Предложение. Упражнение 1. 1. Спиши стихотворение

Упражнение 1.1. Спиши стихотворение. Посчитай, сколько в нём предложений.

Умные машины делают конфеты. Добрые машины выдают билеты. Строгие машины площадь подметают. Сильные машины уголь добывают.

(И. Холи н.)

2. Объясни, почему автор называет разные признаки
у каждой машины.

3. Выучи стихотворение. Приготовься писать по памяти
две первые строчки.

Упражнение 2. 1. Прочитай рассказ. Объясни, за что наказан ручей.

В лесу журч...л ручей. Ветки дерев...ев закрывали его от солнца. Руч...ю это не нравилось. Он считал, что лес мешает ему. Вырубили лес люди. Остался ручей без тени и высох.

2. Озаглавь рассказ и спиши его. Вставь пропущенные
буквы.

3. Найди предложения о ветках, о людях. О чём осталь
ные предложения?

Упражнение 3. 1. Прочитай рассказ и объясни написание слов с пропущенной буквой.

Ж...л на земле добрый доктор. Звали его Айболит. Бол...ше всего на свете он любил зверей. В ком-н...те у Айболита прыгала белка. В шкафу сидела в...рона. На диване устроился колючий ё.... В сундуке поселились белые мыш....

2. Выпиши предложения только о том, где жили звери и
птицы.

3. Скажи, кто написал сказку о докторе Айболите.

Упражнение 4. 1. Прочитай рассказ.

Медвежонок родился очень маленьким. В лесу ещё лежал снег. Но шёл день за днём. Снег в лесу стал таять. Медвежонок подрос. У него открылись глазки.

2. Скажи, как отделяется на письме одно предложение
от другого. А как в устной речи?

3. Выбери и запиши четыре предложения только о медвежонке.

Упражнение 5. 1. Прочитай. Дели текст на предложения.

Летом в лесу часто бывают пожары страшен пожар в лесу гибнут деревья, звери и птицы долгие годы растёт после пожара лес берегите лес от пожара.

2. Скажи, сколько предложений в рассказе.

3. Выбери заглавие: «Пожар», «Лес», «Пожар в лесу».

4. Рассказ запиши. Обозначь начало и конец предложений.

Упражнение 6. 1. Напиши начало сказки. Дели текст на предложения.

Жила-была коза у неё семеро козлят каждый день уходила коза в лес деткам она приказывала запирать крепко дверь.

2. Скажи, сколько здесь предложений. Из какой они
сказки?

3. Запиши ещё два предложения о волке.

Упражнение 7. 1. Прочитай. Дели текст на предложения. Называй пропущенные буквы.

Витя ш...л вдоль железной д...роги вдруг он увидел треснутый рел...с поез... приближался мальчик снял свой тёплый шар... и замахал им машинист остановил поез... все благодарили Витю.

2. Сколько предложений ты прочитал?

3. Придумай заглавие и запиши рассказ. Вставь про
пущенные буквы.

Упражнение 8. 1. Прочитай.

У бабушки жили гуси. Главным был старый гусак. Бабушка не пускала гусей в сад. Но старый гусь всё равно приводил семью в сад. Он подходил к яблоне, хватал клювом нижнюю ветку и сильно тряс её. С яблони на землю падали яблоки. Гуси хватали их и ели. Бабушка сердилась, но сделать ничего не могла.

2. Запиши ответы на вопросы.

Куда не пускала бабушка гусей?

Слушался ли её старый гусь? Что он делал?

Каким был этот гусь?

3. Посчитай, сколько получилось предложений. С какой
буквы написано каждое предложение?

Упражнение 9. 1. Спиши.

В любом краю любой страны ребята не хотят войны.

(И. Токмакова.)

2. Выучи стихотворение наизусть. Приготовься писать его по памяти.

Упражнение 10. 1. Закончи предложения по вопросам.

Почтальон разносит (что?)... и.... Доярка доит (кого?).... Пастух пасёт (кого?)... и.... Птичница кормит (кого?)... и....

2. Предложения запиши. Подчеркни названия предметов.

Упражнение 11. 1. Ответь на вопросы по картинкам.






У


Что ты видишь?

  Ж      
    mm    
  i\ m   Ш
         

Кого ты видишь?

2. Ответы запиши по образцу: Я вижу арбуз,


Упражнение 12. 1. Закончи предложения. Поставь вопросы. Объясни, как напишешь вставленные слова.

Мясорубка рубит (...?).... Хлеборезка режет (...?).... Пылесос засасывает (...?).... Стиральная машина стирает (...?)....

2. Напиши предложения.

3. Скажи, что облегчает труд хозяйки.

Упражнение 13. 1. Ответь, что делают люди этих профессий.

Пчеловод, лесоруб, сталевар, цветовод, рыболов.

2. Ответы запиши по образцу: Пчеловод разводит пчёл.

3. Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос кого?
или что?

Упражнение 14. 1. Измени слова в скобках по вопросам к о г о? ч т о?

Цени {дружба, забота, труд). Береги {природа, книга, здоровье). Соблюдай {чистота, тишина, порядок). Люби {мама, папа).

2. Запиши предложения.

костер

Упражнение 15. 1. Прочитай слово в рамке по слогам. Назови гласные и согласные буквы. Составь с этим словом предложение.

2. Вставь пропущенное слово и запиши предложения.

(К у д а?) В... подбросили сучья. Он ярко вспыхнул. В лесу догорает (что?).... Гена затушил его.

Упражнение 16. 1. Рассмотри картинки и прочитай подписи.








 

Шляпа Листок Книга Стакан

(кого?) (ч е г о?) (ког о?) (ч е г о?)
брата тополя. Кати. воды.

2. Рассмотри таблицу.        
Кого? Чего? о? Чего?
Брат а снегирь я вода ы доска и Дуб тополь сосна Катя

3. Запиши слова парами по образцу: Брат — (кого?) брата.

Упражнение 17. 1. Прочитай. Вставь пропущенные слова. Гласные на конце этих слов проверь по таблице.

1) На краю (ч е г о?)... выстроили новую школу. 2) У (к о г о?)... хорошие отметки. 3) Берег (ч е г о?)... крутой. 4) Двери (чего?)... широко открыты для детей.

Слова для справок: Серёжа, деревня, речка, школа.

2. Предложения запиши.

Упражнение 18. 1. Прочитай. Вставь пропущенные слова. Гласные на конце этих слов проверь по таблице.

1) В диктанте (кого?)... была одна ошибка. 2) Выручай в беде (к о г о?).... 3) У (к о г о?)... все учебники и тетради в порядке. 4) На первом листе (ч е г о?)... нарисована ракета. 5) У (к о г о?)... на шапке красивый значок.

Слова для справок: товарищ, альбом, ученик, брат, мальчик.

2. Предложения запиши.

Упражнение 19. 1. Прочитай. Слова в скобках измени по смыслу. Гласные на конце этих слов проверь по таблице.

— Где обедал, воробей?

— В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва

за решёткою у (лев). Подкрепился у (лисица). У (морж) попил водицы.

(С. Марша k.)

2. Запиши, где обедал воробей.

Упражнение 20. 1. Ответь на вопросы. Пользуйся словами правого столбика.

У кого клюв лопатой и перепонки

между пальцами? стрекоза

У кого шесть лапок и четыре крылышка? заяц

У кого передние ноги короче задних? утка

2. Ответы запиши.

3. Подчеркни слова, которые обозначают предметы.

Упражнение 21. 1. Рассмотри картинки. Что недорисовал художник?

2. Запиши по образцу: У рубашки нет рукава.

Упражнение 22. 1. Рассмотри картинки и прочитай предложения.





Цветы (кому?) учителю. Книга (кому?) ученику. Альбом (ком у?) ученице.

Кому? Чему?
Ученик у учитель ю ученица е окно платье школа

2. Рассмотри таблицу.

3. Напиши слова парами по образцу: Ученица — (ком у?) ученице.

Упражнение 23. 1. Прочитай строчки из сказок. Кто и кому так говорит?

1. Не садись на пенёк, не ешь пирожок!

2. Выгляни в окошко — дам тебе горошку!

3. Не ешь меня. Я тебе песенку спою.

4. Бабушка, почему у вас такие большие зубы?

2. Ответы запиши по порядку.

Образец. Маша говорит (ком у?) медведю.

3. В каждом предложении на конце последнего слова
проверь гласную по таблице.

Упражнение 24. 1. Рассмотри картинки. Назови предметы.



2 Как все предметы можно назвать одним словом?

3Кому нужны эти инструменты? (Столяр, портниха,
слесарь, сапожник.)

Запиши по образцу: Столяру нужны молоток и гвозди.

В названиях профессии гласную на конце слова проверь по таблице.

Упражнение 25. 1. Ответь на вопросы. В ответах используй слова из правого столбика.

Кому ты помог по дому? внучка

Чему рады малыши? мама

Кому бабушка рассказывает сказки? собака

Кому ребята починили будку? прогулка

2. Ответы запиши. Подчеркни слова, которые отвечают на вопросы кому? чему? На конце этих слов пиши гласную е.

Упражнение 26. 1. Прочитай.

Серёжа смастерил бабушке полку для посуды. Бабушка рада подарку. Она напекла внуку пирогов. Серёжа не стал есть сам. Он понёс их больному товарищу.

2. Скажи, кто кому должен сказать спасибо.

3. Спиши. Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос
кому? или чему?

Упражнение 27. Спиши. В скобках напиши вопрос кому? или к чему?

 

Лена пришьёт воротник (.......................?) к платью.

Я обратился за помощью (...............?) к учителю.

Класс хорошо подготовился (.............?) к уроку.

Упражнение 28.1. Рассмотри картинки и прочитай
подписи. КЕМ РАБОТАЕТ?






Кем? Поваром Кем? Ткачихой.




Кем? Строителем.

Кем? Учительницей.


2. Рассмотри таблицу.


Кем? Чем?

повар строитель ткачиха учительница

ом, ем ои ей

снег J портфель пила буря


поваром.

3. Напиши слова парами по образцу: Повар _ (к. м7)


Упражнение 29. 1. Закончи предложения. Пользуйся словами из правого столбика. Измени их по вопросам и подбери нужное окончание.

бумага (-ом, -ой) кисточка (-ой, -ом) песня (-ей, -ем) вилка (-ой, -ом) ложка (-ой, -ом)

Суп едят (ч е м?).... Котлету едят (чем?).... Клей намазывают (ч е м?)... Дружи (с чем?) с.... Окна заклеили (чем?)....

2. Предложения запиши.

Упражнение 30. 1. Прочитай. Измени слова в скобках по вопросам к е м? ч е м?

1) Брат бросал песок лопатой, а я (совок). 2) Моя мать работает портнихой, а отец (лесник). 3) На завтрак мы ели рыбу с картофелем, а на ужин мясо с (лапша). 4) Зимой земля покрыта снегом, а летом (трава).

2. Спиши. Подчеркни слова, которые отвечают на вопросы кем? чем?


Упражнение 31. 1. Прочитай рассказ. Вставь пропущенные слова. Произнеси их по слогам.

Брат (с кем?)....................... решили убрать комнату.

Брат подмёл пол (чем?)....Сестра стёрла пыль (чем?).... Потом они вымыли посуду горячей (чем?).... Мама была довольна (кем?)... *

2. Спиши. Подчеркни слова на знакомые тебе правила.

Упражнение 32. 1. Прочитай стихотворение. Вставь имена в таком порядке: Оля, Паша, Даша, Лена, Нюра, Шура, Марусенька.

с... стряпать, с... шить, с... сено ворошить, песни петь с..., самою малюсенькой.

У меня сестрёнок семь. Помогать я буду всем! С... сеять, с... жать,, с... куклу наряжать,

(И. Саконская.)

2. Спиши первый столбик стихотворения. В именах пиши окончание -ей.

Упражнение 33. 1. Ответь на вопросы. Пользуйся словами правого столбика.


I



Чем пашут землю? Чем рыхлят землю? Чем сеют зерно? Чем убирают хлеб?

2. Ответы запиши.


комбайн сеялка борона трактор


Упражнение 34. 1. Измени предложения по образцу и запиши их.

Лиса с волком плохие друзья.


Лиса и волк — плохие друзья.

Брат и сестра учат уроки.

Галя и Игорёк посадили деревце.

2. Подчеркни слова, которые обозначают предметы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: