Части тела человека.,. ,. ,. ,. Части дерева

Слова для справок: руки, ствол, ветки, туловище, ноги, корни, голова, листья, шея, плоды.

2. Запиши. На какой вопрос отвечают записанные слова? Какие слова обозначают один предмет, какие — много одинаковых предметов?

Упражнение 13. 1. Прочитай предложения.

У нас новый письменный (ч т о?) стол. (У ч е г о?) У стола полированная крышка. Мы все рады (ч ем у?) новому столу. (Над ч е м?) Над столом висит картина. (В ч ё м?) В столе лежат мои книги.

2. Выпиши слово стол вместе с вопросами по образцу.
Обрати внимание на изменение букв в конце слова.

Что? стол. Чего? стола.

3. Прочитай ещё раз текст. Замени, где надо, слово
стол словом он.

Упражнение 14. 1. Прочитай рассказ.

Всю зиму у нас в школе жил (кто?) грач. (У к о-г о?) У грача было перебито крыло. Мы носили не

 

 

(кому?) грачу корм. Ребята ухаживали (з а к е м?) за грачом. На уроке русского языка мы писали рассказ (о ком?) о граче...

2. Выпиши слово грач вместе с вопросами по образцу.
Обрати внимание на изменение слов по вопросам.

Кто? грач. Кого? грач\а\.

3. Прочитай ещё раз текст. Замени, где надо, слово грач
словами он, птица.

Упражнение 15. 1. Допиши предложения по вопросам.

В нашей школе есть новая (что?).... (У ч е г о?) У... всегда толпятся ребята. (К ч е м у?) К... идёт дядя Миша — наш шофёр. Дядя Миша всегда следит (з а ч е м?) за.... Он возит нас (на ч ё м?) на...за город.

Слова для справок: машине, машиной, машины, машина, машине.

2. Замени, где надо, слово машина словом она. Прочитай рассказ.

Упражнение 16. 1. Вставь в предложения слова вопросам. Предложения запиши.

Моя (кто?)... заболела. Я очень скучаю (без к о г о?) без.... Я захожу из школы (к ком у?) к.... Мы (с к е м?) с... вместе учим уроки. Я люблю (кого?)... и забочусь (о ком?) о.... Я не хочу, чтобы она отстала от класса.

Слова для справок: подруга, подруге, подругу, подруги, подругой, подруге.

2. Замени, где надо, слово подруга словом она. Прочитай рассказ.

Упражнение 17. 1. Прочитай предложения.

Ракета облетела вокруг (чего?) суша

Земли.

Зерно сеяли во влажную (во что?) Родина

Землю.

Нет ничего дороже нашей (чего?) почва

Земли.

Моряки издали увидели (что?) планета

Землю.

2. Слово земля замени близкими по смыслу словами
из правого столбика. Пронаблюдай, как изменяются гласные буквы на конце слова земля.

3. Запиши любые три предложения. Подчеркни названия предметов.

комната

Упражнение 18. 1. Прочитай слово в рамке. Произнеси его по слогам. Назови гласные и согласные буквы.

2. Прочитай слова. Вставь их вместо точек по смыслу.

Комнатные, комната, комнатка. Маленькая...,... растения, классная....

3. Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

У нашего класса есть игровая комната. Это самая красивая комн...та в школе. На стенах к...р-тины к сказкам. В шкафах игры и игрушки. На полках лежат книги, г...зеты и ал...бомы.

4. Опиши игровую комнату по плану.

1) Какая она?

2) Что висит на стенах?

3) Что лежит на полках?

Упражнение 19. 1. Прочитай.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ.

У Марины гости. Ей сегодня десять лет. Бабушка испекла пирог. Папа купил фрукты и конфеты. Подруги подарили ей книги и игрушки.

2. Закрой текст и запиши его по памяти. Подчеркни
названия предметов.

3. После записи проверь, правильно ли выполнена работа.

Упражнение 20. 1. Прочитай рассказ.

Была перемена. Ребята бегали по классу. Витя встал на парту. Парта сломалась. Пришёл учитель. Стал спрашивать, кто сломал парту. Страшно было Вите, но он встал и сказал правду. Учитель ответил на это: «Плохо, что вы бегали в классе. Ещё хуже, что парту сломали. А за правду — спасибо».

2. Ответь на вопросы.

Что делали ребята на перемене? Как Витя сломал парту? Кто вошёл в класс? Как поступил Витя?

Что плохого отметил учитель в поступках детей? Что понравилось учителю в поведении Вити?

3. Запиши ответы на первый, второй, третий, четвёртый вопросы. Подчеркни названия предметов.

4. Как ты думаешь, что должен сделать Витя потом?

БОЛЬШАЯ БУКВА

В ИМЕНАХ ЛЮДЕЙ, КЛИЧКАХ ЖИВОТНЫХ, НАЗВАНИЯХ ГОРОДОВ, СЕЛ, ДЕРЕВЕНЬ, УЛИЦ

Упражнение 1. 1. Прочитай.

Моё имя Лена. Фамилия моя Фёдорова. Я учусь в третьем классе. Нашу учительницу зовут Евгения Сергеевна. В школе есть уголок природы. В нём живут попугай Гоша и хомячок Нюфик.

2. Напиши так о себе. Измени имена, отчества, фамилии людей, клички животных. Скажи, с какой буквы надо писать эти слова.

Имена, отчества, фамилии людей и клички животных всегда пишутся с большой буквы.

Упражнение 2. 1. Спиши. Подчеркни имена, отчества и фамилии людей.

Александр Сергеевич Пушкин — великий русский писатель. Весь мир знает его имя. На всех языках читают дети сказки Пушкина. Всем нравится умный работник Балда, храбрый Руслан.

2. Назови ещё несколько имён из сказок А. С. Пушкина.

Упражнение 3. 1. Вспомни, как надо писать дни недели.

П...недельник,...торник, ср...да, ч...тверг, пятн...-ца, су...ота, в...скресенье.

2. Составь список дежурных по своему классу на неделю. Укажи день, имя и фамилию дежурного.

Образец. ПонедельникВаня Яковлев. Упражнение 4. 1. Спиши. Вставь пропущенные слова.

1) Серёжа... не боится.... 2) Игорь... наблюдал.... 3) Иванова... возвращалась с....

Слова для справок: Морозов, морозов, Поля, поля, Муравьёв, муравьев.

2. Подчеркни имена и фамилии детей.

3. Объясни, почему одни слова написаны с большой бук
вы, другие — с маленькой.

"Упражнение 5. 1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

1) Алёша... делал домики для....2) Андрюша... любил слушать рассказы....3) Толя... привёз много....

Слова для справок: Скворцов, скворцов, Рыбаков, рыбаков, Арбузов, арбузов.

2. Подчеркни имена и фамилии детей. Объясни, почему одни слова написаны с большой буквы, другие — с маленькой.

Упражнение 6. 1. Спиши. Подбери нужные слова из скобок.

1) С ветки на ветку прыгала....За ней наблюдала собака.... (белка, Белка) 2) Конь... на соревнованиях взял первый.... (приз, Приз) 3) Солнце закрыла небольшая.... Корова... даёт много молока, (тучка, Тучка)

2. Объясни, когда нужно писать слова с маленькой буквы, когда — с большой.

Упражнение 7. 1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

М...сква — столица России. Каждый ден... М...ск-ва принимает много гостей. Шагают по ул...це Арбат моряки из Мурманска. Спешат на Красную площад... туристы из Канады. М...сква рада друз...ям.

2. Подчеркни большую букву в названиях городов и улиц.

Названия городов, деревень, сёл и улиц пишутся с большой буквы.

Упражнение 8. 1. Спиши. Подчеркни названия городов.

Мой дедушка — герой войны. Он защищал Москву. Дедушка был ранен под Смоленском. У него есть награды за освобождение городов Курска и Праги. Мой дедушка дошёл до Берлина.

2. Скажи, какие слова написаны с большой буквы. Объясни почему.

Упражнение 9. 1. Прочитай.

Издавна любит народ землю, на которой живёт. Эта любовь отразилась в названиях сёл и деревень.

Жили люди на вольном просторе и назвали своё село Вольное. Есть село Заречное, Горное, Светлое. А деревни какие! Послушайте: Ольховка, Берёзовка, Рощино, Овражки.

2. Запиши названия сёл и деревень.

Сёла: Вольное,...,...,.... Деревни:...,...,...,....

3. Объясни, почему они так названы.

Упражнение 10. 1. Прочитай. Называй пропущенные буквы.

В М...скве много театров. Но самый удивительный находится на ул...це Дурова. Выступают здес... м...дведи, обез...яны и другие звери. В театре ест... ч...чела птиц и зверей. С этими животными выступал Владимир Леонидович Дуров.

2. Спиши. Объясни, почему некоторые слова написаны с большой буквы.

Упражнение 11. 1. Прочитай.

В наш класс пришёл новый ученик. Его зовут Костя Дёмин. Он приехал из Москвы. Там. он жил на улице Полянка. Теперь его родители работают в Туле. Костя живёт недалеко от школы на Новомосковской улице. Мы быстро подружились с ним. Он хорошо рисует, играет в футбол.

2. Запиши ответы на вопросы.

Где жил раньше Костя Дёмин?

На какой улице был его дом?

В каком городе сейчас работают родители Кости?

На какой улице он живёт?

Упражнение 12. 1. Прочитай. Какие буквы надо вставить? Почему?

Таня Волкова жила в Сосновке. Однажды утром она шла в школу. Кругом был ле.... Вдруг навстречу Тане вышел лос.... Он был бол...шой и сил...ный. Таня не испугалась. Она спросила: «Есть хочешь?»— и кинула ему пиро....

2. Придумай окончание рассказа.

3. Запиши ответы на вопросы.

Где жила Таня Волкова?

Кого она встретила по дороге в школу?

Какой он был?

Что дала ему Таня?

Упражнение 13. 1. Подбери и запиши ещё по два слова на знакомые тебе правила. Назови их.

Альбом,...,.... Соловьи,...,....

Роща,........ Казань,...,....

Друг,...,.... Картина,........

2. Устно составь два предложения с любыми из слов.

Упражнение 14. 1. Допиши предложения. Из скобок выбери нужные слова.

Мы живём в (городе, деревне, селе).................... Я живу на улице.... Недалеко от нас находится (село,
город, деревня).....................

2. Объясни, как надо писать названия городов, деревень, сёл, улиц.

Упражнение 15. Ответь на вопросы. Ответы запиши.

На какой улице ты живёшь?

На какой улице живёт твой друг?

Какой адрес твоей школы?

Какая улица в твоём городе (селе) главная?

Упражнение 16. 1. Прочитай. Написание каких слов ты можешь объяснить?

Прочитай сказку Носова о Незнайке. Он жил в Цветочном городе. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. Приключения Незнайки и его друзей многому тебя научат.

2. Спиши. Подчеркни слова на знакомые тебе правила.

Упражнение 17. 1. Прочитай.

Первый год войны. Фашисты рвутся в Москву. У разъезда Дубосеково завязался жестокий бой. 28 бойцов генерала Панфилова сожгли 50 вражеских танков. Враг был остановлен.

Народ чтит память своих защитников. В Москве на улице Героев-панфиловцев стоит памятник этим солдатам.

2. Ответь на вопросы.

Куда рвались фашисты?

Где завязался бой?

Кто остановил вражеские танки?

Как народ чтит память героев?

3. Ответы запиши. Объясни, когда надо писать большую
букву в словах.

4. Скажи, о каких подвигах защитников Москвы ты ещё
знаешь.

СЛОВА, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТОВ

Упражнение 1. Прочитай.

Маша (что делае т?) Коля (что делае т?)
читает. пишет.
Лена (что делал а?) Саша (что дела л?)
читала. писал.
Вера (что будет де- Дима (что будет де
лать?) будет читать. лат ь?) будет писать.

2. Скажи, какие слова выделены. На какие вопросы отвечают эти слова?

Слова читает, читала, будет читать, пишет, писал, будет писать обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делает? что делал? что будет делать?

Упражнение 2. 1. Ответь на вопросы и напиши ответы.

Что будет делать Петя? Что делает он? Что делал Петя?




Что будет делать Валя? Что делает она? Что делала Валя?

2. Подчеркни слова, которые обозначают действия Пети и Вали, двумя чертами.

Вчера Сегодня Завтра

Упражнение 3. 1. Прочитай слова в рамке по слогам. Составь с каждым из них предложение.

2. Измени слова по образцу. Поставь к ним вопросы.

Сегодня Я рисую

. Я шью.

Я учу.

Вчера Я рисовал.

Завтра Я буду рисовать.

Упражнение 4. 1. Вставь пропущенные слова по вопросам.

Сегодня я (что дела ю?) читаю рассказ. Завтра я (что буду делать?) сказку.

Мой отец (что дела л?) строил этот дом. Теперь он (что делает?)... молочную ферму.

2. Предложения запиши.

3. Подчеркни названия действий предметов. Устно
поставь к ним вопросы.

Упражнение 5. 1. Спиши предложения. Из правого столбика подбери подходящие слова и вставь их вместо точек.

Кошка мяукает, а собака... крякает

Лягушка квакает, а утка... лает

Ласточка щебечет, а воробей мычит

Лошадь ржёт, а корова.... чирикает

2. Подчеркни названия действий. На какие вопросы отвечают эти слова?

Упражнение 6. 1. Узнай предмет по действиям.

Летает, жужжит, жалит — кто это?
Ходит, клюёт, воркует — кто это?

Рычит, лает, кусает — кто это?

Лежит, дремлет, мурлычет — кто это?

2. Спиши. Вместо вопросов пиши ответы.

3. Подчеркни слова, которые обозначают действия.

Упражнение 7. 1. Прочитай предложения. Что обозначают выделенные слова?

Идёт дождь. Идёт снег.

2. Скажи, что ещё можно сказать про дождь и про снег?
Подбери нужные слова.

Слова для справок: падает, льёт, кружится, каплет, моросит, метёт, барабанит.

3. Запиши сначала предложения про дождь, потом —
про снег.

Образец. Дождь идёт, льёт,...,...,....

Упражнение 8. 1. Вместо точек вставь названия действий по вопросу.

Ччто делал?

Что сделал?

красил раскрасил

клеил …

резал...

Что будет делать? Что сделает?

будет лепить слепит

будет шить …

будет гладить ….

2. Запиши слова. Скажи, на каком уроке ты выполняешь эти действия.

Действия предметов могут отвечать на вопросы: что сдела л? что сделает? прочитал прочитает

Упражнение 9. 1. Прочитай. Объясни значение слов. Лететь, пролететь, вылететь, налететь, прилететь. 2. Вставь в предложения нужные слова.

1) Мы (что делали?)... в Москву. 2) Мы (что сделал и?)... из Казани в два часа. 3) В Москву мы (что сделал и?)... через полтора часа.

3. Спиши. Подчеркни названия действий.

Упражнение 10. 1. Спиши. Вставь пропущенные слова.

1) Миша (что делал?) клеил фонарик. 2) Я (что сдела л?)... такой же. 3) Люда (что будет делат ь?) будет кормить кур. 4) Я (что сдела ю?)... цыплят.

2. Подчеркни названия действий. На какие вопросы они отвечают?

Вставь пропущенные

Упражнение 11. 1. Прочитай, слова.

1) Многие птицы (что делают?)... гнёзда.

2) Куропатка (что делает?)... гнездо в траве.

3) На уроках труда девочки (что делают?)...
кофты. 4) Лена (что делае т?)... фартук бабушке.

2. Предложения запиши. Что обозначают вставленные слова? Объясни их написание.

Упражнение 12. Спиши. Поставь к выделенным словам вопросы что делает? что делают? чтосделала? что сделал?

Образец. Вера (что делае т?) болеет.

Вера болеет. Она лежит в постели. Мама позвала врача. Врач пришёл к Вере. Он осмотрел девочку и выписал ей лекарство. Подруги навещают больную Веру.

Упражнение 13. 1. Прочитай стихотворение о ветре.
Ветер осенью летал.
Ветер листики считал.
Лист от ветки оторвался.
Ветер злился и сбивался.
13° (Д. Хармс.)

2. Ответь, что делает ветер.
Запиши так:

Ветер (что делае т?) шумит,...,...,„..,....

3. Скажи, почему злился ветер.
Упражнение 14. 1. Прочитай сказку.

Поймал кот воробья. Воробей был старый и умный. «Ты сначала умойся»,— сказал он коту. Положил кот воробья на землю. Языком облизался, лапой морду вытер. Воробей вспорхнул и улетел.

Вот почему теперь все коты сначала едят, а потом уже умываются.

2. Выпиши названия действий по вопросам.

Воробей (что сдела л?)...,...,.....

Кот (что сдела л?)...,...,........

Коты (что делаю т?)........

3. Подчеркни названия действий.

Упражнение 15. 1. Прочитай. О ком можно так сказать?

1) Вертится, как юла. 2) Дрожит, как заяц. 3) Ползёт, как черепаха. 4) Надулся, как индюк. 5) Пищит, как мышь.

2. Спиши предложения. Подчеркни названия предметов и действий.


3. Подбери подходящие слова.

1) Спит, как.... 2) Кривляется, как.. гает, как....

. 3) Прыгает, как ….

Упражнение 16, 1. Прочитай стихотворение. Скажи, какое оно, шутливое или серьёзное.

Я купила кошке к празднику сапожки, причесала ей усы, сшила новые трусы. Только как их надевать? Хвостик некуда девать.

(П. В о р о н ь к о.)

2. Спиши две первые строчки. Подчеркни названия действий. Устно поставь к ним вопросы.

Упражнение 17, 1. Прочитай слово в рамке. Составь с ним предложение.

шёл

2. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Ран...ше столяр р...ботал на з...воде. Потом он уш...л на пенсию. Однажды ш...л он по ул...це. Увидел мастерскую. Вош...л туда. Там работали школ...ники. Он стал помогат... им. Так столяр наш... л радость в жизни.

3. Подчеркни названия действий. Прочитай выделенные слова. Какую гласную ты напишешь после буквы ш в этих словах?

Упражнение 18. 1. Прочитай. Объясни написание слов с пропущенной буквой.

В...роны живут стаями. Одна птица сторож...т всю стаю. Увидит сторо... опасност... — громко каркает. Заметят вороны добыч... — крич...т. В...роны — мудрые птицы.

2. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни названия предметов и действий. Устно поставь к ним вопросы.

Упражнение 19. 1. Измени выделенные слова по образцу.

Огни горят. Огонь горит. Портфели лежат. Портфель.... Снежинки летят. Снежинка....

2. Подчеркни названия предметов и действий.

3. Найди слова на знакомые тебе правила.

Упражнение 20. 1. Измени предложения по образцу.

Гуси зашипели. Гусь зашипел.

Хлеба поспели............................

Плоды созрели..........................

Рощи опустели............................

2. Запиши составленные тобой предложения, слова найди на знакомые тебе правила.

рисовать

Упражнение 21. 1. Прочитай слово в рамке. Произнеси его по слогам. Назови гласные и согласные буквы.

2. Прочитай сначала название предмета, потом названия действий. Поставь к ним вопросы.

Рисует, нарисует, рисунок, срисовал.

3. Прочитай предложения.

Эти рисунки возьмут на выставку.

На уроке все рисовали зиму.

На других — густой ельник в снегу.

На одних рисунках — мальчики катаются на коньках.

4. Составь рассказ из данных предложений. Рассказ озаглавь и запиши.

Упражнение 22. 1. Преврати названия предметов в названия действий.

2. Запиши названия действий. Поставь к ним вопросы.

3. Составь и запиши два предложения с любыми из слов.

жар а Р      
беж е ж      
к корм О Р м      
С скрип к р и п      
с сторож т Р О    

Упражнение 23. 1. Прочитай.

По улице гуляет Дедушка Мороз,

иней рассыпает по ветвям берёз.

(С. Д р о ж ж и н.)

2. Выдели слова на знакомые тебе правила.

3. Спиши. Выучи эти строки стихотворения наизусть.
Приготовься писать их в классе по памяти.

Упражнение 24. 1. Прочитай вопросы и ответь на них. Назови имена и фамилии детей.

Кто ухаживает за цветами? Кто выдаёт игры и игрушки? Кто следит за чистотой?

2. Напиши рассказ «Наши поручения».

Начни так: В нашем классе каждый ученик имеет своё вручение'. Дальше запиши ответы на вопросы.

3. Подчеркни названия предметов и их действий.

Упражнение 25. 1. Рассмотри картинку и расскажи, что на ней нарисовано.



2. Напиши рассказ «Семья». Начни этот рассказ так:
Вечером вся семья дома.

3. Напиши дальше о том, кто чем занимается. Закончи
рассказ предложением о всей семье.

Упражнение 26. 1. Прочитай.

Дима и Таня ездили с классом на экскурсию.

Кто-то из них сказал: «Мне было очень интересно». Другой: «А мне было скучно».

2. Рассмотри картинки. Скажи, что могла сказать Таня, а что — Дима.




3.Прочитай рассказ о Диме.

Дима ездил с классом на экскурсию. Ему было там неинтересно. Сначала Дима спал. Потом смотрел, как купаются его товарищи.

4.Составь и запиши рассказ о Тане. Подчеркни названия предметов и действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: