предлоги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: